Переход на взаиморасчеты в национальных валютах в торговле между странами — это неизбежный и очень хороший тренд. Об этом 25 апреля заявил заместитель министра инвестиций и внешней торговли Узбекистана Шухрат Вафаев на прошедшем в Ташкенте форуме «Иннопром».
«Это неизбежный и очень хороший тренд, когда расчеты в торговле между странами осуществляются в местных валютах», — заявил он.
По его словам, с исторической точки зрения валюты стран СНГ ещё «совсем молодые», а должно было пройти достаточно времени для создания институциональных основ, получения суверенного кредитного рейтинга, чтобы была уверенность в них.
Замминистра отметил, что российский рубль «достиг этого уровня» и в Узбекистане уже приступили к рублевым операциям в торговых отношениях. Кроме того, страна рассматривает и апробирует операции в китайских юанях.
«Надеюсь, что эта форма расчетов в международной, двусторонней торговле будет увеличиваться. С точки зрения рисков, для Узбекистана, допустим, торговля с Российской Федерации в рублях не представляет больших рисков, потому что мы все-таки больше импортируем из РФ, чем экспортируем, и нам всегда нужно больше рублей», — сказал замминистра.
Замминистра промышленности и торговли России Алексей Груздев назвал использование национальных валют в расчетах между различными странами «одним из инструментов, которые на сегодняшний момент надо развивать».
По его мнению, сейчас это более надежный и удобный инструмент, но для него надо дальше развивать инфраструктуру, увеличивать количество корреспондентских счетов.
«С точки зрения финансовых учреждений, нужно смотреть на баланс торговли, экспорта, импорта. Возможности, которые мы обсуждаем сегодня, будут приводить к большей стабилизации и выравниванию балансов по экспорту и импорту, потому что сейчас будут возрастать импортные потоки из стран Центральной Азии [в Россию], что является дополнительным стимулом для использования национальных валют. Не только для взаимных расчетов, но и в том числе для финансирования торговых и инвестиционных сделок», — пояснил Груздев.
По словам вице-министра индустрии и инфраструктурного развития Казахстана Марата Карабаева, приграничные регионы Узбекистана и Казахстана (например, Ташкент и Южноказахстанская область) уже используют сумы и тенге. То же самое в приграничной торговле между Казахстаном и Кыргызстаном, сказал он.
«В отношении Российской Федерации торговлю в местных валютах — тенге и рублях — мы начали намного раньше, это изначально был пилотный [проект], потом объем увеличивался. И сейчас текущая обстановка заставляет нас, чтобы это было в местных валютах, и в этом никаких проблем или вызовов не видим, спокойно переходим», — добавил вице-министр.
Замминистра экономики Азербайджана Ниязи Сафаров заявил, что к переходу на расчеты в национальных валютах относятся «достаточно спокойно и рассудительно», учитывая при этом существующий порядок взаиморасчетов, особенно в сфере торговли энергоносителями.
«Этот процесс потребует какого-то времени, чтобы найти окончательное решение. В целом у нас с обсуждением этого вопроса каких-то серьезных проблем нет ни со странами Центральной Азии, ни с Российской Федерацией», — добавил замглавы Минэкономики.
Центробанк Узбекистана не публикует ежедневную статистику по обменным операциям с иностранной валютой на регулярной основе, но 4 марта банки купили у населения валюту на 7,3 млн рублей и продали на 86,5 млн рублей. Днём ранее эти цифры составляли 5,4 млн и 60,1 млн рублей соответственно. Одним из факторов высокого спрос на рубли в Узбекистане был связан с импортёрами, заключившими контракты в российской валюте.
В середине апреля в Кыргызстане ряд банков временно остановил работу системы денежных переводов «Золотая Корона» в связи с перенасыщением рублевой массы и нехваткой наличных долларов. В Узбекистане такой проблемы нет, притока большого количества рублей не наблюдается, заявили в Центробанке.
reader
“мы все-таки больше импортируем из РФ, чем экспортируем“
Типо Узбекистан будет сливать свои сумы в Россию, вместо долларов (как это было раньше)? Интересно. Торговать еще ладно, но главное рубли не хранить в ЦБ иначе можно остаться с макулатурой. Лучше как раньше, золото, доллары, евро. А то курс рубля сейчас не рыночный, а не пойми какой.
Albert Sharafutdinov
Не представляют рисков? НУ, смотрите. Беру банк в котором обслуживаюсь. Разбег между продажей и покупкой рублей-20(!) рублей (а на неделе вообще был 25, — 116 и 141). То есть разница между ценой продажи и покупки- 17% (а была еще выше). Если это экстраполировать на сум то к цене сума за доллар в 11130 нужно прибавить те же 17% (1892 сума) и курс продажи сума за доллар составил бы 13022 сума. Но курс сума к доллару не 13022, а всего лишь на 60 сум (11190) дороже (а не 1892 сума как в случае с рублем). Этот ЖУТКИЙ разброс достигавший 20% именно и есть риски. У рубля есть номинальная, указанная стоимость в долларах на самом деле из себя ничего не представляющая. Купить то доллары нельзя на рубли (как у нас когда то совсем недавно), что и стало негативным фактором для желавших заработать в России. Тут уж скорее Тутберидзе тим и прочие представители российской культуры (и не только)сюда будут подъезжать в надежде заработать
Stork Maya
Торговля в рублях будет менее рискованно если Республиканская валютная биржа запустит обещанный рынок производных инструментов для хеджирования валютных рисков. Директор биржи обещал запустить фьючерсы в декабре 2021 года. Однако, пока тишина..
Erkin Kuchkarov
Россия имеет валюту на счету — пусть оплачивает в валюте. Зачем нам их риски брать на себя?
Zokirkhoja Isakhodjaev
Походу РФ все свои риски, решили разделить между странами ЦА
R. Lewine
Обидно и стыдно осознавать, что за 30 лет наша страна так и не обрела подлинную независимость. Если в 2022 году вся экономика Узбекистана зависит от них, это позор.
Always The Truth
Россия все это замутила, пусть теперь сама и решает а нам незачем их риски на себе брать.