Представители Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Агентства по противодействию коррупции и Верховного суда на пресс-конференции в пятницу ответили на вопросы СМИ касательно двух документов о противодействии коррупции, подписанных президентом 6 июля, — «О мерах по созданию среды нетерпимого отношения к коррупции, кардинальному сокращению коррупционных факторов в государственном и общественном управлении, а также широкому вовлечению общественности в этот процесс» (УП-6257) и «О дополнительных мерах по эффективной организации деятельности по противодействию коррупции» (ПП-5177).
Первый заместитель генерального прокурора Бахриддин Валиев сообщил, что за последние 4,5 года 9546 человек совершили различные коррупционные преступления, которые нанесли ущерб интересам государства и граждан примерно на 3,2 трлн сумов.
По его словам, около 90% из этих средств взыскано в ходе следствия и по итогам суда, но эта сумма не учитывает ущерб гражданам, которые пострадали о мошенничества.
В апреле 2021 центр «Ижтимоий фикр» провёл опрос о мерах по противодействию с коррупцией. 62% респондентов посчитали, что ужесточение уголовной ответственности — одна из наиболее эффективных мер в борьбе с коррупцией.
Первый замгенпрокурора привёл опыт зарубежных стран в этом направлении. В частности, суровые наказания за коррупционные правонарушения, вплоть до пожизненного заключения, применяются в США, Франции, Южной Корее, ОАЭ и Саудовской Аравии.
В Казахстане и России за получение взятки предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы до 15 лет с лишением права занимать определённую должность на пожизненный срок. В Узбекистане максимальное наказание за получение взятки, дачу взятки и посредничестве в получении взятки от 10 до 15 лет лишения свободы.
В Украине хищение путём присвоения или растраты наказывается лишением свободы на срок до 12 лет, в Грузии — до 11 лет, Азербайджане — до 14 лет, тогда как в Узбекистане — до 10 лет.
Бахриддин Валиев сообщил, что по этой причине принят указ президента, которым Генеральной прокуратуре совместно с Агентством по противодействию коррупции, Верховным судом, СГБ, МВД и Министерством юстиции поручено в трёхмесячный срок разработать и внести в Законодательную палату проект закона. Документ должен предусматривать:
- ужесточение мер наказания за коррупционные правонарушения, вплоть до длительного срока лишения свободы;
- установление ответственности за незаконное обогащение, выявленное в процессе декларирования доходов и имущества;
- установление ограничений на применение смягчающих норм при отбывании уголовного наказания в отношении лиц, совершивших коррупционные преступления.
В проекте новой редакции Уголовного кодекса Узбекистана предлагается увеличить в 1,5 раза срок давности привлечения к ответственности за коррупционные преступления и ввести нормы, согласно которым предметом взятки, наряду с материальной заинтересованностью, является и нематериальная выгода.
Кроме того, согласно рекомендациям международных экспертов, планируется установить прямую уголовную ответственность за три вида действий, в том числе:
- подкуп служащего негосударственной организации;
- подкуп служащего государственного органа, организации с государственным участием или органа самоуправления граждан;
- незаконное получение служащим государственного органа, организации с государственным участием или органа самоуправления граждан материальных ценностей или имущественной выгоды.
Заместитель председателя Верховного суда — председатель судебной коллегии по уголовным делам Икрам Муслимов заявил, что Уголовный кодекс Узбекистана отличается своей «либеральностью». Если делается вывод, что осужденный отбыл часть наказания и встал на путь исправления, исходя из тяжести преступления и срока наказания, то неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием. Например, перевод в колонию-поселение или замена наказания на исправительные работы, а также условно-досрочное освобождение от наказания.
Замглавы Верховного суда подчеркнул, что теперь планируется ввести ограничения на смягчающие нормы для лиц, отбывающих уголовное наказание за коррупционные преступления.
Иосиф Сталин
И не забудьте у них конфисковать всё имущество!
1agent тохир
Здесь самое главное в последнем абзаце. Вернут к себе верных замов. Почему никто не хочет отследить всю цепочку взяточников. Все знают почему. Замы крайные. Отлаженная система. Газета уз. а Вам слабо показывать фото взяточника и его руководителя который “здесь ни причём“.
Lola Aziz
Зачем ужесточать, лучше сделайте “5 извинений“ за $100 млн., а если сумма больше “125 извинений“. А потом повышение в должности.
Рустам R
@Lola Aziz, Назовём это “Келин узур“.
Комил Рахманкулов
Да пусть вводят хоть расстрел, но дальше замхокима не пойдут. Кого наказали за Сардобу? Каких-то шестерок. Сардоба — это прецедент. Она показала приоритеты.
Eternal
Сажать надо взяточников-коррупционеров и обязательно с конфискацией всего имущества! Пусть их семьи потом по съемным квартирам живут, -в назидание.
Наталья Караваева
Коррупция — это наша национальная беда! И бороться с ней надо жестко и серьезно. Да, согласна, что надо увеличить сроки наказания. Но не только. Обязательно каждый процесс должен стать публичным и показательным. Открыто называть имена и фамилии взяточников. Конфисковывать у них награбленное имущество. Лишать всех званий и наград, если они у них имеются.
Мила Пак
@Наталья Караваева, Согласна с вами. Именно публично и показательно, чтобы каждый знал их в лицо, фамилию и должность. Вон заграницей как только становится известно о взяточнике сразу во всех СМИ и ТВ печатают и показывают, и этим людям не скрыться и пусть расплачиваются за “красивую, ворованную жизнь“. А, у нас стало уже традиция, считается если ты живёшь на свои честные трудовые доходы, то ты ЛОХ, что ты никчёмный человек, что не умеешь жить как надо, и тебя стыдятся даже близкие и упрекают, что не умеешь ловчить, воровать и брать то что “плохо лежит“, а на тех кто наворовал говорят: — “Умеет же работать и обеспечить свою семью, умеет жить и брать все, что нужно от жизни“, многие завидуют и равняются на них.
Надо не только сроки увеличивать, надо конфисковыватт полностью имущество, и чтобы взяточник НИКОГДА не смог занимать высокие, отвественные и руководящие государственные должности, пусть работают после отсидки простыми рабочими, пусть на своей шкуре испытают все прелести обычного простого НАРОДА.
Тамара Аристархова
У меня другое предложение. Наказывать с возвращением ущерба и пострадавшему. Ворованное надо возвращать, после чего отпустить без права на восстановление гос службы.
Хушбахт Худайкулов
Пожизненного заключения с конфискацией всего имущества поможет победит это зло!
Elena Elena
Коррупционеры, как раковая опухоль, подтачивающая организм изнутри, аналогично разрушают экономику нашей страны и дискредитируют власть в глазах народа.
Как патриотам своей страны, нам очень хочется, при нашей жизни, увидеть, как страна поднимается.
Япония, Сингапур, Китай — страны, которые за довольно короткий срок стали теми, на кого стоит равняться. Чем мы хуже? Нас очень сильно тормозят коррупционеры — это наш бич. Поэтому, борьба с коррупционерами должна быть жёсткой и реальной. Народ неоднократно поднимает вопрос о полной конфискации имущества коррупционеров и их близких. Принятие такой нормы законодательства будет отрезвляюще действовать на всех тех, кто хотел бы запустить руки в средства Госбюджета. Эту норму необходимо принять, если мы хотим достичь расцвета нашей экономики, если мы хотим гордиться нашими успехами и заслугами, если мы хотим видеть признание и уважение народа к власти.
Ayubkhon Salokhiddinov
Улыбнуло))
Виталик Мандров
Надо у Китая перенимать борьбу с коррупцией.
Фархад Мирахмедов
Коррупция, это как паразиты в организме. В нормальном организме они есть у всех. Но если с ними не бороться, то они начинают угрожать всему организму. и сколько бы не кормили такого человека, все будут сжирать паразиты, и постепенно идет поражение всех внутренних органов — печени, кишечника, паразиты проникают в глаза, в легкие, даже могут в мозг проникнуть.
У нас этими паразитами поражены все органы власти, и особенно те, которые сами и должны бороться с коррупцией!!! как говорил великий актер Евгений Леонов, кто что охраняет, тот то и имеет. Охраняет лес, дрова имеет, рыбнадзор рыбу имеет, егеря дичь имеют, прокуратура имеет всех.
Aleksandr Filimonov47
Ситуация архисложная. В нашем случае первый вопрос “А судьи кто..?“ Ни кому не секрет то, что “некорумпировнный“ элемент не может стать “звеном коррумпированной системы“ и особенно той системы которая формировалась и устоялась в десятилетиях. Пока не будет проведено полнейшее (очищающее) обновление номенклатурных кадров государственных структур (прокуратура, МВД, суды.. в первую очередь) в целях полного избавления от коррупционеров.. рассуждения о решении этого вопроса путем ужесточения наказаний за коррупцию.. так и останутся рассуждениями и периодическими “громкими делами“ борьбы одних коррупционеров с другими.
Сергей Малевин
@Aleksandr Filimonov47, в самую точку! Не только судьи, но и все чиновники карательной системы. От их принципиальности или беспринципности будет зависеть успешность или провал законов, направленных на борьбу с коррупцией.
Сергей Малевин
1. Нужен закон, конкретно перечисляюший все статьи УК, части статей, примечания, субъект которых признаётся коррупционером.
2. На коррупционера накладывается запрет занимать гос. должности пожизненно. Отдельно оговорить работников, например, медицины. Являются ли они должностными лицами. Соответственно — запрет на врачебную практику пожизненно.
3. Закон о конфискации имущества коррупционеров, детализирующий механизм признания имущества и накоплений коррупционера преступно нажитым. Например: вычисляется оклад и премии осуждённого за определенный период. Если имущество, например, недвижимость, приобретенная д/лицом или близкими родственниками превышает стоимость суммированного материального гос. обеспечения, то недвижимость признается преступно нажитой и продается через он-лайн аукцион. Вырученные средства — в бюджет. Нюансов в механизме конфискации очень много. Их необходимо закрепить в законе. Как и структуру, наделенную полномочиями осуществлять процедуру признания имущества преступным. Но последняе слово в признании — за судом. Необходимо его решение. Уполномоченная структура лишь вправе выставлять временный арест на накопления и имущество до решения суда.
4. Самый болезненный пункт для коррупционера. Считаю, что он необходим, даже если временно, лет на двадцать. Пока в обществе не закрепится нетерпимость к коррупции. Именно: запрет на гос. должности для близких родственников коррупционера.
Бахадыр Матякубов
Кто принимает закон народ или депутаты сидящие в сенате спросите у него как он сел на это кресло и сколько денег потратил и после этого что он примет закон о конфискации имущества, никогда и ни за что не пропустит этот закон на обсуждение и не проголосует почти все чиновники против конфискации, представим чиновник украл миллиард получил пусть10лет, отсидел 10месяцев и вышел и живёт в свое удовольствие и работа ему не нужна до конца жизни ему и семье хватит.