Сады Темуридов и зелёное прошлое Ташкента
Иллюстрация: Эльдос Фазылбеков / «Газета.uz»
С конца 2009 года в Ташкенте и других городах Узбекистана бесконтрольно вырубаются вековые деревья. Своими же руками мы превращаем родину в пустыню – не в пример наследию великих предков, о котором нам говорят со школьной скамьи. Историк Таир Гюль рассказывает, какое внимание Темуриды уделяли озеленению своей империи, как садово-парковое искусство Средней Азии повлияло на мир и почему нам стоит следовать зелёным традициям праотцов.
Проблема озеленения и дефицита зелёных зон – главная боль последних лет для жителей столицы и регионов. Благодаря активистам и СМИ об этом стали говорить громче. Мораторий на вырубку ценных пород деревьев, введённый в конце 2019 год, стал не первой, но самой серьёзной мерой в защиту флоры независимого Узбекистана. Но как показывает практика, остановить жужжание бензопил не так просто.

В июне сообщалось, что за время моратория Государственный комитет по экологии и охране окружающей среды отклонил заявки на вырубку более 182 тысяч деревьев. Всего поступило запросов на вырубку 260 тысяч растений. Значит, порядка 78 тысяч деревьев мы всё-таки потеряли. Сколько в связи с болезнями растений, а сколько в угоду строительства с условием «компенсации» – нам не сообщают.

Меж тем в столице и других городах наблюдается острый дефицит парков. И пока взрослое население страны помнит родные земли зелёными, для нового поколения пыль и аномальная жара, от которой можно спастись лишь в кондиционируемых помещениях, могут стать новой реальностью и разновидностью нормы.
Если оглянуться в прошлое, проблема незаконной рубки возникла в конце 2000-х годов. Знаковым событием и отправной точкой стало уничтожение сквера Амира Темура в ноябре 2009 года без оглашения вразумительной причины. Сквер был заложен в 1882 году. Через год здесь были посажены чинары, ставшие единственными дожившими до наших дней свидетелями событий 126 лет своего существования.

По одной из версий, деревья на сквере Амира Темура вырубили с целью открыть вид на окружающую сквер архитектуру, саму площадь и памятник Амиру Темуру. Образ великого полководца и государственного деятеля XIV века стал символом свободы и независимости молодой республики, а его историческое наследие – примером для подражания современных лидеров Узбекистана.
Но говоря об исторических примерах, давайте обратим взгляд в прошлое: как во времена Амира Темура власти относились к созданию парковых зон и озеленению городов? Ответ, возможно, удивит современных чиновников. Ведь именно при Амире Темуре и его наследниках достигает своего расцвета садово-парковое искусство Средней Азии.
Садово-парковое искусство Амира Темура
Создав мощнейшую державу своего времени, Амир Темур уделял особое внимание внешнему облику и благоустройству своих городов – Самарканда, Шахрисабза, Герата и других. Он считал, что городская среда должна отражать величие его государства.

В «Уложении» Амира Темура от его имени сказано:
Я призвал к себе врачей, астрологов и зодчих (геометров), потому что эти люди способствуют славе и благосостоянию государства… Архитекторы составляли для меня планы великолепных зданий и чертили для меня сады, которые я рассадил.
Эти строки сообщают нам, что уже в те далёкие времена возведением садов и парков занимались специалисты.
Садово-парковые комплексы назывались чорбагами – «четыре сада». Это название отражает их устоявшуюся планировку: ориентированный по сторонам света прямоугольник, состоял минимум из четырех секторов. Аллеи и каналы разделяли друг от друга различные части сада. Сам сад окружала высокая стена. Размеры этих чорбагов впечатляли. Например, площадь садов Баг-и-Дилкушо и Баг-и-Нау составляла около одного квадратного километра (в источниках 1500х1500 гязов).

Чорбаги, как правило, возводились в пригороде вдали от шумных рынков, площадей и ремесленных кварталов. Жилые кварталы среднеазиатских городов (махалли) традиционно отличались плотной застройкой, в которой не оставалось пространства для разведения садов. Но и здесь всегда находились места для посадки одного-нескольких лиственных деревьев – чинар, тополей, тутовников и других. Они высоко ценились жителями городов за даруемые в летний зной тень и прохладу.
Миниатюра из рукописи «Зафар-намэ». Центральный персонаж – Амир Темур.
Чорбаги стали важной частью дворцовой и городской архитектуры во времена Амира Темура и Темуридов. Сведения об этом содержатся в письменных источниках, таких как «Дневник испанского посла ко двору Темура» Луи Гонзалеса де Клавихо, работы историков Шараф-ад-Дина Али Язди и Ибн Арабшаха, дневники Захириддина Мухамада Бабура и других.

В них сохранились названия и описания чорбагов Амира Темура и Темуридов, упоминания о частных садах аристократов и богатых горожан, о садах, возведённых при мечетях, ханаках (суфийская обитель) и других общественных строениях XIV–XV веков.

Частные сады были обыкновенно закрыты для посторонних. Здесь показательно решение Темура, щедро позволившего жителям и гостям Самарканда беспрепятственно посещать его сады, когда сам правитель был в длительных походах.

При Амире Темуре его родной город Кеш благодаря мероприятиям по его озеленению получает новый эпитет – «Шахрисабз», или «Город зелени». Под этим названием город известен в наши дни.
Шахрисабз, 2016 год.
Фото: Джамшид Норкобилов / УзА
Особое внимание Темур уделил украшению своей столицы – Самарканда. Изнутри город был украшен великолепной архитектурой, извне – чудесными садами-чорбагами. Они окружили столицу зеленым поясом, площадь которого превышала площадь самого города.

Де Клавихо в своих путевых дневниках сообщает:
Весь город (Самарканд) окружен садами и виноградниками, которые тянутся в иных местах на полторы лиги (1 лига = 4,82 км), а в других – на две. А город стоит среди них… В этих загородных садах много больших и богатых построек, а у самого сеньора (Темурбека) там есть дворцы и главные погреба. Кроме того, у знатных горожан есть в этих садах и свои дома и помещения. И столько этих садов и виноградников вокруг города, что когда подъезжаешь к нему, то кажется, что приближаешься к целому лесу высоких деревьев, а посреди него стоит сам город.
Красота и богатство самаркандских загородных парков с дворцовыми сооружениями стали легендой в устах народа.
Источники сохранили названия ряда садов, построенных по приказу Амира Темура:
1
Баг-и-Бахишт
Райский сад, 1378 год
2
Нахши-Джехан-нумо
Украшение мира, 1370-е годы
3
Баг-и-Амир-заде Шахрух
В честь принца Шахруха, 1394 год
4
Бедана-курук
Перепелиный заповедник
5
Баг-и-Шамаль 
Сад северного ветерка, 1397 год
6
Давлат-Абад-баг
Местопребывание власти, 1399 год
7
Баг-и-Джахон-наме
Сад – зеркало мира, 1398 год 
8
Баг-и-Нау 
Новый сад, 1404 год
9
Баг-и-Чинар
Чинаровый сад 
10
Баг-и-Бульды 
Сад довольства
11
Баг-и-Дилкушо 
Сад, пленяющий сердце
В «Автобиографии Амира Темура» (эксперты сомневаются в его авторстве, считая эту работу более поздним трудом, выполненным по его заказу потомками) сказано:
Я приказал привести придворных архитекторов и строителей, собранных из благословенного царства моего. Сообща они выработали план лужаек и аллей и занялись устройством сада…
В Баг-и-Дилкушо Амир Темур принимал послов кастильского короля. Клавихо подробно описал устройство сада и дворца.
реклама
реклама
Сады потомков Амира Темура
После смерти Темура в 1405 году садово-парковое искусство продолжает развиваться при его потомках. Его внук Улугбек завершил начатое дедом строительство сада Баг-и-Майдан у подножия Чупан-аты (возвышенность на северо-восточной окраине Самарканда – ред.). Улугбек возвёл здесь двухэтажный дворец Чиль-Сутун (Сорокаколонный).

Рядом с Баг-и-Майданом на склоне Чупан-аты Улугбек велел разбить Багча (Садик), украшением которого стал Чинни-хона – Фарфоровый павильон. Он был частично облицован плиткой из китайского фарфора, ценившегося в XV веке буквально на вес золота.

Во второй половине XV века в Самарканде был популярен сад знатного мецената Дервиша Мухаммеда Тархана. Его чорбаг был разбит несколько ниже Баг-и-Майдана в виде ступенчатых площадок (террас), обсаженных карагачами, арчой и белыми тополями. Это место славилось своей красотой и свежим воздухом.
Комплекс Гробницы Хумаюна, Дели, Индия.
Фото: AKDN.
Широко известны были великолепные сады Герата, где правил Темурид Хусейн Байкаро. Историк Хафизи Абру писал о чрезвычайном увлечении знатных гератцев строительством садов с дворцами. Султану Хусейну Байкаро принадлежали сады Баг-и-Нахши-Джехан-ара и Баг-и-Джехан-нумо. Здесь на аллеях росли деревья всевозможных пород: вечнозеленые пихты и кипарисы, пышнокронные лиственные чинары и ивы, различные плодовые деревья, виноградные лозы, а также разнообразные цветники.

Ещё больше прославились чорбаги Алишера Навои, построенные поэтом в дар жителям Герата: Баг-и-Маргани, Баг-и-Пули-Сангкашон (Сад у моста носильщиков камней), Багча-и-Шаукия (Привлекательный садик), Багча (Садик) в Гузаргохе (пригород Герата) и других местах.

По словам средневекового историка Хондемира, гератские сады Навои, открытые для простых горожан, не знали себе равных для отдыха и совершения прогулок, а также по красоте зданий и зелёных насаждений.

Увлекался созданием садов и Захириддин Мухаммад Бабур. Став в 1504 году правителем Кабульской области (Афганистан), он возвёл под Кабулом сады Баг-и-Бинафша, Чорбаг, Баг-и-Хилват, близ Истаргача – сад Баг-и-Падишах, в Пагмане – Баг-и-Калян.
Завоевав Индию (в 1519-1527 годах), Бабур за недолгое время своего правления возвёл там немало архитектурных сооружений, а также садов по образцам Самарканда и Герата. Среди них Баг-и-Вафа в Адинапуре (1508-1509 годы), Баг-и-Хашт-Бихишт (Сад здоровья) под Агрой, Баг-и-Нилуфар (Сад лотоса) в Дхолпуре и Баг-и-Фатх (Сад победителя) в Сикри, построенные в 1527-1529 годах.

Всего в «Бабур-намэ» упомянуто 17 садов, созданных Бабуром на территории Афганистана и Индии, а также сады его приближенных беков. Сам Бабур обладал всеми качествами профессионального ландшафтного архитектора: он прекрасно знал растения, учитывал природно-климатические условия и искусно использовал особенности ландшафта, уделяя особое внимание деталям.
Сбор миндаля. Миниатюра рукописи «Бабур-намэ». Художник Бахвони
Источник: east.totalarch.com
Сад «Баг-и-Вафа». Миниатюра рукописи «Бабур-намэ». Художник Дахну
Источник: east.totalarch.com
Источник Ходжа Сеяран в окрестностях Кабула. Миниатюра рукописи «Бабур-намэ». Художник Махиш
Источник: east.totalarch.com
Источник Ходжа Сеяран в окрестностях Кабула. Миниатюра рукописи «Бабур-намэ». Художник Сангар Кужаротий
Источник: east.totalarch.com
После смерти в 1530 году он был похоронен в одном из своих любимых садов – Чорбаг у подножья горы Шахи-Кабул рядом с Кабулом. Архитектурное наследие времени кратковременного правления Бабура в Индии было развито и приумножено его наследниками.
Бабур.
Источник: east.totalarch.com
Земледелие и архитектура как часть садово-паркового искусства времён Темуридов
В основе садово-паркового искусства Средней Азии времён Амира Темура и Темуридов лежал многовековой опыт земледельцев и традиции садово-парковой архитектуры Средней Азии и древнего Ирана. Секреты обработки земли и выращивания растений и деревьев всех видов, которые на своём опыте познавали простые земледельцы и передавали из поколения в поколение своим потомкам, собирались учёными, систематизировались и записывались в научные трактаты.

Например, земледельческий трактат «Иршад аз-Зера’а» («Путеводитель по земледелию») вобрал в себя все достижения и особенности агротехнической культуры и садово-паркового строительства Средней Азии XIV–XV веков. В нём была специальная глава «О посадке саженцев, цветов, деревьев, душистых трав, об устройстве чорбага и последовательности его возведения».

В 70-80 годах XV века трактат был переписан в Герате и посвящён Алишеру Навои в благодарность за его благодеяния народу и возведение общественных парков.
В «Иршад аз-Зера’а» рекомендуется подбирать сорта цветов для чорбага таким образом, чтобы цветы распускались тогда, когда отцветают другие. Таким образом клумбы оставались в цвету с ранней весны до поздней осени. Не меньшее внимание уделялось посадкам декоративных и фруктовых деревьев различных сортов.

Посадка фруктовых деревьев определялась не только практическими интересами, но и эстетическими: «их снежно-белые, лиловые, розовые цветы весною, желто-оранжевые и красные плоды в густо-зелёной листве летом и ранней осенью, и багряно-золотая листва поздней осенью, придавали садам неповторимое очарование».

В трактате также содержатся научные рекомендации по ирригации – созданию широкой сети водных артерий и бассейнов на территории чорбага. В садах и парках Темура искусные зодчие устанавливали фонтаны и даже каскадные водопады на естественных склонах (так было в Баг-и-Дилкушо и Баг-и-Нау).
Фото: Шухрат Латипов / «Газета.uz»
Ядром темуридского чорбага был дворец – загородная резиденция для отдохновения. По саду были раскиданы многочисленные маленькие беседки и навесы, богато украшенные вышивкой и инкрустацией из полудрагоценных камней. Архитектура, зелень и вода гармонично дополняли друг друга. Сад, водоём, дворец, павильоны объединялись в единый композиционный организм.
реклама
реклама
Таким образом, во времена правления Амира Темура и Темуридов садово-парковое искусство в Средней Азии достигло своего апогея. Его традиции в последующие века были продолжены в зодчестве Мавераннахра, Афганистана и Индии, Ирана и Турции. Влияние садово-паркового искусства Темуридского периода прослеживается в парках и цветниках Франции и Голландии начиная с XVI века. Прослеживаются параллели между садово-парковым искусством Мавераннахра и Китая в XV веке.

Такой пример отношения к общественным зелёным зонам показывает нам история самого популярного в нашей государственной идеологии периода – эпохи Амира Темура и Темуридов.

Только в Самарканде по повелению Амира Темура было создано как минимум 11 садово-парковых комплексов, доступных простым горожанам. Какой хоким Узбекистана может похвастаться аналогичным свершением на подвластной ему территории? И это при том, что в средневековье, в доиндустриальную эпоху, проблема загрязнения воздуха не стояла так остро, как стоит перед современными узбекистанцами. Но складывается стойкое ощущение, что в те времена люди гораздо больше ценили красоту природы и её дары, чем сегодня.
Зелёный Ташкент XIX века
Сегодняшняя ситуация с дефицитом зелёных парков особенно контрастирует с описанием зелёного, цветущего Ташкента в письменных источниках XIX века. На рубеже XVIII–XIX веков Ташкент посетили шихтмейстеры (горные чиновники) Тимофей Бурнашев и Михаил Поспелов. Они приехали по просьбе правителя города Юнус-ходжи для поиска полезных ископаемых и открытия здесь рудных приисков.

В своих путевых дневниках российские чиновники дают описание Ташкента:
Вид города Ташкента издали представляется глазам обширнейшим садом, кой, скрывая низкая здания, сам делается виден, несмотря на окружающую стену…
После завоевания Ташкента войсками Российской империи в 1865 году появились записки, оставленные военными. Казачий офицер А.П. Хорошихин в своём очерке о Ташкенте сообщает, что «сады окружают город со всех сторон лентою шириной в несколько вёрст (1 верста = 1,06 км)».
На одной из улочек Старого города, Ташкент, 1890-1910 годы.
Фото: Николяи, Музей истории Узбекистана / Tashkent Reptroperspective
В 1867 году Ташкент стал административной столицей Туркестанского генерал-губернаторства. Население города сильно выросло, он стал быстро застраиваться и расти. Но эти процессы, судя по описанию французского историка и географа Элизе Реклю, посетившего Ташкент в те времена, не слишком пагубно отразились на его озеленении.
Ташкент стал самым значительным городом Арало-Каспийских стран и даже одним из первых городов во всей Российской империи… Раскинутый на таком же обширном пространстве, как Париж на 13 км в длину и от 7 до 8 км в ширину, Ташкент имеет, впрочем, ещё небольшое число жителей… дома почти все низкие, скрыты зеленью, так что издали город кажется сплошным лесом; только крыши высоких зданий русской постройки да купола некоторых мечетей поднимаются над тополями, ивами и другими деревьями, растущими по краям каналов.
Наконец, российский путешественник и исследователь Кавказа и Средней Азии князь Владислав Масальский в своей книге «Туркестанский край» (1913 год) пишет:
Украшением Ташкента являются его сады… Обилие растительности и воды придает городу весьма привлекательный вид…
Константиновский сквер 1905-1910 годы.
Почтовая карточка / Tashkent Reptroperspective
На протяжении своей истории Ташкент и другие города Узбекистана славились своими садами и деревьями. Летом они даровали тень, прохладу и изобилие фруктов. Почти таким же Ташкент был ещё совсем недавно, чуть более 20 лет назад.

Но теперь вряд ли у какого-нибудь путешественника язык повернётся одарить Ташкент эпитетом «зелёный» или «цветущий», если конечно гость не прибыл в столицу из пустыни.
Сквер Амира Темура в марте 2020 года.
Фото: Евгений Сорочин / «Газета.uz»
Как обыватель не могу не отметить, что корень проблемы не только в ошибочных и преступных действиях чиновников. Изменился и современный житель Ташкента. В 1980-1990-е годы в жилых массивах многоэтажных домов обычном делом было разведение садов и огородов на придомовых участках.
Повсюду росли деревья, особенно фруктовые, зелёные изгороди, в том числе из ягодных кустарников (виноград, ежевика, шиповник, малина), в палисадниках росли цветы.

С начала 2000-х люди все чаще стали вырубать старые деревья на придомовых участках и расчищать участок перед окнами от растительности по своему вкусу, в лучшем случае сажая декоративные растения.

В 2010-х сложилась новая тенденция. Теперь жители первых этажей нередко вырубают всё живое под окнами с одной стороны дома и заливают бетоном участок под машину.
Фото: «Газета.uz»
Изменилось отношение современного горожанина к природе. В палисадниках зелёные изгороди сменили решётчатые ограждения, а дикое разнотравье – голая земля или в лучшем случае газон, который оживят пара-тройка декоративных кустов или деревьев.

Редкий городской житель (если он живёт в квартире многоэтажного дома) посадит саженец, чтобы поливать его и укрывать от морозов, удобрять и терпеливо ждать, когда он окрепнет, вытянется, обретёт солидную крону и начнёт приносить плоды. Фрукты можно купить на базаре, от жары лучше спрятаться дома под кондиционером, а за деревом ещё и листву надо осенью убирать – одни хлопоты.

Между тем специалисты продолжают бить тревогу: уменьшение зелёных зон в городе грозит экологической катастрофой. Вырубка деревьев, рост количества автотранспорта и строек влекут за собой ухудшение качества воздуха и увеличение аллергических и респираторных заболеваний у людей, а также проблемы эрозии и распределения влаги в почвах. Плохое качество воздуха особенно пагубно на фоне распространения коронавируса, ведь это увеличивает уязвимость людей перед вирусом.

Так не повод ли это вернуть городам нашей родной земли образ города-сада, построенного ещё Темуридами и описанного путешественниками XIX века? Не повод ли это создавать такую среду, которая отразит величие государства?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Знаете что-то интересное и хотите поделиться этим с миром? Пришлите свою историю на info@gazeta.uz


Текст подготовил Таир Гюль.

Все права на текст и графические материалы принадлежат изданию «Газета.uz». Запрещается любое использование графических и иных материалов, размещенных на сайте www.gazeta.uz, принадлежащих «Газета.uz» и иным третьим лицам.


Хотите писать для «Газета.uz»? Пришлите своё резюме на job@gazeta.uz

Комментарии

  1. 1 18

    Лара Берарди

    21 августа, 12:57

    “загородная резиденция для отдохновения“- а нам простым жителям (у которых вырубили ПОЧТИ ВСЕ деревья) бетон и жалкие кустики арчи, которые, вероятно покупают у кого-то из влиятельных родичей, а наших платанов больше нет и, судя по всему НЕ БУДЕТ.

  2. 2 16

    Denis Vasilev

    21 августа, 13:08

    культура, а отношение к природе это её часть, должна была идти с детства.. сейчас мы имеем как минимум 2 потерянных поколения в этом плане.. поэтому уговоры, статьи, законы, маратории не помогают.. рубим мы сами!

  3. 1 20

    Indira Iskandarova

    21 августа, 13:10

    Прекрасная статья.

    Согласна, что не каждый житель сейчас сажает саженцы, поливает, предохраняет от холода. Возможно, нужно вводить какие-нибудь фин поощрения за это, хотя это тоже не совсем правильный подход. Я сама ежегодно сажаю 10 саженцев. В прошлом году времени было больше (пандемия как-никак), мы смогли посадить 54 саженца. Принимается процентов 40, из-за того, что земля уже утромбована была машинами за многолетную стоянку.

    В этом году из-за программы “Обод махалля“ мы потеряли всю живую изгородь на ТТЗ. Все залили бетоном, который крошится. Пыли стало больше. Возможно, в других махаллях также.

    Думаю, нужно проводить ликбез населению о необходимости зеленых насаждений. Сегодня, например, мне удалось остановить формовку школьного дерева на высоте 4 метра. Ветка была совершенно здоровая. Дворник школы говорит “Вчера пришел сотрудник прокуратуры и сказал, все почистить“. Причем тут прокуратура? Что почистить? Зачем убирать здоровую ветку на высоте 4х метров?

    Никто вразумительного ответа не дал, документов не показал.

  4. 4 13

    Alisher Osmanov

    21 августа, 13:17

    Сады тимуриды строили для себя и приближенных. Обычные люди не могли туда попасть, тем более эти сады находились далеко от города.

  5. 1 5

    Nikolay Sergeev

    21 августа, 14:34

    @Alisher Osmanov,
    И?
    значит всё вырубить? (что и сделано)

  6. 1 18

    Halida Ahmedova

    21 августа, 13:26

    Глас вопиющего в пустыне. Вчера разговаривала с молодым представителем МУ хокимията, который с апломбом говорил о полезности нынешней варвАрской обрезки деревьев. Слышит только себя. А сады Темуридов были только для знати, а не для всех. И сейчас так, нынешние знатные тоже имеют сады и парки для себя

  7. 3 23

    Slava

    21 августа, 14:01

    Никакого отношения к природе не было никогда, ее всегда тут уничтожали. И никакой ценности деревья не имели, кроме как дрова и строй. материалы. То что подается в статье это пример для состоятельных людей, как заниматься ландшафтом у себя в особняке. Города выглядели тут ужасно, всегда привожу в пример Афганистан, самая ближайшая и родственная страна. Основы были положены при Российской Империи. Это именно то, что вы видите в горах. В городах больше советской школы. Уничтожать все стали не с 2000х, а сразу с распадом. Но действительно с началом “нового ренесанса“ это ускорилось в разы. Что-то делать как бы надо. Но кому это нужно? Баям живущим в частных домах за 5 метровыми стенами? У них за стенами пустырь, а вы про парки и бульвары, которыми пользуются больше простые люди. А простые люди тоже не особо ценят. Городская европейская культура уходит, местно население возвращается к истокам. А раньше не было ценности такой как парк. Поэтому не будет никакого зеленного будущего. Мечеть или ТЦ (новые базары) будут строить вместо парков.

  8. 1 17

    Nikolay Sergeev

    21 августа, 14:36

    Сквер — это ПРЕСТУПЛЕНИЕ!
    когда нибудь назовут имена “героев“?

  9. 1 12

    Николай Басов

    21 августа, 14:40

    В Ташкенте всё началось с вырубки деревьев на Сквере. А может и раньше, с появлением чьего-то (ЧЬЕГО?) мебельного предприятия. И с появлением чьего-то (ЧЬЕГО?) ёлочного питомника. С появлением во властных структурах людей пустыни. Как зелено и уютненько было до провозглашения “Обод махалля“. Ну, может только дороги бы поправить. Нет, вырубили, вырвали, выкорчевали кустарники и деревца. В нашей махалле налёт был два или три раза: обрезка, вырубка. Теперь эти, бывшие зелёные, площади или засыпают грунтом или бетонируют. А кто будет что-то сажать, если поливать нечем? Старые посадки уже прижились, пустили корни и в поливе практически не нуждались.
    Недаром народ придумал, что ломать — не строить.

  10. 2 5

    Flyerok

    21 августа, 15:07

    чисто там где не мусорят, а следят за этим только в частной собственности.
    передайте придомовые участки в собственность владельцам квартир, приоритетно с нижних этажей. и потом будет с кого спрос держать. при этом ответственность будет подразумевать и права — как например право отрастить там 10-ти метровую изгородь или сделать фруктовый сад и не делиться плодами.
    ---
    какой смысл сажать розы, если потом каждый балбес проходит и срезает себе понравившийся бутон? должен же у меня быть какой-то механизм защиты частной собственности?

  11. 1 22

    Alex Alex

    21 августа, 16:21

    Это не правда, что жители свои огороды превратили в пустыню.
    Это дело рук обод махалли. Мы были против, чтоб нам сносили живую изгородь, но нас никто не стал слушать и сделали как им нравится пустыню под нашими окнами.

  12. 1 10

    A K

    21 августа, 17:35

    Не было парков. Сады были, парков не было. В парках влюблённые встречаются. Здесь такое нельзя. В пахтазоре, в далазоре можно.
    Деревья посадили при царской власти. При Тимуре ничего не сажали вдоль городских улиц.
    Для примера посмотрите улицы старой части Бухары, Самарканда, Ташкента и посмотрите на новые части этих городов построенные колонизаторами. Так где деревьев больше?

  13. 0 13

    Павел Чирцов

    21 августа, 18:48

    Программа Обод махалля с самого начала является вдвойне вредительской: расхищение и растрата государственных средств плюс уничтожение остатков растительности по всему городу!

  14. 0 13

    Зинкевич Валентина Владимировна

    21 августа, 19:37

    Что толку сажать, поливать, если их потом просто уничтожат? Сажаю теперь, только под окнами! А сажала раньше по всей махале и поливала, не смотря на то, что мне за 70! Теперь защищаю садовые участки около дома, других людей! НО, стоило мне уйти в поликлинику, пришла — молодые яблони, экскаватором убрали! На следующий день, пошла положить мужа в больницу, так то что сделали с нашими деревьями, которым по 40 лет, не описать словами, срезали ВСЕ ветки, оставив одну -две на макушке, а другие деревья — вообще исчезли(жалко, нельзя здесь фото приложить)! Я, не могу все время дома сидеть, и контролировать обод -махалю! Да, экология оштрафовала работников, но КТО ВЕРНЕТ НАМ ДЕРЕВЬЯ? Ведь дерево растет ДОЛГО, и требуют УХОДА! А приносит нам дерево, прохладу, тень и кислород, а иногда и плоды!
    Кстати, в своей махале, я НЕ ДАЛА вырывать живую изгородь с корнем! Но опять же, когда меня не будет дома, неизвестно, что будет! Что — то я не заметила людей, способных защитить свой “сад под окном“!
    Превратили Ташкент в пустыню! Хоть бы о своих детях подумали, что они детям оставят!

  15. 0 8

    Юлия Витальевна

    21 августа, 20:49

    Вот. Верно подмечено о чистоте воздуха во время пандемии. А у нас почему-то решили весь город посыпать пылью — великая обод махалля. Весь квартал в пылище. Старый асфальт убрали, новый не уложили. Так ещё и в полисадники привезли какую-то землю больше похожую на пыль..

  16. 0 4

    @coinsbit_2020

    22 августа, 01:22

    Интересно, кто надумал сажать ёлки вместо деревьев?

  17. 1 1

    Sergey Prostorov

    22 августа, 08:53

    Почти как в России: сами создаем себе проблемы, потом мужественно их преодолеваем!

  18. 0 5

    Pavel Goncharov

    22 августа, 09:03

    Раньше можно было хоть 2 недели в доме не убираться если не хотелось, а сейчас через 2-3 дня хочешь не хочешь проводи влажную уборку. Не Ташкент, а Чангкент уже. К чему вспоминать сады Амира Темура, когда это было во-первых, а во-вторых эти сады разбивались не для простых смертных. По-моему точка невозврата уже пройдена, большинству населения защита природы без надобности, а руководителям тем более. Отсюда и имеем ужасную жару и население с целым букетом заболеваний

  19. 0 1

    Юлия Витальевна

    23 августа, 19:57

    @Pavel Goncharov, о. Вы знаете. Я тоже говорю Чангкент.

  20. 1 5

    Рита Маргарита

    22 августа, 10:00

    Статья замечательная и познавательная. Может кто-то из чинуш немного задумается, во что уже превратились наши города? Хотя, как видим, им плевать с высокой башни..
    Ну, да. Сады были для властителей, и тем самым в городе климат был, наверное, иным. И описания того, что Ташкент был окружен зеленым кольцом и выглядел как город-сад, разве это не убеждает в том, что давным-давно люди, главное — правители(!) знали и делали, как правильно, с умом, облагородить городскую среду?
    Почему тогда можно было, а сейчас нет? Да потому что знаменитое “после нас хоть трава не расти“ — главный лозунг наших хакимов, обод (чтоб им пусто было!) махаллей, “озеленителей“ — экологов и их приспешников.
    Народ, жители городов, боятся что-то сажать в полисадниках, из-за варварских чисток, обрезок. Смысл сажать, если придут и уничтожат? Что происходит в стране? Кто ответственен за то, что все встало с ног на голову? И, главное, как всем нам жить во времена стяжателей и варваров?

  21. 1 3

    Alex Ezra

    22 августа, 10:29

    спасибо за попытку, но..

    гораздо выгоднее вырубить деревья (заплатив штраф), засунуть туда пару новостроек, срубить баблишка и чухнуть

  22. 1 2

    A K

    22 августа, 15:49

    Кроме сквера мы ещё потеряли много деревьев из-за строительства путепроводов на Чиланзаре. Путепроводы не нужны городу, проблему пробок так не решают, а правительство заявило, что будет продолжать их строительство.

  23. 1 4

    Руслан Гофуров

    22 августа, 16:14

    Картинка на главной новости — произведение искусства!

  24. 1 3

    Святослав Морской

    22 августа, 18:32

    Весной посадили только вокруг моего дома штук 30 деревьев. Почти все пошли в рост. Но как поднялась температура — сохнуть начали — полива нет. 13, что прямо за домом, начал поливать я. Два из них ну очень буйно в рост пошли, остальные чуть менее. Нашлись “умники“ — два саженца выдернули, один сломали, два — чем — то засыпали. Их выходил. Так нашелся чинуша лет 25-ти, приказавший икс каваторщику эти два деревца.. снести под предлогом прокладки “дороги“, хотя видно было, что за ними ухаживают. Вывод — зачем нужны деревья чиновникам, им лучше стоянку (дорогу) сделать надо. Они хоть немного, да в карман положат..

  25. 0 1

    Marta Marta

    23 августа, 14:58

    Я согласна с комментаторами в том, что сейчас у нас творится полный беспредел по отношению к природе в городах, особенно, в Ташкенте. Но мне доставило истинное удовольствие чтение этой замечательной статьи, где автору, г-ну Гюль, удалось собрать воедино исторические сведения разных эпох, привести в пример сведения из первоисточников ( воспоминания путешественников и т.п.), выстроить такую прекрасную логическую цепочку всех событий. Хочу сказать автору большое спасибо за проделанную работу, за желание донести до ВСЕХ интереснейшие вехи истории, о которых, к сожалению, очень мало говорят или пишут. Говорят чаще о завоеваниях, покорении, угнетении и прочих, скорее негативных, событиях из жизни великих, но не говорят об их созидательной повседневной деятельности. Результат такого отсутствия информации — это и деятельность нынешних чиновников, которые стремятся только к собственной наживе любыми путями, да и комментарии читателей статьи, которые, в большинстве своём, принялись искать только повод для критики. Очень жаль!

  26. 0 0

    Nivea Gilette

    24 августа, 14:46

    Да это жара длительная ответ природы или можно сказать месть природы потому человечество делает Мать-природу больно, это ещё ничего перед пожарами в России и в Турции и перед наводнениями в Европе и в других местах. Еще люди хотят в Марс, вам мало что происходит с Землёй, вам мало что сделали с ней. и ещё хотите мусорит и натворить там, ой нет вас, Маск туда не пустят пока, вы дома порядок приводите, потом подумают, если успеете пока не поздно. Где челочество там бардак и хаос, пока не одумается и осознает что оно тоже создано от Мать-Природы, то ему настигнет конец. Я не негатившик, просто очень люблю зелёних растений, деревья, в общем природу. и очень чувствителень по нему.

  27. 0 0

    Marina

    25 августа, 12:29

    Интересная статья! А есть ли она на узбекском языке? Не знаю, как в узбекскоговорящем секторе интернета, но русскоговорящие блогеры и тд. активно поднимают тему экологии. Весьма полезно в стране, где русскоговорящего населения намного меньше, публиковать подобные темы именно и на государственном языке.

  28. 0 0

    Azamat Atajanov

    25 августа, 20:07

    Эта же статья на узбекском языке: https://www.gazeta.uz/uz/2021/08/21/trees-temur/

  29. 0 0

    Andrey Savitskiy

    15 сентября, 05:21

    Со всем согласен из комментариев, кроме одного. Там придомовую территорию предлагают первому этажу присвоить. Придомовая территория принадлежит всем жителям дома в равной степени, без учета метража и расположения квартир и без возможности какого либо отчуждения кем либо какой либо ее части в личное владение. Хочешь полисадник — делай. Не хочешь — не делай. И еще манеру взяли — вскопать квадрат земли. Облагородили говорят. Да нет. По вскопанному не пройдешь. На стуле не посидишь. Даже не постоишь — потому что не зайдешь. Это такой лицемерный способ прихватить себе и что бы никто — не прошел рядом с окном. Любишь растения сажай. Не любишь — не сажай. Только не прихватывая того что не твое.

Отправить Выйти Отменить От: Осталось 6000 символов.

Авторизация на Газета.uz

Авторизуйтесь на сайте, чтобы получить доступ к дополнительным возможностям.