С 1 января 2025 года в автобусах Ташкента прекращён приём наличных для оплаты проезда. Пассажиры могут использовать только банковские карты (бесконтактные), транспортные карты ATTO (в том числе виртуальные, открытые через мобильное приложение), платёжные мобильные приложения либо одноразовые билеты c QR-кодом, приобретённые через инфокиоски на улицах.

4 января Национальное информационное агентство Узбекистана (УзА) сообщило, что «теперь пассажиров, оплативших проезд наличными, будут штрафовать». 7 января сообщение перепечатал Telegram-канал компании «Тошшахартрансхизмат», а следом — большинство интернет-СМИ.

Инспектор столичного отделения Транспортной инспекции Салимжон Нишонбоев в интервью УзА говорит, что административная ответственность за приём оплаты наличными предусмотрена как для водителей, так и для пассажиров. По его словам, в первый раз пассажиров и водителя будут предупреждать, а потом их будут штрафовать, соответственно, по статьям 144 (безбилетный проезд) и 145 (безбилетный провоз пассажиров) Кодекса об административной ответственности. Сумма штрафа за безбилетный проезд составляет 1/10 часть базовой расчётной величины, или 37,5 тысячи сумов.

Вечером Министерство транспорта Узбекистана опубликовало заявление, в котором говорится, что информация о штрафах для пассажиров, оплативших проезд наличными на автобусных маршрутах Ташкента, является необоснованной. Указанные статьи применяются в случаях безбилетного проезда.

Проблемы

С отменой приёма наличности в автобусах возникли некоторые проблемы у пассажиров, не имеющих транспортных или банковских карт, не умеющих пользоваться мобильными приложениями либо просто не знающими о нововведении.

Корреспонденты «Газеты.uz» стали свидетелями того (видео), как житель Казахстана столкнулся с трудностями при приобретении билетов в инфокиоске. Во-первых, киоски не дают сдачу — нужно указать узбекистанский номер мобильного телефона, чтобы сдачу зачислили на его счёт. Во-вторых, нельзя оплатить сразу за несколько билетов — за каждый нужно платить отдельно с получением сдачи на телефонный номер.

В Главном управлении транспорта Ташкента сообщили, что в столице имеется 2644 автобусной остановки, при этом недалеко от них (в радиусе до 300 метров) имеется 5500 киосков для приобретения билетов. Однако на многих остановках, особенно на окраинах города, нет инфокиосков.

В некоторых инфокиосках заканчивалась бумага для печати билетов. В таких случаях рекомендуется сфотографировать QR-код с экрана киоска на смартфон (если он есть).

В некоторых кассах также отсутствуют транспортные карты ATTO. Кассиры сообщили корреспондентам «Газеты.uz», что карты появятся в ближайшее время.

Нельзя не отметить, что многие водители в первые дни нового года шли навстречу пассажирам и разрешали им проходить в салон, видя, что у тех не было возможности приобрести билет или они не знали об отмене приёма наличности.

Напомним, что билет с QR-кодом надо иметь при себе до конца поездки, чтобы в случае проверки его можно было показать инспекторам. Неиспользованный билет действителен до конца дня (купить его заранее на следующий день нельзя).

В управлении транспорта сообщили, что на остановках будут установлены дополнительные инфокиоски.