В новой редакции Уголовного кодекса Узбекистана планируется ужесточить ответственность за преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Генеральная прокуратура представила для обсуждения проект закона о новой редакции кодекса.
В частности, преступления, совершенные по неосторожности, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок более 5 лет (сейчас они относятся к менее тяжким), предлагается квалифицировать как тяжкие преступления. Это изменение основано на общепринятых правилах, согласно которым размер наказания определяется исходя из степени общественной опасности преступления.
В частности, предусматривается перевод в категорию тяжких преступления, совершенные по неосторожности, повлекшие смерть и другие тяжкие последствия. Сегодня такие преступления, как нарушение правил безопасности движения или использование транспортных средств, повлекшее за собой смерть людей, рассматриваются как менее тяжкие преступления. Но это не соответствует принципу справедливости, говорится в пояснительной записке.
Для определения вида и размера наказания на основе классификации преступлений планируется установить штрафы:
- до 200 БРВ — по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности;
- до 400 БРВ — по менее тяжким преступлениям;
- до 600 БРВ — по тяжким преступлениям.
Сейчас штраф устанавливается в пределах от 5 до 600 базовых расчетных величин.
При этом, если осужденный оплатит 2/3 наложенного судом штрафа в течение 3 месяцев, то он освобождается от уплаты оставшейся части штрафа.
Термины, связанные с человеческим фактором, такие как «жиддий зиён» и «жиддий зарар» (оба термина переводятся как «существенный вред») предлагается исключить из уголовного законодательства. Это ведет к отказу от практики квалификации деяния как преступления на основе субъективного мнения следственных и судебных органов.
Пересмотр ответственности за нарушения ПДД в УК
Статью 266 УК (нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств) предлагается изложить в следующей редакции:
Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортного средства лицом, управляющим транспортным средством, повлекшее причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, —
наказывается ограничением свободы на срок от 3 до 5 лет или лишением свободы на срок от 3 до 5 лет (сейчас — штраф до 50 базовых расчетных величин или обязательные общественные работами до 360 часов либо исправительные работы до 3 лет);
То же деяние:
- совершенное в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, их аналогов, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность;
- повлекшее смерть человека.
наказывается лишением свободы от 5 до 7 лет (сейчас -лишение свободы до 7 лет с лишением определенного права).
То же деяние, повлекшее:
- смерть человека, если [ДТП] совершено в результате алкогольного опьянения или под воздействием наркотических средств, их аналогов, психотропных или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность;
- человеческие жертвы;
- иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы от 7 до 10 лет (сейчас — наказывается лишением свободы до 10 лет с лишением определенного права).
Статья 262 (нарушение правил ремонта или выпуска в эксплуатацию транспорта) может быть изложена в следующей редакции:
Недоброкачественный ремонт железнодорожного, морского, речного, воздушного, автомобильного или иного транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации, связи или другого транспортного оборудования, а равно выпуск в эксплуатацию заведомо технически неисправных транспортных средств, совершенные лицом, выполняющим ремонт, либо ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, повлекший причинение средней тяжести или тяжкого вреда здоровью, —
наказывается лишением свободы от 1 до 3 лет либо лишением свободы до 3 лет (сейчас — штраф до 50 базовых расчетных величин или лишение определенного права до 5 лет либо обязательные общественные работы до 360 часов или исправительными работами до 3 лет).
То же деяние, повлекшее смерть человека, —
наказывается ограничением свободы от 3 до 5 лет либо лишением свободы от 3 до 5 лет (сейчас — ограничение свободы от 2 до 5 лет либо лишением свободы до 5 лет).
То же деяние, повлекшее:
- человеческие жертвы;
- иные тяжкие последствия, —
наказывается лишением свободы от 5 до 8 лет (сейчас — лишение свободы до 8 лет).
Статья 261 (допуск к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии опьянения) может быть изложена в следующей редакции:
Допуск к управлению железнодорожным, водным, воздушным, автомобильным или иным транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения или под воздействием наркотических, психотропных средств и их аналогов или других веществ, влияющих на интеллектуально-волевую деятельность, совершенный лицом, ответственным за эксплуатацию такого транспортного средства, повлекший тяжкий вред здоровью, —
наказывается удержанием из зарплаты до 3 лет или ограничением свободы на срок от 1 до 3 лет либо лишением свободы до 3 лет.
То же деяние, повлекшее смерть человека, —
наказывается лишением свободы от 3 до 5 лет или лишением свободы от 3 до 5 лет (сейчас — штраф до 50 базовых расчетных величин или исправительные работы до 3 лет или ограничением свободы от 1 года до 3 лет либо лишением свободы до 3 лет с лишением определенного права).
Ранее «Газета.uz» писала, что в новой редакции Уголовного кодекса планируется декриминализация таких деяний, как дискредитация конкурента, лжепредпринимательство, незаконное распространение материалов религиозного содержания и другие.
При этом предлагается ввести уголовную ответственность за незаконные опыты над человеком, самосуд, шантаж, воспрепятствование законной деятельности журналистов, незаконное воспрепятствование организации митингов и другие.
Исправительные работы могут исключить из системы наказаний.
Проект содержит и другие изменения. Принять участие в его обсуждении можно до 9 марта.
Александр Македонский
Вот это правильно, приветствую!!!
Макс Ли
НУ НУ! Я поверил! Этот закон цитируя Анахарсиса “паутина для мух, негодная для ос“! Меня самого чуть не размазала по дороге колонна крузаков чёрных, что на красный, рядом с нашей обл. кардиологией решила прокатиться! Хорошо что ехали под сотню км/час, не торопясь, скорее всего чтобы колонну всем показать, целиком, во имя глупейших понтов! За рулем парни лет по 20-22. Дай Всевышний здоровья им, их детям и родителям!
Ольга
Давно пора
Luke Montenegro
Интересно, когда начнут наказывать тех, кто рисует зебру на 4-х полосных трассах, вместо пешеходных светофоров (особенно рядом со школами)?
Сергей Малевин
А слабо было квалифицировать дтп, повлекшее смерть участника движения, совершенное водителем под воздействием алкоголя и других дурманов, приравнять к простому умышленному убийству? Ведь знает, гад, что реакция замедляется, отдаёт отчёт в опасности вождения в состоянии опьянения и тем не менее упорно садится за руль. Или разработчики закона опасаются за биографию своих детишек?
Руслан
А почему только к водителям? Почему не ко всем участникам дорожного движения, как же бессмертные наглые пешеходы, велосипедисты, гужевы транспорт а состаяние дорог?
Дилмурад Хасанов
Правильно, наказание должно быть соразмерно последствиям правонарушения!
бобир пайзиев
Нужно отдельно ужесточить ответственность даже за управление транспортом в состоянии опьянения, вплоть до перевода данной статьи в уголовное законодательство. Сегодня это квалифицируется как административное преступление. Если человек сел в состоянии опьянения за руль, то он прекрасно понимает всю общественную опасность своих действий! Следовательно совершение ДТП с причинением телесных повреждений или смерти в принципе должно квалифицироваться не как неумышленное, а как умышленное преступление, и влечь ответственность именно как за умышленное преступление! В практике прошлых лет было не мало случаев, когда лиц совершивших ДТП с летальным исходом, даже не арестовывали, и освобождали от ответственности за совершение именно как не умышленного преступления, в связи с выходом очередной амнистии! Жесткость в данном случае не помешает! Тот кто сел за руль в состоянии опьянения должен знать, что его ждет!
Nikolay Sergeev
Luke Montenegro — поддержу.
на улицах шире двух полос должны быть пешеходные светофоры!
и как минимум знак “Пешеходный переход“ обязательно с обеих сторон проезжей части.
Как правило, даже из-за одной машины не видно ни знака, ни пешехода на дороге. А сама разметка зачастую стёрта, плохо видна, тем более в сумерках, в дождь и снег.
Вот как сейчас!
Только светофор!!!
Точечка
А где навечное лишение прав?!! Это не менее тюремного срока должно отрезвлять человека, который садится за руль, который пренебрегает ПДД, который выпил и поехал с ветерком!
Slava K
Читаем цитату:
“Нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортного средства лицом, управляющим транспортным средством“.,!
Заметили? Нет?!
Лицом управляющим транспортным средством.
А “Нарушение правил безопасности движения“ пешеходами??
Снова “Забыли“? Или дело в скорых Выборах, потому что начав выполнять Закон как положено пешеходов придется пачками сажать в тюрьму, а они — самые массовые Избиратели.
Наши пешеходы ведут себя неуважительно по отношению к другим участникам движения!
Наши пешеходы уверены, что “не трамвай! Объедешь!“, а также уверены в собственной “бессмертности“.. Сколько семей водителей сломано, сколько судеб?
Сколько водителей и их пассажиров погибает каждый год в ДТП по вине пешеходов?
Кто-нибудь когда-нибудь напишет об этом?
Уважаемая газета. уз!
Вам чего бояться?
Напишите об этом, проведите журналисткое расследование, с фактами, с фотографиями.
Sheff
А где статья о наказания Дорожных Служб за некачественные дороги, ямы, неработающие светофоры, открытые люки, отсутсвие разметки, — которые повлекли ДТП?
Ruslan Alimov
Для начала займитесь дорогами! Пока ваши ямы и дыры люди объезжают, нарушают правила- на встречку выезжают, создают риск аварийных ситуаций! Дорожный налог платим — а толку ноль! Разметка которая при первом дожде стирается — это вообще отдельная тема! Разворовали все! вместо краски одна вода
Ибрахим Зайнитдинов
Правильное решение, законы должны быть строгими и за. нарушения их последовать жесткое наказания не взирая на лиц.
Irina Kap
Ну читали ведь публикацию выше, о том, что скоро всех от мала до велика на общественный транспорт пересадят.. Пропускные способности дорог повысят таким образом и в Самарканде и в Ташкенте. Личный транспорт только для поездок за Город! Так что волноваться и дискуссировать нет причин.
Иff Купидоноff
Ну если сравнить это ужесточение с “ужесточением“ за коррупцию.. получается, что преступники на колесах намного опаснее преступников в кабинетах. НАМНОГО,