Ифтар в сельской семье в Галляарале
Фотоистория Холиды Мусулмон
В исламской культуре приглашение гостей на ифтар считается благодеянием. Это повод забыть старые обиды и вместе ощутить радость от простых вещей. Фотограф Холида Мусулмон рассказывает о подготовке к ифтару семьи из села Чувиллок и мальчишках, за сладости и деньги поющих соседям перед разговением.
В исламской культуре приглашение гостей на ифтар считается благодеянием. Это повод забыть старые обиды и вместе ощутить радость от простых вещей. Фотограф Холида Мусулмон рассказывает о подготовке к ифтару семьи из села Чувиллок и мальчишках, за сладости и деньги поющих соседям перед разговением.
Семья Хусниддина Жумабоева из села Чувиллок Галляаральского района Джизакской области приглашает гостей на ифтар каждый Рамадан. Традиции следуют многие верующие, хотя она не является долгом мусульманина. Однако считается, что Богу приятно видеть благодеяния людей. Оно проявляется в том, что верующий человек накрывает стол нуждающимся, проводит время с близкими, укрепляя родственные связи.

Кроме того, от приглашения на ифтар не принято отказываться. Потому для тех, кто находится в ссоре, коллективное разговение становится поводом забыть обиды, чему в обычное время может мешать гордость.
реклама
реклама
В доме Хусниддина Жумабоева на ифтар соберутся родственники, друзья и соседи. В этом году на разговение глава семьи пригласил порядка 50 человек. Домочадцы начала готовиться к приёму накануне. Мужчины съездили на базар за продуктами, подготовили дрова, запаслись водой. В день приёма гостей женская половина семьи, несмотря на пост, занималась приготовлением ужина.
Для разговения традиционно подают финики и воду. К ужину во время Рамадана также принято готовить баурсаки, самсу. К столу подают сузьму, сладкую выпечку и нишалду. Последнюю на селе готовят сами.
К назначенному часу в дом Хусниддина Жумабоева стягиваются гости. Женщины и мужчины по обычаю ужинают раздельно. На селе считается, что так люди чувствуют себя комфортнее.
Незадолго до заката солнца по кишлаку рассыпаются мальчишки. Дети собираются небольшими группами и с песней заглядывают во дворы соседей в надежде получить сладости или деньги.
реклама
реклама
Мальчишек называют «рамазончи болалар», а их маленькие путешествия с песнями в кишлаке Чувиллок именуют «Ë Рамазон». В других регионах обходы называют «Рамазон келди» или просто «Рамазон». Дети поют о себе и своём маленьком ежегодном приключении, повторяющемся лишь в священный месяц Рамадан. Текст повествует о детях, которые поют «Ë Рамазон», просят подарки и желают добра тем, кто угостил их едой, напоил или подарил деньги.
Оригинальный текст:

Yo Ramazon aytib keldik eshingizga,
Qo'chqordek o'g'il bersin beshigingizga.
Oq tanga, ko'k tanga
Chiqara qoling, jon yanga

5 ming so'm pul.

5 ming pulning bog'i bor
Bog'ida anori bor.
anoridan yesangiz shaqir-shuqur puli bor.

Sop chiqing, sop chiqing tog'oraga sop chiqing
Tog'oraga sig'masa cho'ntaklarga sop chiqing.
Momo-momo uxlama, qurra-qura,
suprangizni it tortmoqda, tura-tura.

Uyingizning ustida oy ko'rdik
Hammadan sizni boy ko'rdik.
O'choqda kul, karmonda pul
Chiqara qoling, jon yanga, 5 ming pul.

Yo Ramazon aytib keldik eshingingizga,
Qo'chqordek o'g'il bersin beshingizga.

Duo qismi:

Bo'lchin-bo'lchin, bo'lchinboy,
Tog'da qo'ying yayrasin,
Qumursqaday qiyrasin.
Sarisudan sakrab o'tgan sari taka
umringiz uzoq bo'lsin Falonchi aka.
Вольная интерпретация «Газеты.uz»:

Мы пришли к вашей двери с песней «Ё Рамазон».
Пусть в вашей колыбели спит здоровый, точно ягнёнок, сын.
Тётушка, давайте сюда монету.

Пять тысяч сумов!
Тот, у кого есть пять тысяч, есть и сад.
А в саду есть гранат.
Того, кто пожертвует деньги, порадует хороший урожай.

Наполняйте подносы, выносите их,
А если угощения не поместятся, несите их в карманах.
Бабушка, не спите. Ваш дастархан уносят собаки. Вставайте же.

Мы увидели Луну над вашим домом
И решили, что вы богаче всех.
В очаге пепел — в кармане деньги.
Давайте сюда пять тысяч, дорогая тётушка.

Пришли к вашей двери с песней «Ё Рамазон».
Пусть в вашей колыбели спит здоровый, точно ягнёнок, сын.

Молитва:

Эй парень,
Пусть в горах пасутся твои отары,
Пусть блеют тысячи овец на лугах, точно сверчки в траве,
Пусть скачут через Сарису.
Долгих лет жизни вам, Фалончи ака.
Детьми Рамадана в кишлаке Чувиллок могут стать мальчики в возрасте 5-8 лет. Дети помладше считаются слишком маленькими, взрослым ходить уже не принято. По традиции мальчики должны начинать свой обход перед ифтаром. Однако в посёлке много собак, а на улицах темно, потому заботливые матери отпускают сыновей пораньше и ждут их до захода солнца.
реклама
реклама
Мальчишки с нетерпением ждут месяц Рамадан. За вечер они обходят 10-15 домов. Выбегают в свой поход верхом на осликах, выкатываются на велосипедах, ведут за собой воздушных змеев.
Каждую песню мальчики непременно заканчивают молитвой, желая хозяевам дома долгой, здоровой и благополучной жизни. Запыхавшихся от беготни и пения детей соседи встречают с улыбкой, дают напиться прохладной водой.

Детей помладше учат благодарить братьев за добрые пожелания. Мальчишки до 5 лет с нетерпением ждут, когда тоже станут большими и смогут бегать по кишлаку вместе со сверстниками. Девочки с грустью сожалеют о том, что им никогда не разрешат присоединиться к приключениям мальчиков.
В кишлаке девочкам запрещают становиться детьми Рамадана. Для них участие считается постыдным, хотя судя по архивным видео, ещё в 1992 году запрета не было.

Меня всегда расстраивало и обижало такое ограничение, поскольку эта беготня мальчишек казалась интересным и чудесным взаимодействием со сверстниками, которое происходит лишь раз в год. Я думаю, «Ë Рамазон» формирует детский характер и уверенность в себе, учит общаться с детьми и взрослыми и ценить себя. Но каждый год я сталкиваюсь и борюсь с новыми стереотипами, потому что родилась девочкой.
Ещё несколько качеств, которые «Ë Рамазон» формирует в мальчишках — это справедливость и финансовая грамотность. По правилам игры, дети поровну делят заработанные награды, потому и усилия, затраченные на их добычу, должны прикладывать все.

Полученные деньги мальчишки откладывают на школьные принадлежности, сладости и другие недорогие удовольствия. Девочки этого тоже лишены.

Когда солнце садится и приближается время разговения, дети возвращаются к семье, а в доме Хусниддина Жумабоева начинается ифтар.
Перед разговением в знак окончания очередного дня поста верующие читают молитву, пьют воду и едят пару фиников. Ужинать, как правило, не торопятся, поскольку вскоре наступает время четвёртой молитвы «шом» («магриб»). Приглашённые женщины и мужчины вместе с принимающими гостей коллективно молятся в разных комнатах. После молитвы приступают к еде.
Помимо повседневных и бытовых разговоров, собравшиеся обсуждают, кто и в какой помощи нуждается, кто проведёт следующий ифтар, а также договариваются о пожертвовании накануне Рамазан хаита.
Фото: Холида Мусулмон
Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию «Газета.uz». С условиями использования материалов, размещенных на сайте интернет-издания «Газета.uz», можно ознакомиться по ссылке.

Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Комментарии

Отправить Выйти Отменить От: Осталось 6000 символов.
Авторизация на Газета.uz

Авторизуйтесь на сайте, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям.