Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев 31 января провёл совещание по вопросам внедрения новой системы общественного транспорта в Ташкенте, Нукусе и областных центрах, сообщили пресс-служба главы государства и его пресс-секретарь Шерзод Асадов.

Ежедневно услугами общественного транспорта в стране пользуются более 10 миллионов человек, говорилось на совещании. Ранее президент говорил о планах закупки 2000 автобусов (из них 1000 — для Ташкента) в 2023 году. Однако, отметил он, без изменения действующей системы работы в транспортных управлениях и автобусных парках обеспечить обслуживание, соответствующее запросам населения, не удастся, сколько бы автобусов ни приобреталось.

Во всех регионах строятся новые дома, школы, детские сады, больницы и другие учреждения. Однако транспортная сфера не поспевает за темпом этих изменений и не отвечает требованиям современного развития, говорилось на совещании.

В некоторых областных центрах отсутствуют планы развития общественного транспорта. Общественный транспорт курсирует в основном в пиковые часы, поскольку транспортные компании привязаны к дневному плану выручки. В остальное время пассажирам приходится подолгу ждать на остановках или пользоваться услугами такси.

Шавкат Мирзиёев заявил о необходимости внедрения новой системы финансирования, организации автобусных маршрутов, обновления автопарка и совершенствования инфраструктуры.

В стране планируется отменить практику назначения дневного плана выручки (об его отмене сообщалось ещё в июне 2020 года).

Средства перевозчикам будут выделяться в зависимости от расстояния, пройденного автобусом, и удовлетворённости пассажиров качеством обслуживания (подробно о планах внедрения брутто-контрактов мы писали в ноябре). Качество обслуживания будет оцениваться по критериям прибытия ими на остановки без опозданий, а также удобства и санитарного состояния автобусов, отмечалось на заседании.

Для обеспечения рентабельности предприниматель, занимающийся перевозкой пассажиров на автобусе, будет гарантированно получать 10% оплаты за каждый километр, пройденный по маршруту с соблюдением условий.

В 2023 году эта система будет запущена в Ташкенте, Самарканде, Андижане и Ургенче, а в следующем году — в других областных центрах и Нукусе.

Кроме того, рассматривается вопрос введения удобных тарифов на проезд (годовых, квартальных, месячных, дневных и почасовых).

Президент подчеркнул, что до конца года все автобусные маршруты должны быть пересмотрены с учётом потребностей населения.

Хокимам областей совместно с Министерством транспорта и Транспортным университетом поручено к 1 июля разработать транспортный генплан всех областных центров, а также провести опросы среди жителей, изучить их запросы и пожелания. На это поручено выделить по 2 млрд сумов.

Обсуждались также предложения по стимулированию систематического обновления транспортного парка. Было предложено определить новизну автобусов основным критерием на открытых тендерах по маршрутам. В зависимости от этого при выборе перевозчиков гарантированный срок перевозки пассажиров по маршруту будет продлён до 7 лет (на автобусы старше 10 лет договор не будет заключаться).

Ежегодно при формировании средств, выплачиваемых перевозчикам, будут предусматриваться расходы на обновление 20% автобусного парка.

Кроме того, предпринимателям будет разрешено платить НДС по ввозимым новым автобусам в рассрочку. На закупку автобусов будет предоставляться льготный кредит сроком до 10 лет.