Центральный банк Узбекистана в обзоре денежно-кредитной политики за первый квартал проанализировал, как обменный курс влияет на цены.
Обменный курс может влиять на инфляцию напрямую за счёт изменения цен на импортную конечную продукцию, а также косвенно — за счёт изменения цен на импортное сырьё при производстве.
Анализ показал ускорение базовой инфляции при резком изменении курса, при этом в отдельные периоды курс оказывал влияние с определенной задержкой.
Изменение базовой инфляции и обменного курса в разрезе каждого месяца (в %).
Согласно предварительным результатам, обесценивание обменного курса на 1 процентный пункт в долгосрочной перспективе ускоряет базовую инфляцию на 0,28 процентных пункта.
Долгосрочное повышающее влияние колебаний курса на основные непродовольственные товары и услуги было относительно небольшим и составило от 0,18 до 0,16 п. п. соответственно.
В то же время курс оказывает более сильное ценовое давление на основные продукты питания — 0,42 п. п. Это связано, прежде всего, с тем, что эти товары неэластичны (спрос не меняется даже при изменении цен) и имеют высокую долю (в среднем 40−50%) в потребительских расходах домохозяйств.
Кроме того, из-за высокой доли импорта в основных видах потребительских товаров на внутреннем рынке (растительное масло, пшеничная мука, сахар, мясные продукты, картофель и другие) цены на продовольствие формируются за счёт изменения курсов валют.
Например, сахарные заводы в Узбекистане импортируют сырьё из Бразилии. В 2021 году из этой страны импортировано 619,7 тысячи тонн сахара-сырца на 319,7 млн долларов. Но из-за сложной геополитической ситуации, которая вызывает проблемы в логистике, обрываются цепочки поставок и ускоряется рост цен на продовольствие, Узбекистан столкнулся с закрытием некоторых путей поставок сахара, а это не может не влиять на цены, это отмечал и президент Шавкат Мирзиёев. В этом случае изменение курса будет влиять косвенно — через подорожание сырья.
Что касается зерновых, то Узбекистан завозит большую часть (около 90%) объёма этой продукции из Казахстана. В 2020 году в Казахстане было закуплено зерновых и продуктов из них (мука, крупы) на 666,1 млн долларов, а в 2021 году объём поставок круп составил 648,3 млн долларов (97,9% от всего импорта), муки — 92,9 млн долларов (97,2%). «Газета.uz» ранее объясняла, как запрет на экспорт зерновых из России может оказать косвенное влияние через Казахстан, который в прошлом году из-за неурожая закупал зерно в РФ. Здесь курс будет влиять как напрямую (через готовую муку), так и косвенно (зерно).
В марте сум резко обесценился, потеряв за полторы недели (с 9 по 18 марта) 6,1% стоимости — с 10897,27 до 11571,99 сума. Для стабилизации курса и снижения инфляционных ожиданий 17 марта Центробанк повысил ставку с 14% до 17%, с тех пор сум укрепился на 430,19 сума, или 3,7%.
В результате изменения внешней конъюнктуры и, соответственно, тенденций на внутренних рынках годовой уровень инфляции вырос с 9,7% в феврале до 10,5% в марте. Это выше траектории, которую ЦБ прогнозировал в начале года.
Базовая инфляция снижалась с января по февраль, но в марте достигла 9,1%. При этом вклад базовой инфляции в общую инфляцию увеличился до 6,9 п.п.
Нур
Странно, почему всем этим занимается Центробанк, а не Госкомстат? Или Госкомстат может только считать количество телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов на душу населения?
john smart
если ЦБ признает что обменный курс резко влияет на инфляцию то значить свои действиями ЦБ уничтожил местных производителей и теперь мы сильно зависим от импортного товара. Другое очень важное признание ЦБ что национальная валюта сильно укрепилась и все местные товары будут обходится дороже импортного из-за неправильного обменного курса сформированного из-за частого вмешательства в валютный рынок со стороны ЦБ. Итого мы цейтноте.
Что делать? Сокращать хлопковые поля и вместо них сажать масленичные сельхоз культуры или увеличивать пшеничные поля. Позволит ли текстильный лобби такому резкому повороту? Что бы не было и какое решение было бы принято: мы приближаемся к кульминации. Внешний долг мы не можем без конца увеличивать, золото тоже ограничено и его тоже без конца не можем продавать, экспорт без учета золота не покрывает импорт. За счет чего будем обеспечивать конвертацию национальной валюты?
Farkhad Mirakhmedov
@john smart, масличные культуры нерентабельны будут в наших условиях, и потом, земля стрдает даже больше, чем от хлопка
Abdulvahab Ruziev
Нур и Jon smart молодцы попадаете в точку!