Международная коалиция Cotton Campaign 10 марта объявила о прекращении призыва к глобальному бойкоту хлопка из Узбекистана, сообщили «Газете.uz» в пресс-службе Министерства занятости и трудовых отношений.
Это заявление было сделано с учётом основных выводов отчёта «Узбекского форума по правам человека», в котором отмечено отсутствие систематического принудительного труда в период сбора урожая хлопка 2021 года.
«Это историческое достижение стало результатом многолетней настойчивой работы узбекских активистов гражданского общества, международных правозащитников и транснациональных брендов, а также приверженности правительства Узбекистана делу искоренения принудительного труда», — говорится в сообщении.
Cotton Campaign призывает правозащитные организации, инвесторов и бизнес к ответственному подбору поставщиков из Узбекистана для того, чтобы «реформы продолжали приносить пользу узбекским работникам, фермерам и гражданскому обществу».
Напомним, в ответ на петицию узбекских активистов гражданского общества 2009 года (по другим источникам, бойкот объявлен с 2006 года), призывающую бойкотировать узбекский хлопок, компании начали брать на себя индивидуальные обязательства, а Cotton Campaign объявила о бойкоте узбекского хлопка. С тех пор 331 бренд и ритейлер, включая C&A, Gap, H&M, Levi Strauss&Co, Tesco и Walmart, обязались бойкотировать узбекский хлопок.
«После того, как за последние 12 лет мы убедили сотни компаний не закупать узбекский хлопок, мы рады объявить, что пришло время снять с себя эти обязательства. Теперь компании сами должны проводить оценку соблюдения трудовых прав и принимать решения в отношении закупок в Узбекистане», — цитирует министерство слова Патрисии Юревич, генерального директора Responsible Sourcing Network и соучредителя Cotton Campaign.
Патрисия Юревич и глава Минтруда Нозим Хусанов. Фото: Минтруда
Хотя в отчёте «Узбекского форума по правам человека» говорится, что сбор хлопка осуществляется без систематического принудительного труда, наблюдатели обнаружили случаи принуждения и вмешательства со стороны местных властей, а также отдельные случаи принудительного труда, сообщили в Минтруда. Кроме того, независимые группы, осуществляющие мониторинг на местах, «не могут зарегистрироваться и свободно работать, что ставит под угрозу достигнутый прогресс».
Узбекистан имеет большой потенциал стать привлекательной страной-поставщиком текстильных изделий, предлагая новые предприятия, отвечающие современным требованиям, и возможность обеспечения полной прозрачности и отслеживаемости цепочки поставок.
«Сегодня мы празднуем, но наша работа продолжается, чтобы помочь построить справедливую и гуманную индустрию в будущем», — отметила Элисон Гилл, член руководящего комитета Cotton Campaign и директор Программы по принудительному труду GLJ-ILRF (цитата по Минтруда).
По её словам, теперь есть возможность создать новый вид цепочки поставок, в которой поставщики и бренды имеют реальную прозрачность в отношении трудовой практики и могут инвестировать в права работников и поддерживать высокие трудовые стандарты.
«Вместо того, чтобы заставлять производителей конкурировать за самые низкие цены и, в свою очередь, снижать трудовые стандарты, бренды должны работать с поставщиками и трудовыми организациями над созданием ответственной бизнес-модели, основанной на справедливой практике закупок, чтобы обеспечить достойный труд на всех уровнях цепочки поставок», — сказала она.
Cotton Campaign призвала все бренды, заинтересованные в закупке хлопка из Узбекистана, провести комплексную проверку на соблюдение прав человека, чтобы обеспечить соблюдение трудовых прав на всех этапах производства, включая хлопковые фермы, хлопкопрядильные и ткацкие фабрики, производственные предприятия, а также рассмотреть наличие надёжных, независимых механизмов предотвращения принудительного труда, мониторинга, рассмотрения жалоб и средств правовой защиты.
Беннетт Фриман, соучредитель Cotton Campaign и бывший заместитель помощника госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда, заявил, что высоко оценивает роль президента Шавката Мирзиёева «в инициировании и осуществлении исторических реформ, необходимых для прекращения принудительного труда и реформирования хлопкового сектора Узбекистана».
«Теперь мы призываем правительство Узбекистана открыть пространство для гражданского общества и создать благоприятную среду, необходимую для ответственного отбора поставщиков, который привлечёт мировые бренды и защитит трудовые права и права человека», — отметил он.
Председатель Национальной комиссии по противодействию торговле людьми и принудительному труду, председатель Сената Танзила Нарбаева заявила, что снятие бойкота с узбекского хлопка, в первую очередь, позволит ведущим мировым предприятиям текстильной промышленности выйти на узбекский рынок.
По её словам, это будет способствовать созданию в стране новых рабочих мест для миллионов людей, внедрению международных стандартов в сфере сельского хозяйства, увеличению экспорта текстильной продукции и дальнейшему развитию международного сотрудничества в этой сфере.
Международная организация труда 1 марта заявила, что Узбекистану удалось исключить принудительный и детский труд из производственного цикла в хлопководстве в 2021 году. По словам гендиректора МОТ, теперь у Узбекистана есть возможность занять более высокое место в производственно-сбытовой цепочке, создав миллионы достойных постоянных рабочих мест в текстильной и швейной отраслях.
В апреле 2020 года министр занятости и трудовых отношений Узбекистана Нозим Хусанов обратился к Cotton Campaign с просьбой снять бойкот на использование произведённого в стране хлопка. В коалиции тогда ответили, что «брендам нужны дополнительные гарантии защиты прав трудящихся».
Sanjar Rajabov
Президент молодец. Еще один символ каримовского наследия ушел в историю..
Albert Sharafutdinov
@Sanjar Rajabov, Что значит каримовского? Это что в 1991 начали детей брать на хлопок?
Раисахон
@Albert Sharafutdinov, нет, но в 1991 не перестали.
Ali Chakra
Респект правительству Узбекистана, это ещё раз показывает, что Узбекистан на правильном пути.
Ahtam Shay
Когда же Узбекистан будет поставщиком одежды, а не только поставщиком хлопко волокна и текстиля для фабрик одежды в Бангладеш и др. странах?
Баходир Отажонов
Сегодня 10.03.2022 г я видел вдоль дорог как работники предприятий принудительно сажают саженцы
Madina Shayakubova
Танзиля Камаловна, молодец!
Sanjar Rajabov
@Madina Shayakubova, а она при чем?!
Abdulaziz Komilov
Отличные новости. Хоть валюты станет больше. В данное время у Узбекистана отличная возможность перетянуть на себя региональные филиалы/производство крупных брендов и корпораций, ушедших из РФ. Но они не станут работать в условиях сплошной коррупции и кумовства. Нужно срочно всю гниль вычистить, ускорять реформы, упрощать процедуры и дать четкий сигнал миру — “Мы готовы. Никто с вас взяток сдирать и усложнять работу не будет. Вы будете защищены. Добро пожаловать.“ Можно дать полные налоговые каникулы, бесплатные услуги консалтинга по законодательству дать, пока не поставят бизнес на рельсы. А потом и налоги и рабочие места будут постепенно. Это временное окно возможностей и нужно воспользоваться, пока есть шанс.
Алишер Кенжаев
Осталось только датьсвободу фермерам, чтобы они выращенный ими хлопок могли продавать сами напрямую покупателям, а не через монополированные государством структуры т.е. не через министерства и кластеры, а НАПРЯМУЮ. ФЕРМЕР ДОЛЖЕН БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ В ВЫБОРЕ ПОКУПАТЕЛЯ И ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ПРАВО САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕАЛИЗОВЫВАТЬ ПРОДУКЦИЮ, А НЕ КОРМИТЬ ПРИХЛЕБАТЕЛЕЙ
Iff Kupidonoff
Одной проблемой стало меньше, за что огромная благодарность президенту. Рабский труд всегда малопроизводителен. А детский тем более. Мировое признание наших изменений в сфере человечности это очередная победа над проклятым наследием ИАКа.
Теперь нужно наводить порядок с ужасающей коррупцией в этой отрасли, жившей еще со времен СССР. Строить заводы по переработки сырья в нитки и ткани. Продавать сырье это низ + коррупция. Нужно продавать продукцию и товары. Развивать отрасль. Тогда коррупция отойдет и настанут рыночные отношения.
Это настоящая победа. Всех поздравляю с окончанием рабства!
Alisher Алишер
Горжусь своей страной и больше начал ценить нашу независимость. В то время как некоторых стран топят санкциями, Узбекистан выходит из этого болота и мы становимся ближе к цивизиованному миру.