Ректор Университета мировой экономики и дипломатии Комилжон Каримов в интервью «Газете.uz» поделился своими мыслями о важности равных условий для конкуренции в сфере образования, научном потенциале государственных вузов, причинах повышения стоимости контрактов и о том, почему частные вузы не должны приоритизировать получение прибыли.
О главной роли вузов
Я не думаю, что есть одна такая задача, которая стоит перед вузом. Вуз имеет целый комплекс задач. И это не просто давать студентам знания и навыки. Нет. Вуз — это общественная единица, которая способствует формированию человека как личности.
В этом я часто сравниваю вузы с теми же средствами массовых информаций. Потому что задача СМИ — это формировать общественное мнение. А вузы формируют общественное сознание, общественную культуру.
О роли государства в образовании
В международной практике в той или иной степени государство участвует в управлении высшим образованием. В более индустриально развитых странах роль государства опосредованна. Государство не указывает, что учить или как учить, сколько часов выделить на предмет или сколько тратить. Государство может участвовать в управлении высшим образованием через наблюдательные или попечительские советы, разные схемы финансирования или какие-то регулятивные функции.
Без участия государства и его финансовой поддержки вузы не смогут полноценно и эффективно функционировать.
Например, в Великобритании государство опосредованно участвует в финансировании вуза. Оно не даёт деньги в бюджет вуза напрямую. Есть так называемые финансовые советы, funding council, через которые финансируются студенты. Те же образовательные гранты дают не банки, а финансовые советы.
Другой пример — государство выделяет большие ресурсы на научное исследование в вузах через различные фонды и финансовые структуры.
О конкуренции между государственными и частными вузами
Если в высшем образовании будет развиваться конкуренция, естественно, это должно привести к улучшению качества, а также к возможному снижению цены услуг. Потому что будет больше предложений и больше выбора.
В 2016 году в Узбекистане было 75 вузов по всей стране, сегодня их количество увеличилось до 131. Из всего 131 вуза почти четверть — это вузы с международным участием.
Охват высшим образованием тоже увеличился более чем в 2 раза. В 2016 году он составлял около 9%, сегодня этот показатель приблизился к 25%. Стоит цель довести этот охват до 50% к 2030 году.
Я только приветствую наличие конкуренции между различными формами собственности в высшим образовании. Это даст в том числе и вариативность.
Но для конкуренции нужны равные исходные позиции, тогда это будет честная конкуренция. Если вы поставлены в определенные рамки, а ваш конкурент этих рамок не имеет, естественно, о справедливой конкуренции речи быть не может. Это закон экономики. У частных и государственных вузов совершенно разные правовые, административные или финансовые условия.
Мы можем говорить о равной конкуренции с международными вузами или же мы можем сравнивать себя с вузами за пределами Узбекистана, в том случае, когда будем в определенных равных условиях с ними. Те шаги, которые сегодня предпринимаются для предоставления вузам автономии, очень важны для этого.
Если исходные условия разные, то требовать, чтобы итоговый результат был одинаковым, тоже нерационально и неправильно. Можно требовать и ставить задачи, но фактически этих результатов будет сложно достичь.
Другой вопрос, готовы ли сами вузы к этой автономии? Это должен быть поэтапный процесс. С 2022 года порядка 30 вузов республики будут переходить к управленческой, финансовой и академической автономии. Надеюсь, что в их числе будет УМЭД. Я считаю, что УМЭД к этому готов с точки зрения и потенциала учителей, и финансовой подпитки.
О том, почему частные вузы не должны ставить цель получения прибыли
По всему миру только около трети (33%) студентов учатся в частном высшем образовании. Около 70% учатся в вузах с государственным участием. Большая часть частных вузов, как это ни странно, находится в развивающихся странах. В этом плане Латинская Америка на первом месте, почти 45% вузов в регионе частные.
В Бразилии 72% студентов учатся в частных вузах. В Японии — почти 79%, в Южной Корее и Филиппинах также наибольшее количество студентов учатся в вузах с частной формой собственности. Но эти вузы не принадлежат каким-то частным лицам. В большей степени их создают крупные компании, это своего рода корпоративные вузы.
Даже если вуз частный, это не означает, что его цель — получение прибыли. Среди частных вузов очень большое количество тех, которые выполняют благотворительную функцию, или функцию содействия развитию общества. По сути это общественные организации, и они зарегистрированы в качестве «not for profit». Люди, которые управляют этим вузом, тоже не могут получить доход от этой деятельности. Вся прибыль, которая генерируется, направляется на сам вуз.
Вузы как средство получения прибыли — это не самая лучшая идея в международной практике, в том числе и в Узбекистане. Деньги, которые вкладываются в образование, они имеют тенденцию окупаться в долгосрочной перспективе. Вы получите доход после 5−10 лет функционирования вашего бизнеса. Это не та отрасль, которая может генерировать существенный доход сразу.
Если задачей является получение прибыли, это очень сильно может сказаться на качестве. Изначально для создателей такого вуза в приоритете будет количество, а не качество. Работает та же экономика масштабов: принять побольше студентов, быстрее их выпустить и быстрее получить прибыль.
Очень много других сфер, где ваши инвестиции дадут вам доход намного быстрее.
В эту сферу должны идти люди, которые имеют цель способствовать развитию общества. Филантропы, которые имеют возможность вкладывать в развитие образования, в том числе высшего образования.
О научном потенциале государственных вузов
Вузы с международным участием или же частные вузы могут привлечь студентов больше внешним эффектом, условиями или материально-технической базой. Это тоже немаловажный вопрос.
Но у этих вузов возможность инвестирования в научную базу довольно-таки лимитирована по той простой причине, что это не даст быстрой отдачи. Одно дело просто организовать учебный процесс, но вуз — это ещё и научная работа и научная деятельность.
Возьмите любой престижный вуз, будь это Оксфорд или Кембридж, в первую очередь, они славятся своими научным достижениями, научной базой. А научная деятельность — это та сфера, которая требует очень серьезных инвестиций, и не факт, что они вернутся к вам в каком-то обозримом будущем.
Поэтому с этой точки зрения в вузах с государственным участием научный потенциал и научная база уже сформированы и существуют. И любому новому вузу с частным участием именно по этому вопросу с государственными вузами конкурировать будет сложно. Но этот потенциал должен транслироваться на новые учебные методики, на совершенствование материально-технической базы.
О повышении сумм контрактов и способах их оплаты
Сейчас идет поэтапный переход вузов на финансовую автономию. При финансовой автономии университет покрывает все расходы за счет своих средств. Какие-то внешние вливания со стороны первого учредителя, государства, будут довольно ограниченными. Конечно, даже если университеты перейдут на финансовую независимость, все равно будет определенный государственный заказ, который будет покрываться за счет государственного бюджета.
Но в большей степени университеты должны сами обеспечивать финансовую подпитку. В первую очередь, это средства, которые мы получаем от контрактов студентов.
Есть понятие «экономика масштабов». То есть, чем больше студентов учатся в вузе, тем ниже будет расход на одного студента или же себестоимость образовательных услуг. Но если студентов меньше, то себестоимость увеличивается.
В этом плане УМЭД — это маленький вуз, даже по сравнению с другими вузами в Узбекистане, на сегодня у нас с учетом количества магистрантов даже 1500 студентов нет. Соответственно, стоимость образовательных услуг довольно-таки высокая. Поэтому решение по повышению контрактов было логичным и правильным. Иначе университет просто на плаву не мог бы остаться.
Есть несколько способов, которые могут облегчить оплату контракта студентам. Возможностей много, и нельзя этот вопрос оставлять только на самого студента.
Один из способов — это образовательные кредиты. Очень мало в мире государств, где студенты или их родители сами из своего кармана оплачивают стоимость образовательных услуг. В Узбекистане эта практика есть, но масштабы возможности получения этих кредитов довольно-таки ограничены.
Сам университет тоже может непосредственно помогать студентам. В УМЭД мы ввели стипендию университета, которая на конкурсной основе выдается студентам с высокой академической успеваемостью. Это в какой-то степени покрывает стоимость контракта.
Третья форма — это привлечение каких-то организаций. Те же работодатели могут отобрать лучших студентов и покрыть всю или какую-то часть стоимости контракта, но при условии последующей отработки. Мы тоже активно работаем над этим.
О том, кто должен становиться ректором вуза
Особенность учебных заведений в том, что здесь просто менеджером быть недостаточно. Это должен быть человек, компетентный в тех вопросах, которые ему приходится решать. Это же не просто бизнес, которым нужно управлять.
В данном случае это должен быть человек, который признан академическим сообществом. В том числе он должен иметь компетенцию по специфике вуза. Я рад, что руковожу именно Университетом мировой экономики и дипломатии, потому что это моя собственная специализация. Я не могу сказать, что я большой специалист в этой сфере, но, по крайней мере, у меня есть компетенция в этих вопросах. Это чрезвычайно важно. Это также дает компетенцию в организации учебного процесса.
Но и в целом, и как менеджеры это должны быть эффективные люди. Ректор также должен понимать тонкости менеджмента и управления. Если человек сочетает все эти качества, я думаю, у него больше шансов стать успешным руководителем.
В продолжение интервью «Газете.uz» Комилжон Каримов расскажет о том, почему в УМЭД не развилась коррупция, о нужных навыках для выпускников, а также о важности критического мышления и обратной связи со студентами.
Vladimir Lee
При капитализме самое главное это деньги, то есть прибыль.
Halima Kalanova
The ever worst Uni in Uzbekistan Today #UWED cannot compete with mushrooming private universities due to low qualification of their Faculty
https://www.facebook.com/groups/UzbekistanTSTU
Flyerok
льготные образовательные кредиты наш единственный выход, а еще лучше по револьверному принципу — один кредит вернул, можешь брать следующий на эти же цели.
Вы верите чтобы GM или Акфа оплачивали контракт за студентов? у нас естественный прирост населения 500 тыс человек.
и в идеальном случае надо их всех обеспечить высшим образованием, калькуляция стоимости для идеального и крайне негативных случаев один из принципов разработки любого продукта.
Nikolay Sergeev
ну хоть кто то сказал это вслух!
но для ЧАСТНОГО ВУЗа никакой другой цели, кроме прибыли, быть не может!
В принципе!
так что частный ВУЗ — это вообще нонсенс..
Renat Akchurin
УМЭД давно скатился. Да, во время нашей учебы я не припомню ни одного случая коррупции — помнится, среди студентов ходили разговоры о том, что декана и замдекана одного факультета вывели на глазах у всех в наручниках — за взятки, но других случаев не припомню и не было такого, чтобы студенты закрывали сессии за деньги. Но в целом, УМЭД уже давно не конкурентоспособен, студенты такие же высококачественные (надеюсь!), но вот преподавательский состав оставляет желать лучшего. Понабрали учителей из других слабых или областных вузов — для них это престижно, но они не несут в себе качественное образование. А топовые преподаватели либо разъехались, либо перешли в Вестминстер, МГУ и Сингапурский институт. Возможно, УМЭД нужно оставить при МИДе, но при этом он должен управляться как частный вуз, иначе в такой период конкуренции он не выживет. При прочих равных условиях, я бы уже не поступал в этот вуз, если бы поступал в этом году. Советую абитуриентам идти в Вестминстер, Сингапурский, Инха и другие англоязычные вузы.
Ах да, еще одним минусом УМЭДа был срок образования — 5 лет бакалавра, когда как в других вузах Узбекистана — 4 года.
Ulugbek Akbarov
Как припомню, никогда никому взятку не давал на экзаменах. Нормальный университет. Хотя были правила — носить галстук и т.д. С одной стороны закаляли характер, с другой — многим не нравилось. Орать на студента, только потому что у него нет галстука — дебилизм и больше ничего.
Очень многие выпускники в зарубежные страны уехали (очень многие!) Green Card, Work and Travel, учеба и работа. В госучреждениях остались только те, у кого были возможности. Поддержали родители, родственники и т.д. Помню однокурсника, увидел около МИДа, он там работал, кушал гумму и самсу каждый день, работал бесплатно. Год поработал и тоже уехал в Европу. Нищенские зарплаты никому не нужны. Приказ так и не оформили. Никто просто его не поддержал, хотя был хорошим кадром.
Номенклатурная система бывшего СССР, объективка с ФИО родителям все еще активны. Если, например, в год факультет международного права оканчивают 100 студентов, куда им идти? Сложно очень с работой. Нищенские зарплаты в госучреждениях. Сидеть, ждать и надеется на что-то — нереально. Не у всех родители и родственники кем-то там работают. Ничего в системе кадровой политики так и поменялось.
Как-то кто-то сказал из знакомых, что УМЭД это — узбекский Гарвард. Из года в год в этом сомневаюсь. Где эти управленцы? Где эти дипломаты? Где эти МПшники и экономисты? Да, они где рядом — но их можно пальцами подсчитать.
Много пишем и говорим, ничего не меняется все равно. Удачного вам дня.
Nikolay Sergeev
@Ulugbek Akbarov, про “Номенклатурная система бывшего СССР, объективка с ФИО родителям..“
Вы биографию нашего Первого Президента посмотрите.
И оцените, откуда Он поднялся до самого высшего эшелона УзССР.
Вот она такая “Номенклатурная система бывшего СССР“. И где там было “ФИО родителей“,
Я знаю СОТНИ людей, кто в тридцатые годы вышли из безграмотных семей, и стали в УзССР КЕМ ТО! По настоящему кем то.. а не как сейчас
Рустам Якубов
Деньги это зло! На примере частников — репетиторов могу сказать, чем больше они зарабатывают, чем больше падает у них качество обучения, тем жаднее они становятся. Репетитор, который в самом начале своей карьеры, начинает с энтузиазмом, со стремлением добросовестно обучать своих абитуриентов, с течением времени превращается из преподавателя в “бизнесмена“, для которого деньги это главное. К чему это я, раньше думал, что частники репетиторы решат проблему с тотальной деградацией обучения в школах. Но я ошибался. Надо поднимать уровень и качество бесплатного обучения именно в школах, пусть МНО об этом подумает. Как родитель, я уже не доверяю частникам “преподавателям“.
Zokirkhoja Isakhodjaev
Система образования это не то место где нужно делать деньги. Для государство лучше всего вкладывать деньги на образования (гос. поддержка умных и талантливых молодых людей, доступное образования) ведь завтра именно эти люди будут помогать стране в развитии.
Нт увы при капитализме этого можно не ждать
Иff Купидоноff
К чему бы эта статья? У нас всегда начинают очень издалека. Уж не к повышению ли контрактов?! Слава Всевышнему, я своих 4х отучил. Как вспомню этот грабеж, контракты — становится не по себе..
А обучение полная профанация. Говорю за нархоз, иняз, нефтегаз и архитектурный. Сплошь коррупция и никаких знаний! Ах да! Один грустный постулат дети все же изучили: Не подмажешь — не поедешь! Истина где то там..
Adolat Uzbekistan
Ректор: “Вуз — это общественная единица, которая способствует формированию человека как личности.
В этом я часто сравниваю вузы с теми же средствами массовых информаций. Потому что задача СМИ — это формировать общественное мнение. А вузы формируют общественное сознание, общественную культуру“ Ректор даже не замечает противоречий в своих словах: личность в профессиональном плане и общественное мнение усредненной массы.
Личность это не общество! Свобода личности это творчество и самовыражение личности в рамках общественных законов и законов государства. И именно эта свобода индивидуальности выявляет таланты и одаренности молодежи внутри общества. Общество формируется по приоритетным качествам лидеров этого общества или другого общества, имеющего большое влияние на членов данного общества. Своеобразная мода на качества личности лидирующих в данном обществе. И эти качества личности дожны быть лучшими, чистыми и красивыми, как естественный интеллект, честность и профессионализм, если общество хочет стать более цивилизованным.
В любой стране есть частные и государственные ВУЗы — Если госвузы имеют большую популярность и высокий рейтинг то они составляют высокий уровень конкуренции частным ВУЗам потому что престижность ВУЗа играет значительную роль в выборе абитуриента и работодателя. Если престижность ВУЗа будет играть важную роль для работодателя то конкуренция будет еще более справедливой.
Поэтому нам необходима рейтинговая оценка ВУЗа по уровню образованности выпускников и уровню квалификации преподавателей, включая количество их научных работ, рацпредложений, изобретений и открытий САМЫЙ ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ КОНКУРЕНЦИИ ВУЗОВ НЕЗАВИСИМО ОТ ФОРМЫ ИХ СОБСТВЕННОСТИ! В первую очередь нам нужен высокий рейтинг вузов на узбекском государственном языке!
Ректор: “Среди частных вузов очень большое количество тех, которые выполняют благотворительную функцию, или функцию содействия развитию общества“.
Нет такого явления в развитых странах. Филантропы не выживают в рыночной экономике — вымирают сразу как динозавры!
Материально-техническая база ведущих американских вузов появляется на оплатах за обучение высшего качества за которое работадатели готовы взять выпускника!
Ректор: “Поэтому решение по повышению контрактов было логичным и правильным. Иначе университет просто на плаву не мог бы остаться“ — Аналогично сумме повышения контракта можно было уменьшить или убрать стипендии студентам которых не платят в амерканских вузах! Почему такой вариант не пришел в головы наших специалистов? Боятся студенческих восстаний? Или указ был не трогать стипендии? Стипендии на данный момент времени не выполняют никакой полезной функции — в реальности это возврат части заплаченного контракта. Ни студент, ни вуз не имеет никакой пользы от мизерной стипендии. Родители, которые платят за контракт, могут содержать своих детей или бедные студенты должны иметь возможность получить грант как в американский вузах или кредит на образование которое американские студенты могут выплачивать в течении всей своей жизни.
Рассматривайте частное образование в ВУЗах как репетиторство к будущей профессии и получайте честную прибыль оплаты довольных учеников!
Пустые ниши рынка быстро заполняются либо легальным бизнесом, либо теневым, либо мошеническими схемами: частные вузы, репетиторство на дому, поддельные дипломы и купленные дипломы с оплаченными экзаменами.
Легальные частные вузы это открытая честная конкуренция государственным вузам которые сейчас ставят суммы контрактов выше частников потому что нет конкуренции!
Видимо вузы которые перевели на самофинансирование не могут иметь равноценное бывшему Госбюджету самофинансирование — тогда почему их перевели? Разве этот шаг уменьшает коррупцию и увеличивает уровень образованности? Студенты с малыми баллами могут заплатить больше и пройти. И преподаватели наверное стесняются ставить двойки студенту с суперконтрактом.