Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
Редкий экземпляр
Зачем дизайнер из Ташкента реставрирует старые автомобили и мотоциклы
Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
Редкий экземпляр
Зачем дизайнер из Ташкента реставрирует старые автомобили и мотоциклы
В свободное время дизайнер со средним медицинским образованием Михаил Пашков реставрирует автомобили и собирает оригинальные мотоциклы. Где найти достойный реставрации экземпляр, можно ли его продать и заработать на этом – в материале «Газеты.uz».
Из медика в художники
Когда мне было 9 лет, отец посадил меня на мопед. Любовь к технике, мотоциклам, машинам и спорту привил именно он. Мама работала в конструкторском бюро на авиационном заводе. С ней мы всегда выигрывали олимпиады по черчению, и, думаю, благодаря ей я стал увлекаться рисованием, а в 15 лет и вовсе начал рисовать граффити.
Семья мечтала, чтобы я занялся челюстно-лицевой хирургией. Но я хотел адреналина – гонять на сноуборде, трюки на велосипедах выделывать, рассекать на мотоциклах. Дело-то молодое. На хирурга же мне пришлось бы учиться до 32 лет.

Тем не менее среднее медицинское образование я всё-таки получил. Изучал фельдшерское дело в Ташкентском медицинском колледже имени Боровского. После учёбы около четырёх месяцев работал в скорой помощи. Потом уволился и пошёл учиться на массажиста. В итоге я — профессиональный массажист, с двумя дипломам. Два года я ставил людей на ноги после травм.
После колледжа было желание поступать в архитектурный институт. Но работая массажистом, я начал изучать 3D-моделирование, поскольку решил, что хочу стать дизайнером интерьеров. Собственно, этим сейчас и занимаюсь.
От «Запорожца» к стальной BMW
Новые машины меня совсем не интересуют. Весь драйв именно в работе со старыми автомобилями. Первая машина у меня появилась в 17 лет. Это был «Запорожец», на котором я учился вождению. Дальше махалли на нём, конечно, никуда не выезжал. Да и вообще, я в нём больше ковырялся, чем ездил. В итоге мы с отцом привели его в идеальное, так сказать, магазинное состояние, и позже продали.
Все фотографии кликабельные. Нажмите на изображение, чтобы увидеть описание.
После «Запорожца» у меня появилась белая б/у «Шестёрка» (ВАЗ 2106). Я визуально её доработал, привел салон в порядок, поменял лицевую часть, нанёс аэрографию на капот и тоже продал.

В 2014 году купил себе Chevrolet Niva, хотя поехал на машинный базар покупать «Мерседес». Проездил на ней полтора года и подарил её отцу. Он ездит на ней и сегодня. После взял BMW стального цвета, на которой до сих пор катаюсь. Она любимая. Пришла ко мне в неплохом состоянии, с 200-тысячным пробегом.
Я поменял на ней диски, установил передний бампер M-версии – с более мощным двигателем, спортивной подвеской и продуктивными сиденьями, сделал тюнинг капота bad boy из стекловолокна, машина стала «нахмуренная», со «злым» прищуром. Кроме того, сделал аэрографию на потолок в салоне – нарисовал космос и вставил светодиоды для имитации звёзд.
Также установил крутые спортивные сидения с электроприводом, покрытые алькантрой (искусственная замша). Залез в подвеску автомобиля, сделал её пожёстче и, наконец, – поставил хороший звук, чтобы музыка звучала безупречно. Эту машину продавать не собираюсь.

Помню, первое время, когда садился за руль этого авто, я не верил, что действительно владею такой тачкой. Представьте радость человека из простой рабочей семьи, который толком ничего такого не видел. И вдруг он прикасается к мечте, которая раньше казалась недосягаемой.
Кстати, это был второй раз, когда я шёл за «Мерседесом», а взял BMW. «Мерседес» всё-таки тоже хочу, но как вторую машину.

Больше люблю заниматься стайлингом автомобилей, изменением их стиля: подбирать хорошие диски, занижать подвеску, менять бампер, обновлять салон. При необходимости можно и в «сердце» машины залезть. Но я предпочитаю этого не делать. Тюнинговать двигатель, конечно, хорошее и интересное дело, но чем больше его прокачиваешь, тем менее надёжным он становится.
Есть особое удовольствие в том, что садишься в свой готовый автомобиль, едешь на нём и понимаешь, на что было потрачено столько времени и сил. Реставрация помогает мне отдохнуть и отвлечься от рутины, от этого бешеного мира, что нас окружает.
реклама
реклама
В прошлом году купил «Восьмёрку» (Lada 2108). Она была старенькая, в не очень хорошем состоянии. Но я её восстановил, поставил на ход. Отдал её в автомастерскую, где мне переварили кузов, а с отцом мы уже доработали визуальную часть. Сделали из неё конфетку и продали человеку, который покупал себе первую машину.
Мотоциклы — это любовь
В душе я, как и отец, больше мотоциклист и очень люблю мототехнику. Мое хобби – это больше реставрация мотоциклов, нежели автомобилей.
Все началось с первого собранного вручную мотоцикла. Это был 2016 год. Зима. Через два месяца открытие мотосезона. Я снял в аренду большой бетонный гараж. Сделал там хороший свет, накупил инструментов (дрели, набор ключей). Позвал махаллинских ребят к себе в гараж и предложил вместе с нуля и вручную создать кастомный мотоцикл.

Я был уверен в своих дизайнерских и конструкторских способностях. И когда через знакомых нам в руки попал двигатель от квадроцикла, мы начали работать. От товарища мне достались детали от мотоцикла Harley-Davidson: подножки, задняя фара, крыло, выхлопная система и еще разные мелочи.
В итоге он был собран, и получился именно таким, каким я его себе и представлял. Мы поехали на открытие мотосезона и удивили абсолютно всех заядлых мотоциклистов. Это было круто! Мотоцикл в дальнейшем купили. Новый владелец поставил его дома возле камина.

Продавать было, конечно, жалко. Но вырученные деньги я запустил в следующий проект – «дрифт трайк» (гибрид картинга и велосипеда). В 2017 году в США был бум на эту тему. Там они были очень популярны. Я неделю сидел над чертежами. В результате у нас с друзьями получилась машина не хуже заводской, произведенной в Америке.

Я продал «дрифт трайк», «Восьмёрку» и купил себе BMW, причем самую редкую модель в кузове купе — BMW-E36. Она была в очень плохом состоянии. Но мы с отцом привели её в порядок и продали в сентябре этого года.

Фото: Михаил Пашков

Сейчас у меня на реставрации два мотоцикла, каждому по 50 лет. Гонялся за такими два года. Это чешские мотоциклы «Ява» (Jawa), 1971 и 1972 года. В неплохом состоянии. Мы с отцом нашли их в посёлках за Янгиюлем. Один из них достался от деда, который ездил на нем до 79 лет. У него же мы купили запчасти, причем новые – в коробках. Второй взяли тоже по объявлению у одного мужика, который, как и дед собирается уезжать за границу.
Поиск деталей – не самое простое занятие. Если мы берем в работу старые или японские мотоциклы, приходится всё заказывать. Запчасти к тем же «Явам» уже не производят. Поэтому то, что у деда оказались новые детали, – удача. Обычно на поиски приходится тратить много времени.

Я ещё не начал реставрацию, а покупкой мотоциклов уже интересуются. Старые мотоциклы ценятся и растут в цене, если в них сохранены все заводские детали: оригинальное зеркальце, задний плафон, которого обычно не бывает, крышки на карбюраторе. Есть три-четыре детали, которые в целом повышают стоимость мотоцикла.
Портрет покупателя
Машины и мотоциклы после реставрации покупают в основном коллекционеры. Они, скорее всего, не будут на них ездить. Они будут наслаждаться покупкой, вспоминая себя ребёнком, чья юношеская мечта иметь «Шестёрку» или мотоцикл «Ява», наконец, сбылась. Им не жалко денег, потому что эмоции бесценны.
Моя детская мечта – жёлтый Porsche 911 Carrera (1989-1992 года). Я видел его в фильмах, рекламе, клипах. Хочу взять его в среднем состоянии.

Я знаю, что сяду за старую машину. В новых моделях можно отпустить руль и автомобиль тебя сам довезёт до дома. Но мне это не интересно. В том то и дело, когда у тебя такая старая тачка, с огромной мощностью, всё зависит только от тебя, от того, какой ты пилот.

Если мне удастся взять такой экземпляр, детали придётся заказывать в Европе, где много коллекционеров. Возможно, смогу найти их в Японии. Но никак не ближе.
Есть ещё одна мечта – Audi TT. Она была на обложке дневника в восьмом классе. На тот момент это был недосягаемый спорткар. Недавно чуть не купил её вместо «Нивы», что пошла под реставрацию. Но отказался от покупки, поскольку за неё слишком дорого просили. Возможно, когда-нибудь возьму её под реставрацию.
реклама
реклама
С запчастями для неё будет полегче. Всё, что касается технической части этой машины, можно в изобилии найти в соседнем Казахстане. Но чтобы прокачать её, придётся обращаться к автолюбителям Европы.
Прекрасная эпоха
Выходя из подъезда во двор, вижу молодых ребят, лет 12-13 лет, которые дни напролет глядят в телефон. У меня в их возрасте руки почти всё время были в солидоле, я гонял на мопеде и даже школу из-за этого пропускал.

Сейчас вижу детей, у которых нет интереса ни к технике, ни к спорту. В моё время ребята в гараже с болгарками обычный мотоцикл «Урал» пытались превратить в «Харли Дэвидсон»
Меня многие знают с разных сторон. Кто-то знает как мотолюбителя, кто-то как дизайнера, фотографа, как граффити-художника. Можно быть многогранным, но главное – чтобы по-настоящему нравилось то, чем занимаешься.

Реставрацией занимаюсь в свободное время. На заказ практически не работаю. Если делаешь для кого-то – это уже не хобби, во-первых, а во-вторых, запала такого не будет и энтузиазма. Возможно, будет монетизация реставрации мотоциклов. Потому что больше интересно заниматься именно старыми мотоциклами.
Я стараюсь заниматься всем, что мне интересно. Потому что жизнь одна, и времени, к сожалению, у всех нас не так много. К любому делу подхожу с готовность полностью себя ему посвятить. Когда я занят творчеством, весь окружающий мир уходит на второй план. Мне нравится из ничего создавать что-то уникальное, вызывающее интерес у людей и дарящее им эмоции.
Текст подготовила Наталья Силкина
Авторы фотографий: Евгений Сорочин, Михаил Пашков.

Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию «Газета.uz». Запрещается любое использование графических и иных материалов, размещенных на сайте www.gazeta.uz, принадлежащих «Газета.uz» и иным третьим лицам.


Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите историю на sp@gazeta.uz

Комментарии

Отправить Выйти Отменить От: Осталось 6000 символов.
Авторизация на Газета.uz

Авторизуйтесь на сайте, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям.