Фото: Мадина Аъзам / «Газета.uz»
На велосипеде я забываю, что у меня одна нога
История одного спортсмена
Фото: Мадина Аъзам / «Газета.uz»
На велосипеде я забываю, что у меня одна нога
История одного спортсмена
В 2010 году 11-летний Аброр Артиков попал под поезд. В результате трагедии мальчику ампутировали ногу по бедро. Он учился принимать нового себя и однажды попробовал сесть на велосипед. Череда падений и ушибов отточили его баланс. Аброр полетел. Вскоре он познакомился с тренером по велоспорту и начал заниматься профессионально. Эта история — о непоколебимости духа одного параспортсмена национальной сборной Узбекистана, которая, по словам его тренера, способна поднять Аброра Артикова на пьедестал Паралимпиады Париж-2024.
Аброру Артикову 23 года. Он живёт в Чирчике, профессионально занимается велоспортом, ходит в горы, отжимается 100 раз за два подхода и учится на втором курсе Университета физической культуры и спорта, где изучает теорию и методику футбола. Друзья называют его Аби. Его жизнь полна возможностей, несмотря на то, что однажды он лишился ноги.
Фото: Мадина Аъзам / «Газета.uz»
«Поражение — это думать, что с тобой, что-то не так»
«Это произошло 12 лет назад. Я тогда учился ещё в 6-м классе. Несчастный случай. Как говорится, по неосторожности. Попал под поезд, когда возвращался домой по железнодорожным путям. С тех пор моя жизнь разделилась на до и после», — рассказывает Аброр.

Жизнь «до» — это жизнь простого озорного мальчугана, который любил похулиганить и побоксировать. Родители были против его увлечения боксом из-за травмоопасности этого вида спорта. Особенно переживала мама. Увлечение пришлось оставить, но ничего. Как говорит Аброр, он недолго расстраивался из-за запрета заниматься боксом, потому что у него был футбол.

«После уроков мы с одноклассниками частенько гоняли мяч на футбольном поле. Мне это очень нравилось. Домой всегда возвращался пыльным», — вспоминает он.

В детстве Аброр хотел стать врачом и спасать людей. Понял это, когда впервые посмотрел сериал «Доктор Хаус». С каждой новой серией ему всё больше и больше хотелось быть похожим на гениального Грегори Хауса. Но судьба распорядилась иначе. Врачом он так и не стал, а видами больниц насытился, признаётся, вдоволь.

В год несчастного случая Аброр перенёс три операции. Своим спасением он обязан Тохиру Содиковичу, хирургу Республиканского научного центра экстренной медицинской помощи (16-я горбольница — ред.).

«Мы до сих с ним общаемся, созваниваемся по телефону. А иногда он даже приезжает в гости. В нашем доме ему всегда рады, – говорит парень. – Он как-то сказал, что если бы тогда меня хотя бы на час раньше привезли в Ташкент, ногу, возможно, удалось бы спасти – пришили бы обратно. Но случилось то, что случилось».
Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
Как вспоминает Аброр, первое время он не понимал, что с ним происходит. Было сложно прийти в себя и осознать, что теперь придётся как-то жить с одной ногой. Он отказывался в это верить, постоянно задавался вопросами «Почему со мной? За что?», но не мог найти справедливые ответы.

Принять себя нового Аброру помогли родители: они были рядом и всегда поддерживали сына. Семья живёт скромно: мать работает уборщицей в школе, отец — грузчиком.

«Несмотря на это, родители никогда ни в чём мне не отказывали и старались делать всё возможное, что было в их силах. Я им за это очень благодарен», — рассказывает он.

Семья просила Аброра не падать духом. Он не сразу услышал родителей, но время дало понять: главная сила Аброра — непоколебимость духа.
реклама
реклама
«Да, издевки были, особенно со стороны детей, из-за того, что я одноногий. Да, меня это задевало. Но сейчас я научился не обращать на это внимание, и уж тем более ни на кого не обижаться, — говорит парень. — Когда вы думаете, что с вами, что-то не так, вы уже проигрываете. Нельзя разрушать себя негативными мыслями и поддаваться слабости. Считаю, что жизнь все равно прекрасна, какие бы кислые лимоны она не подкидывала».

После перенесённых операций Аброр полгода провёл в инвалидной коляске. Потом отец принёс ему костыли и научил на них ходить. Дома есть протез, но поскольку он весит девять килограммов, Аброр редко его надевает. Говорит, что на костылях у него получается передвигаться намного легче и быстрее.

У Аброра вторая группа инвалидности. Его пособие составляет 600 тысяч сумов в месяц. Сумма небольшая, особо не разгуляешься, но он благодарен и за такую помощь.

«С виду может показаться, что мне ничего не нужно, — отмечает Аброр. — Лично мне действительно особо ничего и не нужно, а вот на велосипед я трачу много».

Впервые он сел на велосипед в 9 лет. А после поезда – спустя два года благодаря школьному другу Толику. Тот дал ему покататься на своём велосипеде. После нескольких неудачных попыток удержать равновесие, падений и ушибов Аброр всё-таки смог найти баланс и проехался с ветерком.
«Мне практически сразу далась езда, – вспоминает он. – В основном падал с велосипеда, когда натыкался на камни или объезжал ямы. Думаю, за всё время упал примерно 20-30 раз».

Позже родители подарили ему собственный велосипед. К тому моменту он уже уверенно чувствовал себя на двух колесах. В 2020 году вместе с отцом они продали первый велосипед и за полтора миллиона сумов взяли модель поновее.

На нём Аброр сейчас ездит в магазин, по делам, на встречи. Он постоянно совершенствует свой велосипед: покупает крутые детали, заменяет запчасти.

«Сейчас не представляю свою жизнь без велосипеда. Когда сажусь на него, как будто превращаюсь в птицу, чувствую себя свободно и легко. Обо всём забываю, в том числе о том, две ноги у меня или одна», — рассказывает Аброр.
реклама
реклама
Не кататься, а тренироваться
Летом 2020 года Аброр катался на велосипеде вместе с друзьями. Это было на газалкентской трассе, где обычно тренируются велоспортсмены. Аброра заметил тренер по велоспорту Достон Олламов.

«Он тренировал своих ребят. Увидел меня, подошел и сказал, что неплохо езжу на велосипеде. Сказал, будет здорово, если решусь заниматься велоспортом профессионально. Так мы обменялись контактами, и я пообещал, что приду к нему на следующую тренировку».
Достон Олламов
Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
В 2018 году Достон Олламов завершил спортивную карьеру и устроился тренером в Чирчикский колледж олимпийского резерва.

«Хорошо помню нашу первую встречу с Аброром, — рассказывает он. — Парень сильно впечатлил меня своими умениями, несмотря на ограниченные возможности. Я увидел в нём потенциал, поэтому не раздумывая предложил заниматься у меня».

В тот же день после встречи с Аброром тренер Олламов попробовал покрутить педали велосипеда одной ногой. Несмотря на то, что он посвятил профессиональному велоспорту 12 лет, у него ничего не получилось – он не проехал и 10 метров.

«Если долго и усердно тренироваться, можно научиться держать баланс, но ездить при этом быстро — со скоростью 40-50 км в час — крайне сложная задача», — отмечает Достон Олламов.

Через два дня после знакомства с тренером Аброр пришёл в олимпийский колледж на свою первую тренировку. Достон предоставил ему форму и велосипед, на котором когда-то ездил сам.

«Его велосипед не подходил для тренировок, так как весил около 15 кг. Я отдал ему свой алюминиевый Scott», — рассказывает тренер.
Однако для соревнований парню нужен велосипед с рамой из карбона — углеродного волокна. Такие легче алюминиевых, аэродинамичнее. Поэтому карбоновые велосипеды лучше подходят для гонок. Но стоят они дорого — в среднем 6-8 тысяч долларов.

Тренировки для Аброра проходят бесплатно. Достон Олламов помогает парню как может. Старается быть ему и тренером, и другом. Например, ближе к соревнованиям он одолжит карбоновый велосипед для Аброра у своего брата, известного велосипедиста и участника Олимпиады в Токио Муроджона Холмуродова.

«Если честно, до встречи с Достоном Заировичем я был простым уличным парнем. Мало что воспринимал всерьёз, много гулял и не знал, чего хотел», — вспоминает Аброр и добавляет, что интерес к велоспорту у него возник не сразу.

«Это сейчас для меня спорт – смысл жизни. Вокруг него строятся мои мечты и амбиции. Но помню время, когда я не был уверен в выбранном направлении. Мне до сих пор стыдно это вспоминать, но я пропал спустя две недели тренировок».

«Аброр почти месяц не выходил на связь, — вспоминает Достон Олламов. — Оказывается, он в это время пробовал себя в фехтовании, и как выяснилось, ему не особо там понравилось».

Через месяц Аброр вернулся на тренировки и с тех пор не пропустил ни одного занятия.

«Он физически очень сильный, — говорит тренер Олламов. — Я его тренирую наравне со здоровыми спортсменами. Аброр не отстаёт от них и со всем справляется. Выносливей многих других ребят».
Для Достона Олламова Аброр —первый параспортсмен за тренерскую практику. Сейчас у него около 30 подопечных, которых он ежедневно тренирует. Занятия начинаются в 10 утра.

«Встречаемся общей группой на базе, в колледже. Я и ещё один тренер сопровождаем спортсменов на машине, чтобы обеспечить их безопасность. Они едут в шахматном порядке, а мы следуем за ними с включённой “аварийкой”, — рассказывает Достон Олламов. —Обычно выезжаем за город на газалкентскую или янгиибазарскую трассы, где поменьше машин».

Сезон активной езды на велосипеде — с февраля по ноябрь. Длительные тренировки позволяют укрепить силу, выносливость и базовую спортивную форму. В тёплое время года тренировка длится от 5 до 10 часов, в холодное – 2-3 часа.
реклама
реклама
«В декабре и январе мы слезаем с велосипеда и занимаемся ОФП (общая физическая подготовка — ред.). Бегаем, прыгаем, качаемся, ходим в горы, — отмечает тренер. — Аброр тоже ходит в горы на костылях, и кстати, очень хорошо справляется с подъёмами и спусками».

Дома у Аброра есть велосипедный станок, доставшийся ему от тренера. На нём он ежедневно тренируется после обеда. Достон Олламов присутствует на домашних тренировках, чтобы подстраховывать Аброра.

«Работаем минут 40 на дистанцию и ускорение», — говорит тренер.

По его словам, станок позволяет выполнять многие упражнения более эффективно и безопасно в сравнении с тренировкой на шоссе. Например, на станке оттачивают каденс — частоту педалирования.
«Мало только попасть, мне важно победить»
В ноябре 2021 года Аброр Артиков занял второе место на Открытом чемпионате Узбекистана по паравелоспорту, выступая в классе C2 (односторонняя ампутация выше колена — ред.). Это позволило ему попасть в Параолимпийскую сборную Узбекистана.

Сейчас Аброр готовится к Чемпионату Азии по велоспорту, который пройдет в Душанбе в марте 2022 года. На соревновании ему нужно проехать 22 км в индивидуальной гонке.

«Для велосипедистов Чемпионат Азии — очень знаковое событие. Если попасть туда и войти в тройку призёров, то можно обратить на себя внимание, попасть в какой-нибудь солидный велоклуб, — говорит Достон. — Тогда будет больше соревнований, больше опыта. Клуб полностью обеспечивает спортсмена. Предоставляет велосипед, форму».
Фото: Мадина Аъзам / «Газета.uz»
Успех на Чемпионате Азии позволит Аброру попасть на Летние Азиатские игры 2022 года в Ханчжоу. Но главная цель — Париж, Летние Паралимпийские игры 2024.

«Мало только попасть, мне важно победить», — уточняет спортсмен.

«Нужно понимать, что не все станут победителями. Но спорт воспитывает стержень и закаляет характер, — считает Достон Олламов. — Поражение — это тоже победа, как бы парадоксально это ни звучало. Ведь человек все равно получит какой-то урок от жизни и когда-нибудь сможет себе сказать: “Я хотя бы попробовал”».

Достон Олламов очень хочет поднять финансовое положение своего подопечного, ищет спонсоров среди бизнесменов, ведь для достижения успеха на международном уровне нужны международные возможности дома.

«Он мог бы получить олимпийскую стипендию. И потом все себе позволить. Рассчитываем на себя, своих знакомых и просто добрых людей, которым не все равно. На то, чтобы что-то от кого-то получить уходит время. А если мы потеряем время, нам не видать хороших результатов», — рассказывает тренер.
реклама
реклама
Человек с мечтами и целью
Ближе к соревнованиям у Аброра начинается бессонница. Не может уснуть от предвкушения состязаний.

«Тренер говорит верить в себя, ставить наивысшие цели и никогда не сдаваться, — делится Аброр. — Я тоже хочу стать тренером и помогать людям обретать себя и, возможно, становиться чемпионами».

Чуть позже он признается, что давно мечтает о шоссейном велосипеде итальянского производителя Pinarello. Велосипед очень дорогой (около 15 тысяч евро), поэтому пока это просто объект его желания.
Фото: Мадина Аъзам / «Газета.uz»
Парень живет спортом, но несмотря на это у него есть ещё одно увлечение — ремонт электроники. Этому он обучался в колледже. А вот что касается девушек, то на них у него совершенно нет времени.

«Мне 23, и пока мое сердце свободно. Желание отношений есть, но я понимаю, что это будет отвлекать, — признаётся Аброр. — Например, на соревнованиях голова точно будет не на месте. А ещё же драться за неё придется… Нет! Пока не до этого», — говорит молодой человек и краснеет от смущения.

Достон Олламов поддерживает выбор своего подопечного. По его словам, сейчас ему действительно лучше сосредоточиться на карьере.

«Я ему в самом начале ещё сказал, мол, давай сейчас займемся спортом и добьёмся результатов на всю жизнь, — вспоминает тренер. — У него действительно есть возможность стать параолимпийским чемпионом. А для этого в первую очередь нужна дисциплина. Без неё все усилия и тренировки – насмарку».

По словам Достона Олламова, с Аброром ему повезло. Он трудолюбивый, талантливый и очень любознательный. Всегда задает вопросы о велоспорте. Для своего тренера Аброр — однозначно будущий чемпион.
Автор текста Наталья Силкина.
Авторы фотографий: Евгений Сорочин, Мадина Аъзам / «Газета.uz».
Видео: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию «Газета.uz». С условиями использования материалов, размещенных на сайте интернет-издания «Газета.uz», можно ознакомиться по ссылке.


Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Комментарии

Отправить Выйти Отменить От: Осталось 6000 символов.
Авторизация на Газета.uz

Авторизуйтесь на сайте, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям.