Министерство финансов Узбекистана представило проект закона о государственном бюджете на 2022 год, сообщила пресс-служба Минфина. При этом Минфин опубликовал документ в своих аккаунтах в социальных сетях, обсуждал его в регионах в офлайн формате, но не разместил его для общественного обсуждения на портале СОВАЗ, как это было сделано в прошлом году. В пресс-службе министерства «Газете.uz» сообщили, что это связано с задержкой разработки законопроекта.
Проект госбюджета на 2022 год и целевые показатели бюджета на 2023−2024 годы (PDF) разработаны на основе прогноза основных макроэкономических показателей.
Старый прогноз
№ | Показатели | Прогноз на 2021 год | Целевые ориентиры | |
2022 год | 2023 год | |||
1. | Валовый внутренний продукт, млрд сумов | 688 936 | 843 191 | 985 377 |
2. | Темп роста валового внутреннего продукта, % | 5,1 | 5,8 | 5,4 |
3. | Индекс потребительских цен к декабрю прошлого года, % | 9,0−10,0 | 10,0−11,0 | 7,0−8,0 |
4. | Темп роста промышленной продукции, % | 5,8 | 7,6 | 6,0 |
5. | Темп роста производства в сельском, лесном и рыбном хозяйствах, % | 3,5 | 3,5 | 3,6 |
6. | Темп роста розничного товарооборота, % | 5,9 | 7,9 | 9,8 |
Новый прогноз
№ | Показатели | Прогноз на 2021 год | Прогноз на 2022 год | Целевые ориентиры | |
2023 год | 2024 год | ||||
1. | Валовый внутренний продукт, млрд сумов | 688 936 | 839 989 | 972 701 | 1 126 753 |
2. | Темп роста валового внутреннего продукта, % | 5,1 | 6,0 | 6,2 | 6,6 |
3. | Индекс потребительских цен к декабрю прошлого года, % | 9,0−10,0 | 9,0 | 5,0 | 5,0 |
4. | Темп роста промышленной продукции, % | 5,8 | 7,0 | 8,0 | 9,6 |
5. | Темп роста производства в сельском, лесном и рыбном хозяйствах, % | 3,5 | 3,3 | 3,5 | 3,6 |
6. | Темп роста розничного товарооборота, % | 5,9 | 9,3 | 9,8 | 10,7 |
Рост валового внутреннего продукта (ВВП) в 2022 году прогнозируется на уровне 839,9 трлн сумов, что чуть ниже первоначального целевого ориентира (843,2 трлн сумов). По прогнозам темпы роста ВВП составят 6% (против целевого ориентира 5,8%). Ожидается, что рост будет обеспечен за счёт увеличения промышленного производства на 7%, сферы услуг — на 6,4%, сельского хозяйства — 3,3%.
Тенденция к снижению инфляции сохраняется, и в 2022 году ожидается, что этот показатель составит около 9% (ранее прогнозировалось на уровне 10−11%).
«Эти показатели развития нацелены на достижение качественного продолжения структурных реформ, начатых в каждой сфере», — отметили в Минфине.
По данным министерства, среднесрочная бюджетная политика Узбекистана будет реализовываться в соответствии с приоритетами социально-экономического развития страны:
- обеспечение социальной направленности фискальной политики, включая развитие образования, здравоохранения и социальной защиты;
- снижение бедности, развитие системы работы «махаллабай» (в разрезе махаллей), создание рабочих мест;
- поэтапное внедрение системы «бюджета, ориентированного на результат» при формировании бюджета;
- для обеспечения стабильности госбюджета, основываясь на передовой международной практике и рекомендациях экспертов международных финансовых институтов, планируется разработать и ввести в бюджетное законодательство долгосрочные ограничения налогово-бюджетной политики — «Фискальные правила»;
- дальнейшее расширение активного участия населения в процессе распределения бюджетных средств для повышения прозрачности бюджета, обеспечения общественного контроля за использованием бюджетных средств;
- связь бюджетных расходов с целями устойчивого развития и тем самым ускорение достижения национальных целей в области устойчивого развития.
Старый прогноз
№ | Показатели | Прогноз на 2021 год | Бюджетные ориентиры на: | |
2022 год | 2023 год | |||
I. | Доходы консолидированного бюджета | 178 712,4 | 208 371,3 | 238 954,0 |
1. | Доходы государственного бюджета | 147 202,3 | 173 550,2 | 200 708,6 |
2. | Доходы государственных целевых фондов * | 26 173,9 | 28 251,7 | 30 544,5 |
3. | Поступления в Фонд реконструкции и развития Узбекистана | 5 336,2 | 6 569,4 | 7 700,8 |
II. | Расходы консолидированного бюджета | 216 246,6 | 231 338,9 | 258 096,0 |
1. | Расходы государственного бюджета * | 149 950,5 | 163 780,4 | 183 675,0 |
2. | Расходы государственных целевых фондов | 40 772,5 | 46 709,1 | 51 720,2 |
3. | Расходование средств Фонда реконструкции и развития | 13 423,6 | 6 569,4 | 7 700,8 |
4. | Расходы на государственные программы за счёт внешнего долга | 12 100,0 | 14 280,0 | 15 000,0 |
III. | Трансферты в государственные целевые фонды | 15 928,9 | 17 930,2 | 21 097,2 |
IV. | Сальдо консолидированного бюджета (профицит +, дефицит -) | -37 534,2 | -22 967,6 | -19 142,1 |
V. | Сальдо государственного бюджета и государственных целевых фондов | -17 346,8 | -8 687,6 | -4 142,1 |
VI. | Погашение государственного долга | 7 767,7 | 10 316,8 | 12 478,2 |
Новый прогноз
№ | Показатели | Прогноз на 2021 год | Прогноз на 2022 год | Бюджетные ориентиры на: | |
2023 год | 2024 год | ||||
I. | Доходы консолидированного бюджета | 178 712,4 | 254 570,5 | 276 673,9 | 316 482,5 |
1. | Доходы государственного бюджета | 147 202,3 | 199 500,0 | 214 529,2 | 249 319,1 |
2. | Доходы государственных целевых фондов * | 26 173,9 | 31 923,9 | 35 160,2 | 38 318,4 |
3. | Поступления в Фонд реконструкции и развития | 5 336,2 | 8 495,3 | 11 312,4 | 12 389,3 |
4. | Доходы внебюджетных фондов бюджетных организаций | 14 651,4 | 15 672,1 | 16 455,7 | |
II. | Расходы консолидированного бюджета | 216 246,6 | 280 116,7 | 304 584,4 | 347 228,6 |
1. | Расходы государственного бюджета * | 149 950,5 | 188 914,5 | 202 669,0 | 238 545,1 |
2. | Расходы государственных целевых фондов | 40 772,5 | 58 730,1 | 62 782,7 | 67 678,6 |
3. | Расходование средств Фонда реконструкции и развития | 13 423,6 | 7 161,1 | 10 112,4 | 11 117,3 |
4. | Расходы внебюджетных фондов бюджетных организаций | 14 614,5 | 15 564,4 | 16 270,0 | |
5. | Расходы на государственные программы за счёт внешнего долга | 12 100,0 | 10 696,5 | 13 455,8 | 13 617,6 |
III. | Трансферты в государственные целевые фонды | 15 928,9 | 26 451,1 | 28 244,4 | 30 356,6 |
IV. | Сальдо консолидированного бюджета (профицит +, дефицит -) | -37 534,2 | -25 546,1 | -27 910,5 | -30 746,2 |
V. | Сальдо государственного бюджета и государственных целевых фондов | -17 346,8 | -16 220,7 | -15 762,3 | -18 586,2 |
VI. | Погашение государственного долга | 7 767,7 | 10 172,3 | 11 394,3 | 15 098,9 |
* Без учета трансфертов в государственные целевые фонды.
Исходя из этих целей, консолидированные доходы госбюджета (доходы госбюджета, доходы государственных целевых фондов и поступления в Фонд реконструкции и развития) на 2022 год ожидаются на уровне 254,5 трлн сумов (на 22% больше прошлогоднего прогноза), а доходы самого бюджета — 199,5 трлн сумов (на 15% больше).
При этом консолидированные расходы госбюджета могут составить 280,1 трлн сумов (на 21% больше прошлогоднего прогноза), что на 10% больше консолидированных доходов и на 29,5% больше прогнозируемых расходов в этом году. Этот показатель составляет 33,3% ВВП. «Другими словами, государство берет 1 сум из каждых 3 сумов, созданных экономикой, и перераспределяет их по своему усмотрению», — пояснил экономист Отабек Бакиров.
В результате отрицательное сальдо консолидированного бюджета достигнет 25,5 трлн сумов и продолжит расти в следующие два года.
Расходы самого бюджета на 2022 год оцениваются в 188,9 трлн сумов, что на 15,3% больше прогноза и на 5,3% меньше доходов. Но расходы государственных целевых фондов почти на 84% больше их доходов.
Для повышения охвата бюджета и обеспечения полноты в соответствии с международными стандартами управления государственными финансами, с 2021 года в состав консолидированного бюджета включены планируемые расходы на государственные программы за счёт внешнего долга. В 2022 году эти расходы прогнозируются в размере 10,1 трлн сумов.
В результате в следующем году бюджеты госбюджета и государственных целевых фондов запланированы с дефицитом в размере 16,2 трлн сумов (на 86% больше прогноза), или 1,9% к прогнозируемому ВВП, а дефицит консолидированного бюджета — 25,5 трлн сумов, или 3% к прогнозируемому ВВП.
В то же время вводится бюджетное правило, гарантирующее, что в ближайшие годы дефицит консолидированного бюджета не превысит 3% ВВП.
Дефицит госбюджета и госцелевых фондов будет компенсирован за счёт привлечения государственного внутреннего и внешнего долга и остаточных средств бюджетов на начало года, дефицит ФРРУ — за счёт собственных средств.
Кроме того, устанавливается, что размер остатка госдолга, привлечённого от имени и под гарантию Узбекистана, не должен превышать 60% к ВВП текущего года.
При этом в 2022 году предельный чистый объём новых годовых соглашений по привлечению внутреннего и внешнего долга от имени и под гарантию Узбекистана планируется установить в размере 4,5 млрд долларов, из них для финансирования дефицита госбюджета — 2,5 млрд долларов, для финансирования инвестиционных проектов — 2 млрд долларов.
Ограниченный чистый объём государственных ценных бумаг, выпущенных от имени Узбекистана, планируется определить на уровне 6 трлн сумов. Предлагается не включать в него государственные ценные бумаги, выпущенные в течение финансового года и погашенные в текущем году.
Законопроект определяет правила распределения налогов и неналоговых доходов между бюджетными единицами. В дополнение к текущему порядку в бюджеты районов и городов в полном объёме планируется зачислять налог на имущество и земельный налог с юридических лиц (сейчас эти налоги зачисляются в областные и городские бюджеты).
Помимо поступления по акцизному налогу на услуги мобильной связи и алкогольную продукцию, включая пиво, в бюджеты Каракалпакстана, областей и Ташкента перечисляются поступления по акцизу на табачные изделия.
Кроме того, с 2022 года следующие виды расходов планируется финансировать из местных бюджетов:
- строительство, реконструкцию и капитальный ремонт общеобразовательных учреждений, дошкольных образовательных организаций, учреждений здравоохранения, а также ремонтно-восстановительные работы на объектах в рамках мероприятий по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель;
- ремонт территорий, прилегающих к многоквартирному жилому фонду, и капитальный ремонт тепловых сетей и котельного оборудования теплоснабжающих организаций;
- бесплатные адвокатские услуги для малообеспеченным и нуждающимся слоям населения.
Законопроект также предусматривает, что во всех районах (городах) 5% утверждённых общих расходов бюджетов будет направлено на мероприятия, определённые на основании общественного мнения.
Тенденция последних лет показывает, что после утверждения бюджета в течение года его расходы могут повыситься. Например, в 2021 году расходы госбюджета увеличивались два раза за год. Президент Шавкат Мирзиёев после рассмотрения поправок в закон о госбюджете на 2021 год в парламенте 2 июля увеличил предельные размеры ассигнований, выделяемых министерствам и ведомствам, сначала на 13,1 трлн сумов (1,2 млрд долларов) — с 135,8 трлн до 148,9 трлн сумов, а 6 ноября— на 11,69 трлн сумов (1,09 млрд долларов по курсу ЦБ на 10 ноября), то есть с 148,9 до 160,6 трлн сумов.