Средняя стоимость плова в Узбекистане выросла приблизительно на 15,6%, следует из данных Агентства статистики при президенте.

С декабря 2023 года по декабрь 2024 года средняя цена этого блюда за порцию выросла с 24 978 до 28 885 сумов. Примечание: тут не учитывается вес регионов (например, население или количество проданных порций плова), а просто высчитывается среднее арифметическое. Показатель с учётом веса данных может отличаться в зависимости от вклада каждого региона.

В разрезе регионов самая высокая динамика роста цен на порцию плова зафиксирована в Андижане — 28,9%. В то же время в Сырдарье цены увеличились всего на 2,1%.

Сегодня самый дорогой плов можно попробовать в Ташкенте, где его средняя цена составляет 35 744 сумов (+20,5% за год). Сравнительно дешёвый плов можно найти в Намангане — порция плова там стоит 22 201 сум (+11%).

Регион

Декабрь 2023 года (сум)

Декабрь 2024 года (сум)

Рост, %

Каракалпакстан

23 400

25 718

9,9

Андижанская область

24 200

31 184

28,9

Бухарская область

28200

33717

19,6

Джизакская область

25 000

28 762

15,0

Кашкадарья

26 600

30 688

15,4

Навоийская область

23 400

26 759

14,4

Наманганская область

20 000

22 201

11,0

Самаркандская область

27 000

30 480

12,9

Сурхандарья

25 400

28 575

12,5

Сырдарья

25 200

25 741

2,1

Ташкентская область

24 333

27 287

12,1

Ферганская область

21 500

26 602

23,7

Хорезмская область

25 800

30 939

19,9

Ташкент

29 667

35 744

20,5

По итогам 2024 года официальная инфляция в Узбекистане составила 9,8% — выше ожиданий ЦБ, а в декабре — 1%. За год картофель подорожал почти на 40%, морковь — 18,3%. Тарифы за газ в среднем стали дороже в 2,3 раза, электроэнергию — почти в 1,7 раза, пропан — на 30,9%, бензин — на 5,9%.

Индекс плова

Индекс плова — аналог индекса бигмака и индекса оливье. Данный показатель поможет понять, как меняются цены на продовольственные товары, а также является неофициальным способом определения паритета покупательской способности (ППС).

Статагентство готовит данные для индекса плова на основе ингредиентов самого популярного блюда в стране. Для этого формируется перечень ингредиентов для плова весом 1 кг в крупных предприятиях общественного питания, в том числе в «Ош маркази» («Центр плова»), расположенных во всех областных центрах, а также информация об их стоимости.

Паритет покупательской способности (ППС) — это способ сравнить, сколько товаров и услуг можно купить на одинаковую сумму денег в разных странах. Он помогает понять, насколько реальные доходы людей отличаются в разных странах, вне зависимости от курса валют.

Простой пример:

  • В Узбекистане на $10 можно купить корзину продуктов: хлеб, молоко, яйца и фрукты.
  • В США на $10 можно купить только хлеб и молоко.

Хотя номинально сумма одинаковая ($10), покупательская способность этой суммы в Узбекистане выше.

Почему это важно?

  • Сравнение уровня жизни: ППС помогает понять, насколько комфортно люди живут в разных странах при их доходах.
  • Корректировка ВВП: ВВП по ППС более точно отражает реальный размер экономики страны.

Таким образом, ППС показывает, сколько товаров и услуг можно реально приобрести за одну и ту же сумму денег в разных странах, убирая влияние колебаний валютных курсов.