Фото: Феруз Рустамов
Как я стал тревел-фотографом в Узбекистане
Как я стал тревел-фотографом в Узбекистане
В 2017 году фотографу из Самарканда Ферузу Рустамову случайно предложили снять отчёт о поездке туристов по Узбекистану. Так он заинтересовался жанром и в поисках интересных кадров начал путешествовать по стране и за границей. Британское издание The Guardian упомянуло Феруза Рустамова в материале об Узбекистане, а издательство Hertfordshire Press признало его одним из лучших фотографов Центральной Азии и разместило его работу на обложке книги The Silk Road: Revisited. «Газета.uz» спросила фотографа о работе, мечтах и особенностях работы.
О начале карьеры
В 2011 году на ежегодном фестивале узбекской культуры «Асрлар садоси» мой одноклассник дал мне воспользоваться своей зеркальной камерой. Я тогда сразу понял, что фотографирование – крайне увлекательное занятие.

Фестиваль «Асрлар садоси». День, когда я впервые взял камеру в руки.

Позже начал писать статьи для самаркандского портала «Афишка.уз». Однажды фотограф издания не смог выйти на съёмку и меня попросили заменить его. С тех пор всё чаще и чаще стал работать фоторепортёром.

В этом начинании мне помог создатель портала «Афишка.уз» и мой наставник Бобур Рахимов. Он помог мне с приобретением техники. Моя первая камера Canon 600D стала большим толчком в моей будущей карьере.

Несколько лет я занимался репортажной съёмкой, работал на вечеринках и семейных торжествах. В 2016 году моё любопытство фоторепортёра привело меня к месту строительства мавзолея для первого президента Узбекистана Ислама Каримова. За съёмку усыпальницы меня на три дня забрали в отделении внутренних дел. Мне не позволили позвонить родителям. Они искали меня все эти дни.

Меня спрашивали, не снимаю ли я для международных СМИ, в том числе «Озодлика», о котором я тогда ничего не знал. В отделении было несколько человек. Все мы спали во дворе. Я спал на скамейке. Три дня нас не кормили, но во дворе был кран с водой, поэтому мы могли хотя бы пить.

У меня забрали паспорт и телефон. Документы вернули через пару недель, а телефон – через месяц. Я был напуган.
Летом 2017 года в качестве фотографа я принял участие в ралли Ташкент – Аральское море. Это была первая крупная поездка по стране. Я впервые увидел остатки Арала и даже поплавал в нём.

Несколько месяцев спустя мне предложили сопроводить туристов в качестве фотографа. Это был тур Самарканд-Бухара-Хива.

Я и раньше бывал в Бухаре и Хиве, а в Самарканде вовсе жил. Но можно всю жизнь прожить в этих городах и ничего о них не узнать. Экскурсоводы много рассказывают об истории городов и их настоящем. Это открыло мне Узбекистан с новой стороны.
Это была очень интересная работа, которая значительно пополнила моё портфолио красочными фотографиями туристических мест. Я вдохновился красотой архитектуры, ремёслами, традициями и кухней Узбекистана, прочувствовал истории, которые можно было передать через фотографию.
Я сразу решил, что хочу выкладывать больше туристического контента в своём Instagram. Это решение умножило мои поездки по стране, их становилось всё больше. Я хотел показать всю республику, спрос на мои услуги постепенно увеличивался и самое главное – моя работа мне безумно нравилась.
реклама
реклама
О поездках
Я не тревел-фотограф в классическом понимании этого направления. Обычно тревел-фотографы постоянно меняют страны, снимают красивые места и продают свои работы. Путешествия и съемка – зачастую инициатива самого фотографа. Он сам выбирает место и время.

У меня же все поездки запланированы: забронирован отель, организован транспорт. Я ни о чем не думаю, просто двигаюсь по программе. Мне не особо хочется быть классическим тревел-фотографом. Моё стремление в том, чтобы меня приглашали, поездки были организованы.

До карантина мне удалось поработать в нескольких городах России, Казахстане и Дубае. В 2021 году я дважды посетил Кыргызстан, а также был в Турции по приглашению туристической компании.

В Кыргызстан меня пригласили как блогера. Такие поездки мне тоже интересны. Нам всё организовывают, но не ставят задачи по материалу, хотя в любом случае получают красивые фотографии.
Моя цель – сделать красивую фотографию, потому что красивая картинка привлекает зрителя. Одно дело, когда ты видишь в интернете тысячи красивых фотографий неизвестных авторов, другое – когда ждешь публикации определённых фотографов, которые тебе нравятся.

Иногда наши соотечественники, переехавшие на постоянное место жительство в другие страны, делятся со мной, что рассказывают об Узбекистане своим зарубежным друзьям через мои фотографии. Меня это вдохновляет. Это объясняет, почему я хочу делать красивые фотографии.

Я почти никогда не фотографирую для себя. Исключения – организованные походы в горы с группой. Этим летом, например, я отправился в горы Ойгаинг в Ташкентской области вместе с организатором туристических поездок Wolf Travel Mount и солдатами. Мы полетели туда на военных вертолётах, чтобы покорить четырёхтысячник и дать название этой вершине. Там также проводились учения на ледниках и скалах. Я сделал несколько кадров.
Из наиболее впечатляющих меня регионов Узбекистана я бы назвал Сурхандарьинскую область. Мне очень нравится природа и исторические памятники этого региона. Он отличается от других каньонами, необычными горами и остатками буддийских храмов.
Из всех мест, которые удалось посетить, мне очень запомнилась природа Кыргызстана, особенно высокогорное озеро Сары Челек (в переводе с кыргызского – жёлтая чаша). Оно находится на высоте 1878 м на территории Сары-Челекского биосферного заповедника.
В целом же трудно сказать, какая страна впечатлила меня больше других. На карте мира ещё много белых пятен. В странах, которые я уже посетил, ещё много мест, где я не был и которые ещё не снимал.

Сам я очень хочу посетить тропические острова и джунгли, сфотографировать местную флору и фауну. Мне нравится снимать дикую природу и животных — это очень сложно и увлекательно. Надеюсь, когда-нибудь мои фотографии дикой природы попадут на страницы журнала National Geographic.
Об успехе
Раньше я часто участвовал в различных конкурсах, но последние два года совсем не занимаюсь этим. Считаю, что это плохо, потому что конкурсы – хорошая возможность почувствовать конкуренцию. Это заставляет работать лучше. Они также важны для карьерного роста. Благодаря конкурсам фотографа могут заметить потенциальные работодатели и предложить ему участие в интересных проектах.

В последний раз я участвовал в конкурсе от Государственного комитета по развитию туризма в 2019 году. Я тогда победил в шести номинациях. Размер моего приза составил 12 млн сумов.

В 2019 году британское издание The Guardian упомянуло мой Instagram в путеводителе для пеших туристов по Узбекистану. Количество моих подписчиков резко возросло. Сегодня их у меня 25 тысяч.

Во время карантина со мной связалось британское издательство Hertfordshire Press. Путешественник и главный редактор британского журнала Open Central Asia Ник Роуэн предложил мне принять участие в создании книги о нашем регионе The Silk Road: Revisited. Я предоставил ранее отснятые материалы.

Исчтоник: discovery-bookshop

«Так получилось, что наше издательство сотрудничало с лучшими фотографами Центральной Азии, снимки которых покорят сердце любого человека», – написало Hertfordshire Press о процессе создания графической составляющей книги, над которой мы работали.

Мои работы появились не только на страницах этой книги, одну из них разместили на обложке.

Этим летом я также сопровождал французского тревел-фотографа Эллиотта Джулиана в его 20-дневной поездке по Узбекистану. Мы снимали материал для книги 100 Experiences of Uzbekistan.

Я также стал амбассадором компании Aviasales в Ташкенте в рамках проекта «Короче», который объединяет десятки городов. В проекте гиды и фотографы рассказывают, что посмотреть в их городе и куда сходить.
реклама
реклама
Об особенностях работы
Весной и осенью – в разгар туристического сезона – я все время провожу в поездках. Это самое благоприятное время для красивых фотографий. Меня вдохновляют путешествия, процесс и результат съёмки, а также отзывы моих подписчиков.

Сейчас люди уже не боятся камер так, как раньше. Даже сотрудники органов внутренних дел относятся к человеку с камерой без того подозрения, которое было несколько лет назад. Они тоже привыкли к фотографам и никак на нас не реагируют.
Мои фотографии часто используют туристические фирмы и паблики. Чаще всего они указывают авторство, хотя встречаются и те, кто пренебрегает этикой и авторским правом. Но я не придаю этому большое значение. Меня больше волнует, какие фотографии используют в рекламных кампаниях с намерением рассказать о туристическом потенциале Узбекистана.

Помимо туристической фотографии, я работаю в репортажном жанре. Мне очень нравится снимать спортивные события, концерты и другие мероприятия. У меня есть отдельный Instagram для таких работ. «Репортажка» – очень азартный жанр. Я сравниваю его с охотой. Люблю запечатлевать эмоции и моменты, передавать динамику и атмосферу.

Я пробовал себя в жанрах fashion (мода) и food (еда) фотографии, но оставался недовольным результатом, понимал, что у меня нет опыта.
Заработок фотографа зависит от многих факторов: базы клиентов, гонораров, предприимчивости. Я никогда не считал, сколько я зарабатываю в месяц. Для меня деньги – вещь нестабильная и не заслуживающая большого внимания. Мы можем пытаться экономить, но иногда можем потратить всё, только потому что мы заболели или разбили чужую машину – так я отношусь к деньгам.

Большой Чимган

Наш мир построен на процессах передачи информации. Фотография – один из способов её передать. Поэтому в кадре важно запечатлеть историю. Фотография – это документ. Она сохраняет память о явлениях и подтверждает то, что они были. Она напоминает человечеству, что жизнь состоит из моментов.

Автор фотографий: Феруз Рустамов.

С условиями использования материалов, размещенных на сайте интернет-издания «Газета.uz», можно ознакомиться по ссылке.


Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Комментарии

Отправить Выйти Отменить От: Осталось 6000 символов.
Авторизация на Газета.uz

Авторизуйтесь на сайте, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям.