26 декабря было запущено движение по новой надземной Сергелийской линии Ташкентского метрополитена. Участок протяжённостью 7,1 км с пятью станциями связал густонаселённый Сергелийский район с центром и другими районами столицы. Теперь из Сергели можно без пересадок доехать до конечной станции «Буюк ипак йули» Чиланзарской линии (её протяжённость — 15 км).

Общая стоимость проекта составила 82,6 млн долларов, из них средства госбюджета — более 47,5 млн долларов, Фонда реконструкции и развития Узбекистана — свыше 35 млн долларов. Линия сразу стала пользоваться спросом — в часы пик вагоны и некоторые станции Чиланзарской линии переполнены. Администрация метрополитена сократила интервал движения и ожидает поставок новых российских составов уже в этом году.

В то же время читатели «Газеты.uz» жалуются, что новая линия, как и открытая в сентябре Куйлюкская, оторвана от городской среды — нет пешеходных переходов, ведущих к станциям, на перекрёстках отсутствуют светофоры, пешеходная инфраструктура и условия доступности для маломобильных граждан не соответствуют требованиям. Наши корреспонденты прогулялись вдоль новой линии и изучили её связанность с окружающим пространством.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Местность возле Куйлюкской линии метро (оно проходит под эстакадой за забором).

Недоумение у пассажиров вызывают также названия станций. Изначально их планировалось назвать «Чоштепа», «Тошкент халка йули», «Сергели», «Афросиаб», «Кипчак» и «Чинор». Но вопреки ожиданиям, станции Сергелийской линии получили названия «Бекат-1» («Станция-1»), «Бекат-2» и так далее, как и на Куйлюкской линии.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Навигация на станции «Олмазор» Чиланзарской линии.

На новых станциях установлены турникеты, принимающие только электронную оплату за проезд. Чтобы не стоять в очереди у касс, пассажирам рекомендуется пользоваться транспортными картами. Пополнять их можно через платёжные системы. Подробнее об этом мы писали в инструкции.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

На станциях довольно холодно. Во время открытия Куйлюкской линии начальник отдела маркетинга метрополитена Зарина Мансурова отмечала, что проектировщики обещали установить на открытых станциях тепловую завесу. Будет ли это реализовано, неизвестно.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Однако пассажирам долго мёрзнуть не приходится. Поезда ходят довольно часто. Стоит признать, что мы были на станции в тёплый день. В морозные дни ожидание, скорее всего, проходит сложнее.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Будка для сотрудников метрополитена в центре станций.

Электронные часы не показывают, как долго ждать следующий поезд или как давно уехал последний.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

На всех станциях установили красивые скамейки и вместительные урны.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Посмотрим на станции снаружи. На подходе к станции «Бекат-5» по улице Кипчак тротуар местами обрывается и переходит в бездорожье. Прилегающая территория не облагорожена. Во время осадков здесь будет грязно, а летом — очень пыльно.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Ночью улица не освещена.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Фото: Телеграм-канал «Ко_дну».

Тротуар подводит пешеходов к автобусной станции, на которой также паркуются автомобили. Пешеходных переходов здесь нет. Чтобы пройти к станции метро по «зебре», нужно идти прямо, но люди разбредаются по разным сторонам, потому что нет интуитивно понятной навигации.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

В пресс-службе Управления транспорта Ташкента «Газете.uz» сообщили, что автостанция уже сдана в эксплуатацию. Но на остановке нет никакой информации об автобусных маршрутах, проезжающих здесь.

«Газета.uz» узнала у ожидающей автобус женщины, что общественный транспорт здесь останавливается. Правда, несколько автобусов проехали мимо, не заехав на станцию.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Многие переходят дорогу в местах, где им это удобно. Возможно, проектом здесь был предусмотрен пешеходный переход, потому что тротуар со стороны станции приспущен. Но сейчас перехода нет.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Пешеходный переход есть с обеих сторон дороги в 20 метрах от этого места. Переход в целом беспрепятственный, ливневый сток накрыт. Разметка на тротуаре показывает, что его часть отведена для движения велосипедистов

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Снаружи станция «Бекат-5» выглядит аккуратно. Здесь много урн, скамеек, две велопарковки, на газоне растёт трава.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Пандус оказался с противоположной стороны от кассы метрополитена.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Табличка оповещает, что вход для людей в инвалидных колясках не здесь, а в 100 метрах отсюда.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Вход для маломобильных граждан выглядит так.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Здесь установлены турникеты и отдельная касса, но в комнате было пусто, а вход закрыт. В компании «Узбекистон темир йуллари» «Газете.uz» сообщили, что лифты на станциях работают. Их исправность была продемонстрирована главе государства, когда он совершал поездку по новой линии, а также в ходе пресс-тура журналистам. «Газета.uz» убедилась в исправности лифтов. Но из-за пересмены корреспондентам пришлось ждать лифт 15 минут.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Специалист отдела маркетинга и рекламы Ташкентского метрополитена Ильхом Касымов отметил, что, согласно статистике, люди в инвалидных колясках пока не пользовались лифтами. Если маломобильным гражданам понадобится подняться на лифте, они могут обратиться к администрации станции. Для этого им придётся идти к главному входу. На замечание, что это довольно далеко и неудобно для человека в инвалидной коляске, Ильхом Касымов ответил, что попросить запустить лифт может сопровождающий.

На самой станции указатель подтверждает, что лифт предусмотрен не только для людей в инвалидных колясках, но и для родителей с колясками, беременных женщин и пожилых.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Безопасно перейти улицу для доступа к лифтам также нельзя. Пешеходного перехода здесь нет. Попасть сюда можно только со стороны общего входа на станцию «Бекат-5».

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Дальше под эстакадой разбита спортивная и детская площадка. Безопасно перейти место разворота автомобилей не получится. Беспрепятственно попасть на площадку можно только с тротуара.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Площадка пользуется популярностью у детей. Здесь также есть тренажёры для взрослых.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Аллея с площадкой заканчивается бордюром. Дальше газон заканчивается.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Впереди пересечение улиц Луфткор и 2-й проезд Луфткор. Корреспондент «Газеты.uz» встретил специалиста компании «Яшил светофор», который установил здесь светофор. Он отметил, что вскоре светофоры также появятся на пересечении улиц Мехригиё и Мирзы Турсунзаде (автостанция «Сергели-7»).

Светофоры на улице Луфткор есть, однако другой инфраструктуры для пешеходов на перекрёстке нет. Знак пешеходного перехода не установлен, нет зебры.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Тротуар под эстакадой упирается в высокий бордюр — беспрепятственного выхода на проезжую часть нет.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Перейдя дорогу, упираешься в газон. Приходится быть осмотрительным, чтобы не упасть в открытый люк.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

На другой стороне перекрёстка знак пешеходного перехода есть. Но разметки также нет.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

От станции «Бекат-5» до станции «Бекат-4» тротуар с велодорожкой не обрываются.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Перехода на станцию «Бекат-4» для маломобильных граждан нет, хотя тротуар на стороне станции также приспущен. В кассе никого.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Ко входу станции «Бекат-4» пешеходный переход также не проложен. Женщина рискует тремя жизнями, переходя улицу.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Пешеходного перехода вокруг станции нет нигде. Проезжая часть сразу переходит в газон.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Много пыли под эстакадой.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Большая парковка.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Бетонные тротуары с велодорожкой заканчиваются. Инфраструктуру вокруг станции «Бекат-4» не показывали главе государства.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

О наличии перехода свидетельствует знак на другой стороне улицы.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Дальше есть разворот. Вместо асфальта — тоже грунт.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

О том, что здесь пешеходный переход, в этом месте тоже говорит только знак.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Автобусная остановка. Покупатели на личном автотранспорте преграждают путь автобусам.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Пожилые переходят дорогу от станции «Бекат-3». Здесь тоже, возможно, предусматривался пешеходный переход.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Вход к лифту корреспонденту удалось открыть самостоятельно. Дверь очень хлипкая.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Инфраструктура напротив станции «Бекат-3».

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

«Бекат-3″ находится у конечной остановки автобусов «Сергели-7». Каждый день тысячи людей переходят здесь дорогу.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Но пешеходных переходов нигде нет.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Безбарьерной среды — тоже.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Разворот также пока не заасфальтирован.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

На перекрёстке пока нет ни одного светофора. Специалист «Яшил светофор» как раз занимался расчётами для их установки.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

С их установкой необходимо будет создать и безопасную и эстетичную среду. Предстоит проложить тротуары, постелить асфальт на проезжую часть, закрыть люки крышками, а арыки — решёткой.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Пешеходный переход между станциями «Бекат-3» и «Бекат-2».

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Рабочие устанавливают ограждения между проезжей частью и узким тротуаром под эстакадой.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

На станции «Бекат-2» беспрепятственный пешеходный переход есть. Ливневый арык закрыт решеткой.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Правда, только с одной стороны улицы. На другой стороне — открытый арык и газон.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Дальше станции «Бекат-2» вдоль линии метрополитена проехать нельзя — там находится жилая махалля.

инфраструктура, метрополитен, сергелийская линия метро

Запуск Сергелийской линии метро — чрезвычайно важный проект, завершения которого ждали сотни тысяч жителей. Описанные в материале недостатки могли быть легко предотвращены на этапах строительства и сдачи в эксплуатацию.

Пока строительство новых линий метрополитена только планируется, проектировщикам и городским властям необходимо предусмотреть все детали, которые влияют на удобство и настроение людей, пользующихся этим видом транспорта. От этих деталей в немалой степени зависит, выберут люди общественный транспорт или продолжат пользоваться личным автомобилем и такси.

Общественный транспорт должны принимать в эксплуатацию жители, для которых он предназначен в первую очередь. Их же стоит привлекать к обсуждениям разных аспектов проекта, начиная от названий станций до мест прокладки тротуаров и переходов.