Первый заместитель председателя Сената Олий Мажлиса Садык Сафаев 24 марта принял участие в панельной дискуссии «Либерализация торговли и экономическая интеграция» в рамках Ташкентского международного инвестиционного форума (видео).
В ходе обсуждения он заявил, что либерализация торговли тесно связана с общей политической обстановкой в стране. «Считаю, что они абсолютно связаны друг с другом, потому что, по моему убеждению, для экономического роста или большей экономической либерализации, либерализации торговли нужны другая политическая среда, система законов, другая система управления», — заявил он.
Сенатор заверил, что «в Узбекистане отчётливо привержены построению светской демократии, основанной на верховенстве права, открытом обществе и социально ориентированной рыночной экономике».
«Легко об этом говорить, но за каждым из компонентов этой формулы стоит чёткая программа действий. Поэтому это непросто, и поэтому программа реформирования в Узбекистане исходит из глубокого понимания того, что для того, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире, чтобы выжить в этой непростой среде, нужно не замедлять, а ускорять реформы», — отметил первый замглавы Сената.
По его словам, правительство стало «более прозрачным, подотчётным и доступным» благодаря тому, что в Узбекистан вернулись «многие прогрессивно мыслящие, ориентированные на реформы молодые люди с большим международным опытом». Их назначение на руководящие должности «было очень важным для эффективности правительства».
«Более того, я думаю, сочетание эффективного управления с более активным гражданским обществом предопределяет динамику последних изменений в Узбекистане», — сказал он.
Садык Сафаев подчеркнул, что «реформы в Узбекистане развёрнуты не для того, чтобы угодить кому-то в Брюсселе, в Вашингтоне, чтобы получить аплодисменты в Хельсинкской комиссии». «Это исходит из внутренней веры и убеждённости в том, что без реформ Узбекистан не сможет выжить в этих сложных условиях», — сказал он.
Сенатор отметил, что недавние президентские выборы в Узбекистане «продемонстрировали твёрдую волю населения не только продолжать, но и углублять реформы».
«Я мог бы, пожалуй, сформулировать это так: завершена фаза реформ 1.0, которая была также связана с основными, базовыми изменениями. Но сейчас время реформ 2.0, которые будут связаны с более глубокой политической и экономической модернизацией», — отметил он.
«В чём заключаются [эти реформы]?» — спросил Садык Сафаев и перечислил «семь аспектов будущих действий».
«Во-первых, свободное общество. Без обеспечения и гарантирования прав и свобод человека не добиться экономического роста и либерализации. Это всё связано», — заявил он.
«Во-вторых, справедливость и верховенство закона. Печальный опыт многих стран — и ближнего зарубежья, и на Ближнем Востоке, и на постсоветском пространстве показал, что отсутствие справедливости и верховенства закона ведут к дестабилизации или расколу в любой стране», — отметил Садык Сафаев.
Первый заместитель председателя Сената далее отметил важность антикоррупционной программы.
«В нашем парламенте и правительстве есть убеждение, что в борьбе с коррупцией в первую очередь нужно устранять корни, а не осуществлять преследование. А это означает либерализацию и отстранение правительства от непосредственного участия в экономике», — сказал он.
«Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы прекрасно понимаем, что реформы — это непросто, — продолжил Садык Сафаев. — Они обычно идут вместе с некоторыми дисбалансами, с инфляцией. И очень важна активная социальная политика, превентивные меры, которые не приведут к падению благосостояния населения, они очень важны для того, чтобы не дискредитировать программы реформ».
Сенатор назвал решающим фактором для успешных реформ и в то же время главной проблемой в Узбекистане наращивание потенциала (capacity building).
«Это крайне важно, в том числе для либерализации. Можно приказать людям провести какие-то реформы и, может быть, учесть внутреннюю дисциплину узбекистанцев. Они будут реализованы, но я не думаю, что они будут успешными. Люди должны не только внедрять реформы, но и верить в них. И это как раз о наращивании потенциала», — подчеркнул он.
Наконец, седьмое ключевое направление либерализации — это «совершенно новая внешняя политика», сказал Садык Сафаев.
«Я могу подробно рассказать о внешней политике, но позвольте мне остановиться и закончить одним сильным заявлением для этой аудитории. Эта страна, без сомнений, продолжит процесс реформ. Вы можете быть уверены, что демократизация и построение либеральной рыночной экономики будут основной моделью деятельности правительства, парламента и гражданского общества», — подчеркнул он.
Ранее мы писали, что в этой же дискуссии участвовала заместитель советника президента Галина Саидова, которая назвала преимущества и риски для Узбекистана при проведении либерализации торговли.
Kaym Adbylaev
А как это будет выглядеть по жизни интерстно
Отабек
Чтоб решить проблемы, сначала нужно признать что они существуют.. признают что есть коррупция, бедность, проблемы с демократией, с реформами, с очковтирательством, со справедливостью и верховенством власти. и.т.д, все это вселяет надежду.. побольше эффективных управленцев в правительство, чтоб реформы были более эффектифнее и быстрей. о то в последнее время замечаем что некоторые реформы в области предпринимательства и налогообложения.. делаются методом “проб и ошибок“..
zorro zorro
“В нашем парламенте и правительстве есть убеждение, что в борьбе с коррупцией в первую очередь нужно устранять корни, а не осуществлять преследование.“ А чтобы устранить корни нужно ускорить принятие закона о декларировании доходов и имущества государственных служащих. Вот уже более 5 лет ведётся разговор о декларировании доходов и имущества государственных служащих но закон так и не принимается. Эта медлительность даётся коррупционерам и взяточникам принять превентивные меры по сокрытию своих незаконных доходов. На это указывает и информация об утечке данных из крупного швейцарского банка, где присутствуют и клиенты из Узбекистана.
Саша Егоров
В реформы люди верят, а вот руководителям реформ, нет.
евгений цой
Сколько лет ещё верить во что-то и кому-то? Жить хочется сегодня и сейчас, а не надеждами и верой во что-то.. при нашем потенциале, желании трудиться и при нормальных условиях давно обошли бы многих. Саудиты смогли за 30 лет построить страну в пустыне, в чем у нас проблемы? Думаю, все в честном желании сделать благополучной свою страну, своих граждан а в реалиях такое ощущение, что властьимущие боятся обогащения своих граждан, потому что благополучный гражданин более избирателен и требователен.. очень жаль, но разговорами ничего не изменится
Renat Akchurin
Эстония провела все нужные реформы за 3 (!) года после распада СССР в 1991 году, у нас уже 30 лет одни и те же разговоры — реформы, реформы, реформы..
Была бы политическая воля, давно бы все перереформировали.
Антон Павлович
@Renat Akchurin,
+++ И ВВП на душу населения в 15!!! раз выше.
Ильдар Мухамедьянов
Дайте дорогу молодым амбициозным!
Ahtam Shay
Это только гуманитарные аспекты. Но реформирования постсоветской экономики должно начаться с глубокого разгосударствления. То есть максимального сокращения возможностей вмешательства чиновников и силовиков в частное предпринимательство, основанное на свободном защищённом законами доступе и владении природными ресурсами, особенно землёй и водой в условиях аридного климата Узбекистана. Когда появится многочисленный класс мелкого и среднего независимого от чиновников бизнеса, тогда и появится необходимость и возможность реализации этой вышеперечисленной гуманитарной надстройки. А так будет просто очередная псевдодемократическая декорация.
Раздайте народу землю для начала для свободного дехканства
Bahodir Jumaev
Экономическая реформа не удалась, реформа образования не удалась, реформа образования не удалась, остальные сотни реформ не удались, удалась жизнь тех кто эти реформы придумали. Так что дорогие сограждане затягивайте пояс на следующие 30 лет ибо мы простой народ Узбекистана в планы чиновников на улучшение жизни не входим. Результат всех предыдущих реформ каждый второй если не первый хочет скорее свалить из Узбекистана потому что на их доходы сложно даже прокормить семью об остальном можно не говорить.
Farrukh Sharakhmedov
Всё это очень красиво звучит, но на деле увы..
Davron Akramov
30 лет высокой безработицы и коррупции, ситуация тяжелая
Ahtam Shay
И население страны выросло до 40 млн. К 2030 году будет 50 млн.
Ahtam Shay
Территории нынешнего Узбекистана нанесён непоправимый ущерб насильственным внедрением монокультуры хлопчаиника для интересов военной экономики СССР., в основном для изготовления пороха.
Миллионы гектаров плодородных земель сельхоз назначения для садоводства и животноводства были уничтожены варварской их эксплуатацией многолетними посевами хлопчатника с жестокой химизацией и механизацией. коренному населению пришлось выполнять приказы по рабской работе на этих плантациях. И даже сейчас экономика не может отказаться от этого хлопкового проклятия. И из 6 млн орошаемых земель сейчас осталось только 3 млн. Остальные засолены и погублены. И долго их восстанавливать придётся.
А что с Аральским морем произошло? Оно высохло, А потому что Москва обманула, пообещав восполнить воду Арала водами из Сибири.
Позитивно, что наконец правительство будет поощрять повышение плодородия почвы землепользователями