В Узбекистане планируется сократить теневую экономику вдвое в течение пяти лет и привлечь дополнительно 20 трлн сумов в бюджет за 2025 год.
На заседании Сената Олий Мажлиса 19 декабря, где в том числе были утверждены основные направления налоговой политики на 2025 год, сенатор Абдулхаким Эшмуратов спросил, что планируется сделать в следующем году для сокращения теневой экономики, расширения доходной базы госбюджета, создания условий для предпринимателей, чтобы стимулировать их платить налоги.
Первый заместитель председателя Налогового комитета Мубин Мирзаев сообщил, что налоговые органы акцентируют внимание на цифровизацию налогового администрирования.
«Сокращение доли теневой экономики — это чувствительная, но приоритетная проблема… Мы обсудили самые актуальные вопросы в сфере и подготовили проект постановления президента по сокращению теневой экономики. На сегодняшний день мы представили его в Кабинет министров», — рассказал он.
Согласно проекту документу, за счёт сокращения теневой экономики планируется увеличить поступления госбюджета на 20 трлн сумов.
Из этой суммы 3,5 трлн сумов планируется привлечь за счёт выявления случаев лжепредпринимательства (создание предприятий организаций без намерения осуществлять уставную деятельность для получения ссуд, кредитов, освобождения прибыли от налогов или извлечения иной выгоды).
Речь идёт о фальшивых операциях по неучтённым товарам и услугам, когда компании оформляют документы на товары или услуги, которые на самом деле не существовали.
Также будут бороться с искусственным зачётом по налогу на добавленную стоимость, когда компании создают фиктивные документы для уменьшения суммы НДС, которую они должны заплатить в бюджет.
Налоговые органы также будут выявлять «фирмы-однодневки», через которые оборачиваются крупные суммы и создаётся безнадёжная налоговая задолженность. Это задолженность по налогам, которая считается невозвратной, потому что налогоплательщик не может её погасить из-за отсутствия реальных активов или её ликвидации.
В частности, планируется выявлять бенефициаров и владельцев имущества «фирм-однодневок, чтобы полностью взыскать неуплаченные налоги и нанесённый ущерб.
Второе направление — борьба с манипуляцией ценами для уклонения от налогов, особенно в сфере недвижимости и строительной отрасли, которая должна принести в бюджет дополнительно 1,5 трлн сумов поступлений.
Среди схем налоговых махинаций — застройщики или продавцы недвижимости оформляют сделки по цене гораздо ниже реальной рыночной стоимости, чтобы сократить налоги, которые рассчитываются на основе стоимости сделки, и скрыть часть доходов. Например, квартира, которая стоит 1 млрд сумов, официально продаётся за 500 млн сумов. В результате налоги уплачиваются только с 500 млн сумов, а остальная сумма передаётся «в конверте».
Вторая схема — физические лица вносят строительные материалы (например, цемент, арматуру, краску) в качестве вклада в уставной капитал компании. Материалы могут быть оценены по заниженной или завышенной стоимости. В результате уменьшаются налоговые обязательства компании.
Ещё одна схема связана с тем, что владелец передаёт объект недвижимости (например, квартиры или коммерческого помещения) в качестве доли или вклада в другой бизнес.
В этом случае объект оценивается гораздо ниже рыночной стоимости. Затем этот объект продаётся по заниженной цене, чтобы минимизировать налоги.
Налоговый комитет также будет отслеживать компании со значительным товарным остатком, которые регулярно проводят импортные операции, но указывают очень низкую рентабельность в 1%, чтобы уклониться от налогов.
Вместе с тем, совместно с Департаментом по борьбе с экономическими преступлениями планируется взыскать дополнительно 1 трлн сумов в сфере продажи алкогольной и табачной продукции.
За счёт информационных систем и риск-анализа органы также изучат таможенные льготы в разрезе каждого предприятия, случаи теневого ввоза товаров без указания в документах, декларирование по низким ценам, чтобы снизить таможенные пошлины, таможенный сбор и НДС. Эти меры, как ожидается, позволят взыскать дополнительно 4,3 трлн сумов.
«В следующие пять лет планируется снизить долю теневой экономики в два раза. Для этого Налоговый комитет, Таможенный комитет, Министерство экономики и финансов, Центробанк и Генпрокуратура будут совместно работать в ускоренном режиме», — резюмировал Мубин Мирзаев.
В начале этого года президент Шавкат Мирзиёев заявлял, что ущерб госбюджету Узбекистана от теневой экономики оценён в 30 трлн сумов, ущерб ВВП — в 135 трлн сумов. Почти 11 тысяч застройщиков (41%) в отчётах указали только 1 сотрудника. «Теневая экономика является большим препятствием для честно работающих предпринимателей», — сказал он.
«Газета.uz» разбирала первую версию проекта постановления президента о реализации комплексных мер по борьбе со теневой экономикой, который вызвал бурные обсуждения среди общественности. Среди предлагаемых мер были перевод в безналичную форму куплю-продажу недвижимости и автомобилей, зарплату сотрудникам бюджетных организаций и другое, отмена выплату налогового кешбэка при регистрации фискальных чеков, если оплата была совершена наличными, определение налоговой базы для застройщиков исходя из минимальной цены за 1 кв. м.
ТПП и Налоговый комитет Узбекистана тогда отреагировали на обсуждения проекта документа о борьбе с теневой экономикой, который также предусматривал контроль за p2p-транзакциями. Они заявили, что документ согласуют с общественностью.