В Индексе восприятия коррупции 2020 года Узбекистан заработал 26 баллов и разделил 146-ю строчку с Бангладешем и Центральной Африканской Республикой. Несмотря на 9-балльное улучшение данного показателя за прошедший восьмилетний период, впереди лежит ещё долгий путь антикоррупционных реформ. О том, что искоренить коррупцию пока не удаётся, недавно говорил и президент страны.
Мы часто слышим о необходимости искоренения коррупции для процветания страны, но, согласитесь, довольно редко можно встретить аргументированное объяснение причин, по которым коррупция является столь большой угрозой для устойчивого развития Узбекистана.
Согласно экономической теории, рентоориентированное поведение (rent-seeking) индивидуумов, производителей и фирм, направленное на извлечение экономической выгоды через использование незаконных политических и околополитических методов, приводит к ряду издержек.
Поскольку процесс коррупционной сделки, обогащающей какого-либо конкретного субъекта, не является продуктивным, то получаемая экономическая выгода считается необоснованной. Иными словами, коррупция влечёт экономическое обогащение не за счёт производства и продажи товаров или услуг, а значит, лишена социальной ценности.
Ещё одна очевидная, но парадоксальная с экономической точки зрения особенность коррупции, была описана британским политэкономистом Гордоном Таллоком, который заметил, что выгода дающего взятку субъекта значительно превышает его затраты. К примеру, лоббирование закона, вводящего пошлину на импорт чая из-за рубежа, может обойтись местному производителю чайных пакетиков в один миллион, а выгода, которую он получит в результате монополизации рынка, может равняться сотням миллионов.
В данной статье, однако, я отойду от традиционных экономических аргументов против коррупции и раскрою её более опасную, хоть и не столь популярную сторону.
Неравенство. Оправданное и не очень
Ряд исследований в области экономики и социологии разделяет понятия «оправданного» и «неоправданного» социального неравенства. Так, было доказано, что при прочих равных отношение к экономическому неравенству между бедными и богатыми слоями населения зависит от предполагаемого источника богатства последних.
В странах, где возможна социальная мобильность, люди воспринимают состоятельность как результат определённых заслуг, будь это талант, интеллект или трудолюбие, а значит, неравенство считается оправданным. В подобных странах высокий уровень меритократичности (руководящие посты заняты наиболее способными людьми, независимо от их социального происхождения и материального достатка — ред.) институтов позволяет людям, действительно заслуживающим продвижения вверх по социальной иерархии, достигать высот в бизнесе или профессиональной карьере.
В то же время в странах с высоким показателем коррумпированности чиновников свободные рыночные отношения заменяются «капитализмом для своих». Это, в свою очередь, закрепляет в умах людей представление о несправедливости социального неравенства.
Стоит отметить, что не существует надёжного способа объективного измерения уровня коррумпированности страны, и практически все международные рейтинги и индексы используют субъективные показатели, основанные на восприятии опрошенных.
Таким образом, чем чаще вам встречаются люди, сколотившие состояние не через легальное предпринимательство, а при помощи злоупотребления должностными полномочиями или связями, тем менее справедливой вы будете считать экономическую пропасть между социальными классами.
Эксперимент: как оценивается справедливость богатства
Мы определили, что общественное восприятие неравенства зависит от уровня распространённости коррупции. Чем её больше, тем сильнее враждебность людей к так называемым «капиталистам» (символично, что этот термин зачастую используется в негативном ключе).
Что же происходит, когда растущее неравенство кажется несправедливым для подавляющего большинства населения? Этим вопросом задались экономисты Рубен Дюран из Йеля, Луи Паттерман из Браунского университета и Жоэль ван дер Виль из Университета Амстердама.
В 2013 году они провели 16 идентичных экспериментов, в которых в общей сложности приняли участие 336 человек из разных социо-экономических, религиозных и политических групп, что обеспечило репрезентативность выборки.
Суть эксперимента заключалась в том, что каждому участнику каким-либо из четырёх нижеуказанных способов доставалась сумма денег так, чтобы максимально близко отобразить картину реального экономического неравенства в США. Самый «бедный» получал 0,11 доллара, а самый «богатый» — 100 долларов. В начале эксперимента никто из субъектов не знал, какая сумма была присвоена ему и какой из четырёх способов распределения денег был использован.
Это могло быть: (1) абсолютно случайное распределение, (2) по социо-экономическому признаку, когда сумма зависела от благополучности района, в котором субъект родился, и богатства родителей, (3) по результатам игры в тетрис и, наконец, (4) по результатам небольшого теста на общие знания.
После того, как субъекты заполняли информацию о себе, им объясняли правила игры. Далее их просили выбрать уровень налога в процентах для каждого из четырёх методов, описанных выше.
В самом конце эксперимента случайным образом выбирали метод распределения сумм и одного из участников, чей предложенный налог и брался с каждого игрока, а итоговая сумма налогов делилась на количество субъектов. Так, 100% налог обеспечивал полное равенство, а налог в 0% оставлял всё как есть.
Стоит заметить, что субъекты вносили свои предложения об уровне налога до того, как они прошли тест или сыграли в тетрис, поэтому к моменту выбора уровня налога имели туманное представление о своих шансах на «богатство».
В среднем налог на «случайный метод», выбранный участниками эксперимента, оказался равным 54,6%, что являлось самым большим значением среди всех четырёх.
Средний налог на метод распределения денег «по принадлежности к социальной группе» составил 45,1%. Самые низкие налоговые ставки были присвоены за метод «тетрис» — 36,8% и «квиз на знания» — 39,9%. Зависимость величины налога от справедливости метода распределения сумм в данном эксперименте является статистически значимой.
Таким образом, посредством эксперимента была установлена взаимосвязь между общим представлением испытуемых об оправданности неравенства. Методы распределения сумм «тетрис» и «квиз», где шансы на успех зависят от умений и знаний, предлагалось облагать более низким уровнем налогов, по сравнению с уровнями налогов, предложенными участниками на методы распределения «случайно» и «соц. группа».
К такому же мнению пришли учёные из Гарварда и Массачусетского технического института (MIT) в своём исследовании об устойчивых состояниях (steady states) величины налогов в стране в зависимости от уровня коррупции. Путём математического моделирования экономисты пришли к выводу о том, что высокий уровень коррупции приводит к народной поддержке высоких налогов и других леволиберальных мер.
В чем же парадокс?
Граждане стран с высоким показателем коррупции, так же, как и участники вышеописанного эксперимента в первых двух случаях, склонны считать экономическое неравенство в обществе необоснованным.
Данное восприятие несправедливости, в свою очередь, интересным образом сказывается на политических предпочтениях людей. Хоть попытка обложить налогом богатых, заработавших своё состояние «нечестным» путём, и выглядит на первый взгляд вполне разумным решением, оно фокусируется на симптоме, а не на причине проблемы.
Очевидно, что чем больше доля государства в экономике, тем не только выше вероятность неэффективного распределения ресурсов, но и благоприятнее условия для процветания коррупции.
Группа японских учёных в своём исследовании о взаимосвязи величины государственной доли в экономике и уровне коррупции изучила данные из 82 стран и заключила, что в недемократических государствах увеличение доли государственного сектора приводит к ухудшению показателей коррупции.
Народная поддержка высоких налогов для богатых, однако, имеет абсолютно противоположный эффект: поступления в бюджет растут, а вместе с ними и коррупция.
Доля госкомпаний в ВВП Узбекистана, к примеру, составляет 55%, при среднемировом показателе в 20%. При этом поступления в государственный бюджет составляют 34% от ВВП, что говорит об уже имеющейся высокой налоговой нагрузке.
Тогда как уменьшение государственной доли признаётся многими экспертами самым верным вектором развития экономики Узбекистана на грядущие годы, коррупция вносит свои коррективы в политические взгляды людей. Мы рискуем попасть в порочный круг, выглядящий следующим образом:
Социалистический лидер Венесуэлы Уго Чавес, помимо прочего, добился в своё время столь широкой поддержки среди простых венесуэльцев благодаря предвыборной кампании, направленной на бедные слои населения, уставшие от растущего «неоправданного» социального неравенства. Что стало с Венесуэлой за годы социализма известно многим: жуткое обнищание страны с огромными запасами нефти и инфляция в 1700000%.
В этом парадокс коррупции и заключается: она заставляет людей поддерживать меры, только лишь усугубляющие положение вещей.
Выводы
Высказываясь против капитализма, люди в большинстве своём критикуют то, что называется «crony capitalism», или «капитализм для своих». Поскольку коррупция искажает экономические стимулы и влечёт, как мы выяснили, несправедливое неравенство, оппозиция к коррупции может перерасти в радикализацию левых настроений в обществе.
Можно выделить два способа сокращения коррупции: (1) уменьшение государственной доли, когда чиновникам будет просто не из чего воровать, или же (2) сильная политическая воля и несгибаемая приверженность борьбе со взяточничеством, непотизмом и злоупотреблением должностными полномочиями.
Выбирать между первым и вторым действительно необходимо. Создание антикоррупционных структур, увеличение оклада сотрудников спецслужб, финансирование мониторинга за соблюдением прозрачности деятельности чиновников, просветительская деятельность на местах — одним словом, любая попытка поменять статус-кво путём активного государственного вмешательства требует увеличения статьи расходов бюджета. А значит, борьба с коррупцией через использование бюрократических инструментов препятствует сокращению роли государства.
С похожей дилеммой сталкиваются родители, которые хотят остановить употребление сладостей своим чадом: не приносить сладкое домой или же поставить шоколадку на стол и запугать страшными последствиями.
Грузия, например, предпочла второй метод и достаточно успешно выбралась из нижних строк в Индексе восприятия коррупции. Правительство Грузии во главе с Михаилом Саакашвили выбрало нелёгкий бюрократический путь, поставив всех чиновников, начиная с низших ступеней в иерархии значимости, перед очевидным выбором: гарантированный и долгий тюремный срок или честная служба и достойная зарплата. Всего за несколько лет страна поднялась со 127-й на 44-ю строчку в Индексе восприятия коррупции, умудрившись обогнать несколько стран Евросоюза.
Но насколько применим данный опыт в культурном контексте нашей страны?
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Шахзод Юлдошбоев — студент факультета международной экономики в Школе дипломатической службы Джорджтаунского университета (Вашингтон).
Слава
Уменьшение гос. доли это скорее борьба за эффективность, а не против коррупции. Хотя безусловно, коррупцию на нижних слоях это сократит, а вот в верхах нет. Но в развитых странах это коррупцией не называется, а называется “лоббизм“!
Со вторым пунктом сложнее. Что бы чтото менять тут, надо будет разрушить традиционный уклад узбекского общества, семью и родственные связи. Хотя к этому все придет со временем, если не превращаться в Чечню.
Татьяна
Клановость и, выстроенная по этой модели, вертикаль власти — эту коррупционную составляющую очень трудно победить.
Murat Salimov
Я бы предложил автору не рассматривать Венесуэлу — все-таки большинство проблем в стране не от социализма, а от наложенных санкций, из-за которых вырабатываемая нефть не продается на мировых рынках.
Интересно было бы узнать мнение автора как его теория объяняет явление коррупции не в странах-изгоях, в таких, как: Китай, Корея, Япония, Индонезия (при Сукарно и Сухарто), Филиппины (Маркес), ряд кап. стран Африки
Макс Ли
“Грузия, например, предпочла второй метод и достаточно успешно выбралась из нижних строк в Индексе восприятия коррупции. Правительство Грузии во главе с Михаилом Саакашвили выбрало нелёгкий бюрократический путь, поставив всех чиновников, начиная с низших ступеней в иерархии значимости, перед очевидным выбором: гарантированный и долгий тюремный срок или честная служба и достойная зарплата. Всего за несколько лет страна поднялась со 127-й на 44-ю строчку в Индексе восприятия коррупции, умудрившись обогнать несколько стран Евросоюза.“
Это путь Сингапура, единственно возможный способ борьбы с коррупцией! Берут все и везде! И в благословенной Америке и в Бантустанах! И даже Святейший Престол замазался в коррупции, помогая нацистам вывозить золото после поражения последних в войне! Берут взятки друзья президентов USA. В ФРГ к примеру, постройка аэропорта, затянулась на срок впятеро больший от заявленного, а стоимость возросла в четыре раза! Про РФ, промолчу, я лично трудился в структуре человека с яркой шевелюрой, известного своей репутацией. Оный умудрился даже старших офицеров ЦРУ “растлить коррупцией“, приставленных к нему для контроля приватизации гос. имущества русских!
Так что путь Сингапура и только!
Makhamadjon Otakulov
Пусть все начиная от чиновников в том числе простого гражданина до президента декларируют свои доходы в обязательном порядке. При сокритие или возникновение имущества и не возможности обоснование лищить этих имуществ в пользу бюджета страны. И все, уголовное преследование не эффективно здесь. Пусть налоги платять и работают. Другого варианта нет, а недекларированную сумму имущества в пользу государства перевести. Включая имущества за границе у некоторых чиновников.
Сохиб Саидов
Куда смотрят наши правоохранительные органы, когда мерзкие люди травят несовершеннолетних детей наркотиками и таблетками, перепродают юнцам наркоту и таблетки покупая у разных наркоторговцев так называемых барыг. Эти сволочи уже на протяжении многих лет продают наркотики, обирают мирных граждан, творят мерзкие дела и остаются без наказанными. Прошу Вас люди распространите этот пост как можно больше что дошло до правоохранительных органов и их взяли за мягкое место и посадили где им самое место, потому как они никогда не исправятся и может быть Ваш ребенок отравится наркотиками с их рук. Их имена: В. Я. и Д. М., они с Чиланзарского района 25 и 26 кварталы помогите засадить из за решётку пока они не принесли горе в Вашу семью или семью Ваших близких.
Zokirkhoja Isakhodjaev
Все достаточно просто. За коррупцию нужно сажать. Минимум на 10 15 лет. Ли Куан Ю уже все объяснил и оставил шаблон борьбы против коррупции. Не надо придумывать велосипед.
Китайский метод нам не подходит, по религиозным понятием, но вот метод Сингапура, самое то. Когда посадить можно кого угодно, вне зависимости кто и что.
А то что наше правительство, создают какие то агенство, расширяют штат сотрудников и т.д. Это уже демогогия, для галочки поймают мелкого коррупционера, а большой как занимался своим делом так и будет делать что делал
Алексей Николаевич
Только посадка на долгие сроки, с полной конфискацией имущества поможет. Но у нас этого не будет НИКОГДА! Нашему жулью гораздо ближе тема: попался-вернул-свободен-через некоторое время получил новую должность. И так по кругу. Не зря же все подводится к статьям УК №167-168))) а там прописано: В СЛУЧАЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ПРИЧИНЕННОГО МАТЕРИАЛЬНОГО УЩЕРБА НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ НАКАЗАНИЕ В ВИДЕ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ И ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ.))) Интересно, в каких еще странах есть такой витиеватый УК?
ODAM ODAMOV
Для нанесения смертельного для коррупции удара в Узбекистане не требуется длительных исследовании различных ученых с мировым именем. Вообще ничего не требуется, ни денег, ни материальных вложении, кроме одной бесплатной вещи — ПОЛИТИЧЕСКОЙ ВОЛИ. Осенью 2016 года вся страна жила надеждами на новую жизнь. Но борьба с коррупцией свелась к разговорам о необходимости борьбы с коррупцией, не воплотившись в дела. Посадки высокопоставленных корррупционеров были скорее всего актами личной мести. На место старых казнокрадов и взяточников пришли новые.
Сингапурскии путь конечно правильный, но для нас это недостижимая мечта. Искоренить коррупцию может только человек со стороны. Человек играющии по правилам цивилизованного мира, а не по правилам “таниш-билиш“. Пока государством будут управлять люди выросшие при Рашидове и Каримове — корррупция непобедима. Терпимость к казнокрадству и коррупции это часть нашего национального менталитета. И это надо признать, как бы неприятно это не было.
Карим Каримов
>как выбраться из порочного круга
очень просто — наказывать коррупционеров монетой и реальными сроками, а не выпускать их по амнистии через год-два или вообще прощать их под честное слово.
Иff Купидоноff
Коррупцию в Узбекистане можно победить только с помощью политической воли одного человека. Президента. Если он захочет.
Для этого нужно сделать несколько действий.
1. Новая конституция и референдум
2. Частная собственность как в США или Японии
3. Создать новый парламент из 2-3-х оппозиционных партий(нынешние распустить и запретить)
4. Подготовить переход власти от одного человека(президента) к коллективу(парламенту)
5. Независимый суд
6. Упразднение должности президента вообще.
7. Полная свобода СМИ
8. Запретить изменять конституцию на 100 лет.
Далее нужно сократить чиновников и карательный аппарат на 40 — 80% итд
Вот несколько пунктов, которые победят коррупцию в Узбекистане.
Все остальное демагогия, как эта статья.
Вилли Токарев
Уже года 3 говорят, что чиновники и их родственники будут заполнять декларации. И до сих пор эффекта ноль. А от кого это зависит мы прекрасно понимаем и больше не боремся с коррупцией,
Alovuddin
Автор забыл что нужно сначала подготовит среду, а потом действовать. Все указанные эксперименты проведены с участием людей у которых другое мышление или мировоззрение. У них другая система. И сравнивать нас с Венесуэлой тоже не правильно. Чтобы победить коррупцию необходимо чтобы закон работал в во всех направлениях, даже в убыток государству или обществу. Надо признать проблему именно такой как она есть, а у нас только суета.
Макс Ли
Zokirkhoja Isakhodjaev уважаемый, в КНР берут больше, чем у нас! Вот такой парадокс, но иностранных инвесторов не трогают и даже смотреть боятся в их сторону! У вас на глазах, парни с тесаками могут соседний завод кошмарить, но специальный отбойщик у них смотрит, чтобы даже на метр не приблизились к вашему объекту! Я даже представить не могу, какие гарантии сохранения собственности КПК предоставила международным инвесторам! Любое преступление в адрес иностранного инвестора, будет расследовано самым беспристрастным образом! Вне зависимости от социального и семейного положения преступника! Зеленая улица всем технологическим проектам зарубежным! Прием в горкоме или обкоме без очереди! Как у нас при совке относились к номенклатуре, там так же относятся к иностранным инвесторам!
Расстреливают много-но это показатель болезни общества! Так что берут и у них взятки!
Zokirkhoja Isakhodjaev
to Макс Ли
А где я сказал что в Китае не берут взятки? Берут конечно. Зная что за это есть расстрел. В этом и проблема. Что человек такое существо
Val Smirnov
“Парадоксов“ нет, они появляются, когда оперируют параметрами разной модальности или проще, когда пытаются сравнить “соленое“ с “влажным“. Автор видимо не понял или не до конца понял истинные причины коррупции (об этом ниже). И очевидно он не знаком с историей СССР, где госдоля была почти 100% (без потребкооперации и артелей), а уровень, широта распространенности, да и размеры взяток и “распила“ более чем “скромными“. Получается, что для СССР “метод анализа“ автора не пригоден или неверный. Если считать, это была другая система, где не было ЧС, свободного рынка и др. атрибутов капитализма, то тогда пример с Венесулой тут неуместен, так как это уже третья модальность, т.е. нечто “зеленое“.
Далее автор говоря о зависимости размера коррупции из госдоли видимо считает, что коррупционер берет фиксированную долю или строго определенный % и чем полнее “казан“, тем менее заметно его воровство. Но в жизни это не так и психология чела не такая. Когда есть возможность он возьмет все 100% госдоли и это мы видели на примере воровства из банка его клерком. (Это не система “шоколад и ребенок“, где ресурсы жестко ограничены, а работает психология из “золотой рыбки“ ). Значит причины размера госдоли не влияют на размер коррупции, хотя размер госдоли влияет на эффективность распределения средств, т.е. на экономику в целом (здесь я согласен).
Причина же коррупции — в существовании системы правил, а точнее ограничений, снятие или обход которых заточен и зависит от субъективного решения отдельного лица или ОПГ. Т.е. в наличии возможности безнаказанного и\или завуалированного под правила применения двойных стандартов (“капитализм для своих“ вписан сюда же). Исключите такую возможность, сделайте неукоснительность ответственности за нарушение этих правил, обеспечьте мах гласности таких решений и коррупция исчезнет независимо ни от госдоли, ни от дохода чиновника. Готов на пари, что если завтра всем врачам, учителями чиновникам повысить зарплату в 10 раз (как напр. повысили СВД на 30-60%), не меняя ответственности, то думаете коррупция исчезнет? Нет. она просто перейдет на другой уровень размеров ( пропорционально платежеспособности “дающих“). И опыт Саакашвили довольно сомнительный и как минимум временный. Как только пройдет период адаптации и будут найдены новые лазейки — все вернется на круги своя. Тут нужна гласность (декларирование) не только доходов, но и расходов, включая членов семьи. Строгий контроль за законом о недопустимости бизнеса среди чиновников и их родственников (да, это плата за должность). Кроме того отказаться от статьи “клевета“ в делах о коррупции, иначе коррупционер больше защищен законом от статьи за взятку, чем от клеветы. При недоказанности -увольнять или менять место работы, как “не оправдавшего доверия народа и наличии жалоб о взятке“ (это тоже плата за должность). При уличении -обязательная конфискация всего, что приобретено за период должности в размере не менее 110% ущерба и лишение права занимать должности НАВСЕГДА. Сажать не обязательно, за экономические преступления должны быть только экономические санкции, но задевающие всю семью.
Макс Ли
Val Smirnov это всё отлично, но здесь можно с водой и ребенка выплеснуть! Коррупция это очень плохо, но поражение в правах и свободах чиновника, куда хуже, как по мне! Ведь он такой же гражданин как и мы, все иное-сегрегация! Интересно, а почему в в ФРГ к примеру “система правил и ограничений“ крайне неудобных, все таки соблюдается в основном, а где то и при самых совершенных законах коррупция цветет? И действия Саакашвили, все же привели к успеху, временный он или нет, время покажет. Но 11й год, коррупция в Грузии минимальна! И ворье синее задавил он, без нарушения их конституционных прав, просто заставив соблюдать внутренний распорядок исправительных заведений, в плане уборки помещений и сан. узлов.
По прежнему уверен, надо использовать удачный исторический опыт тех, кто путь этот успешно преодолел! В тех же штатах, всемогущую “банду Твида“, задавил обычный журналист! Значит, основой борьбы с коррупцией, должно стать максимальное раскрытие перед обществом грешков берущих(дающих)! В силу того, что классические СМИ давно пристрастны и следуют определенной повестке, роль рупора свободы переходит интернет сообществам! Если добавить к свободе слова программу основанную на опыте Сингапура, то эффект будет огромный, я уверен! Кстати Сингапур обладает огромной госсобственностью, Temasek, к примеру. И крайне эффективен в управлении оной гос. чиновниками! Крупнейшие банки мира, создатели ядер современнейших чипов, принадлежат этому фонду!
Что же касаемо клеветы, у меня имеется небольшой жизненный опыт, как правило все не то чем кажется или как говорил К. Прутков, зри в корень и не верь глазам своим! Но в плане коррупции все примитивно, как правило, есть деньги и есть те у кого имеется возможность их спионерить. А все попытки чинуш запутать ситуацию, убоги в корне, ведь от денег до мздоимца, всегда геометрическая прямая, как бы он не пытался её искривить всевозможными способами!
Adam Hamayun
Хорошая статья от студента Американского университета. Ждем ответочку от студента/профессора нашего Нархоза. Просьба пусть он тоже на фото улыбается.
iskandar mirabdullayev
против коррупции может противодействовать только либерализация (вкл. свободу слова, журналистские расследования), демократизация, независимость ветвей власти (включая естественно суды). Всё это 100 лет известно. Но если мораль общества не включает такие максимы как “не укради“, “не обмани“, то такому обществу, такому народу ничего хорошего не светит. и поделом!
бобир пайзиев
Коррупция никогда не победит коррупцию, если она будет опираться на законы и менталитет населения, которые способствуют усилению и укреплению коррупции! Никакая администрация не сможет победить в этой бойне, если не будет опираться на помощь как можно большего числа сторонников из населения страны. А население страны не станет помогать в этой борьбе до тех пор, пока не поймет, что такое есть коррупция, причины ее происхождения, существования и усиления! Люди в действительности не понимают, что такое коррупция! И только после того, как они узнают и поймут, они поддержат руководство страны! Только объяснять людям нужно не завумными определениями, а так, чтобы было понятно, по простому!
Smart 16
гарантированный и долгий тюремный срок или честная служба и достойная зарплата.