Министр инвестиций и внешней торговли, заместитель премьер-министра Сардор Умурзаков на брифинге 12 января прокомментировал возможные «серые схемы» при экспорте товаров из Узбекистана.
По его словам, при анализе совместно с таможенным комитетом установлено, что цены в экспортных контрактах на некоторые виды продуктов, особенно сельскохозяйственной продукции, завышены в 20 раз.
«На вопрос, настоящий ли экспорт, легко найти ответ. Средства от экспорта должны поступить в Узбекистан. Самый главный вопрос в этой ситуации: поступили деньги или нет?» — сказал он.
Вице-премьер указал, что есть и другие вопросы, связанные с экспортом. Например, просроченная дебиторскую задолженность, которая в 2020 году составила 0,8% от объёма экспорта.
«Я как ответственный за эту сферу член правительства недоволен этим показателем. Это очень много. Около 100 млн долларов. А в 2019 году было около 152 млн долларов или 1,8%. Если деньги не поступают, то вопрос: товар экспортировался или цена на этот товар была настоящей? Мы должны над этим работать», — подчеркнул Сардор Умурзаков.
Министр также подчеркнул, что «предприниматели намного лучше нас, государственных чиновников, знают о своих интересах, как нужно работать, откуда брать продукцию и куда продавать».
«К сожалению, главная проблема в Узбекистане в том, что чиновники во многих случаях действуют так, как будто они умнее предпринимателя и лучше знают, что ему выгоднее. Такая ситуация уже 26 лет, мы сейчас пытаемся это сократить, но все ещё есть много факторов… Если бы мы нашли решение системных проблем, этот вопрос сам решится», — считает он.
Сардор Умурзаков заявил, что в 2021 году будет усовершенствована работа по обеспечению платёжной дисциплины в вопросах экспорта. Для этого под его руководством создана республиканская рабочая группа.
«Например, если зарубежный импортёр один раз проведёт оплату несвоевременно за наш товар, то мы включим его условно в «чёрный список. В следующий раз при отправке товара этому импортёру любой экспортер из Узбекистана должен будет работать только по предоплате. Потому что, если [импортёр] как-то вынудил нас столкнуться с проблемой, то мы будем вынуждены принять такие меры на определённый срок», — предупредил вице-премьер.
Вице-премьер считает, что самый верный путь противодействия «серым» схемам — повышение уровня цифровизации.
«У нас кардинально, в несколько раз различается статистика по товарообороту с Кыргызстаном. Ни с одной страной у нас такого нет. Да, могут быть различия в методике подсчёта, может быть разница в 5−10−15%. Ни с одной страной одинаковой статистики быть не может. Это во всём мире так, но не в несколько раз.
Сардор Умурзаков заявил, что вместе с Кыргызстаном ведётся работа по налаживанию оперативного обмена информацией на таможенных постах, чтобы предотвратить искажения в статистике с обеих сторон.
Отметим, что по итогам 2020 года объем экспорта составил 15,1 млрд долларов (в 2019 году было 17,9 млрд долларов). При этом были налажены экспортные поставки 47 видов новых видов продукции и освоены новые перспективные рынки в ряде стран.
外人
“налаживаем“, “боремся“, “инновациируем“, “трансформируем“, “ренессируем“, и т.д. и т.п., реальный результат только пока все еще не видно!, — и сколько вообще все это будет длиться?, год?, пять?, или, еще все тридцать??! О_о..
Val Smirnov
\\. что цены в экспортных контрактах на некоторые виды продуктов, особенно сельскохозяйственной продукции, завышены в 20 раз.\\ Я один не понимаю такой логики и возмущения ситуацией? Ведь завышение цены контракта выгодно гос-ву и не выгодно экспортеру (больше пошлин и сборов). В чем тогда суть претензий вице-премьера? Это же не импорт.
Private
Умурзаков — читая начало ваших слов, обрадовался что наконец-то хоть один чиновник очнулся и осознают проблему в реалии. (Бизнес умнее гос чиновников). Но после ваших:
Это необдуманный провал! Экспортеры/Импортеры могут открыть 100 фирм за 1 час. Черный список ничтожный. Это просто лишняя волокита для бизнеса. Такие решения мешают бизнесу и открывает путь к коррупцию и в теневую экономику соответственно.
Чиновники! Ну наконец-то осознайте тот факт что любая преграда/избыток контроля/избыток гос вмешательство в бизнес это ПОЧВА для коррупции и теневой экономики.
Private
Как экспортер и импортер мой Вам совет: Валюта от экспорта не возвращается из-за того что у нас по бумажкам все трудно: то счет фактура, то продажа валюты по Н ному курсу, то волокита в банке, обналичивать деньги, то налог, то таможня — бюрократия вокруг.
У нас и так достаточно преград, куда еще больше? Вдруг от куда-то, те же чиновники которые придумывали схему контроля — через знакомых бизнесмену предлагают варианты — как избегать волокиту и налоги при импорте и экспорте. Вот вам Коррупция и теневая экономика.
Private
Насчет цифровизации: Экспортируем мы овощи. Трактористу, дехканкам, сборщикам урожая, за землю, за воду, за удобрения, за семена, за транспорт МЫ должны платить наличными! А где наша выручка от экспорта? В банке 100%, минус налог — 15%, обнал — 5%, услуги банка 1-2%, время от 3 до 15 дней. Итого мы теряем и время и деньги. В бизнесе время это деньги, то что можно купить за 1 день(короткий срок) стоит 100 сум, а то что через 3-15 дней 105 сум.
Private
Экспортируется 1500 тонн продукта в день, и сколько валюты получают экспортеры на свои счета? либо 0% либо 10%. Они получают деньги наличкой, а деньги остаются в том государстве куда был отправлен товар, а от туда импортные товары идут. Хотите чтобы вместо товара вернулись в Узбекистан реальная твердая валюта — откройте все ворота для экспортеров и импортёров. Минимум налога, минимум сроков денежных переводов, минимум бюрократизма — счет-фактура, договор, регистрация контракта, расстаможка, затаможка и т.д.
Private
ЦБ Руз/УзВРБ: (Банк)
21 век и у нас процесс конверсии/конвертации/перевод валюты хаотичный, время тратится от 1 до 5 дней. Какие у нас бешеные % по переводам в банках — дайте экспорту бесплатную линию потока твердой валюты и линию получения наличной валюты, в Узбекистане! или хотя бы в сумах наличными без никаких % услуг банка и по курсу “улицы“. И также Импортеру бесплатную и свободную/скоростную линию переводов валюту. Почему? Если сжимать импортера, то импортер даст Экспортеру “выгодную“ условию перевода своих денег. Если даже делать 0% cash income from export, то импортер из-за сильных преград может дать экспортеру обратную обналичку. (не 99% обнал, а 101% от оплаты, потому что импорт через банк дороже 1%).
Сейчас у нас в стране замкнутый круг денежных(твердая валюты) оборотов. Импортер дает деньги Экспортеру в Узбекистане, а экспортер дает валюту в России/Китай/Кореа/Европа. У нас получается основной объем наличной валюты остаются за рубежом, а оттуда “телефонные“ переводчики решают переводы за 1 час, а у нас переводы за 5 дней, если срочный.
Private
ГТК РУз (Таможня)
У Вас трудный процесс Регистрации контракта, столько волокиты, столько времени тратятся, то система не работает, то недароботки, очистка товара, заматожка, оформление экспортных и импортных деклараций. Декларанты — стоят по 50-100 США за 1 документ.
Private
ГНК Руз: (Налог)
Ладно, основной объем налога от 15% НДС. Но посчитайте какой у вас поток налога от прибыли бизнеса. 99% бизнес скрывают свою прибыль, а остальное часть получают Налом.
Ваша счет-фактура бесполезная, 70-80% бизнеса работают не по реальной счет-фактуре, сейчас наша инфраструктура экономики и торговли не готова тотальному контролю через таких схем счет-фактур. Импортируется товар на 10 млн долларов, из них 50% продаются в Узбекистане не по реальной стоимости и чтобы “очистить остаток товара“ нам придется “заказать“ налоговиков чтобы “очистили“ нам баланс, за оплату конечно.
Снижайте Налог на прибыль бизнеса c 15% до 1-3% убирайте бесполезные условия в счет-фактурах и будет у вас поток и реальная статистка объем продаж.
Но чтобы это сработала, нужен комплекс удобств:
1) скоростной доступ к наличке и к валюте, по 0%.
2) обеспечьте минимум бюрократизма в счет фактуре, все равно в счет фактурах реальная сумма и товар не указывается.
3) мораторий на проверку и вмешательство бизнеса не на 1 год а 3-5 лет подряд.
Private
Нам это сейчас нужна чтобы бизнес мог развиваться, без вмешательств государства. Пусть государство просто собирает статистику бизнеса, а не считать сколько зарабатывает бизнесмен, и как можно сжимать из него сока/налога. Исходя от 3-5 летней статистики, аналитики и экономисты смогут формировать план Налогообложения и Макроэкономики. Бизнесмены смогут поднять бюджет государства, нет смысла сдержать расходы бюджета за недры нашей страны. Пусть государство контролирует — армию, милицию, прокуратуру, золота-нефт и строгую статистику, хотябы на 3-5 лет. 70-80% бизнеса сейчас из-за преград со стороны государства скрывается в тени.
Private
Предложений очень много, советую каждый месяц в Ташкенте проводить дебаты между чиновниками и бизнесом по 6-8 часов. Пусть там будут министры, замы, специалисты с всех структур государство. Бизнесменам есть что сказать и подсказать Вам, чтобы и Вы и Бизнес мог работать во благо государства!
Temur Temur
Из слов ясно, что человек еще не все понимает в этой проблемы.
Андрей Андреев
Ситуация с дебиторской ОЧЕНЬ ЧАСТО бывает следующая; узбекский экспортер отправляет в РФ например хурму 100 кг. по 2 доллара цена указанная в ГТД соответствует контракту приходит в РФ тоже 100 кг. из которой 20 кг. испортилось, покупатель же по договоренности принимает и платит только за неиспорченную хурму предположим покупатель по условиям контракта за хурму должен заплатить 200 долларов а заплатил 160, по бумагам 40 долларов якобы дебитоская задолженность, но покупатель никогда и ни в какой форме не заплатит 40 долларов узбекскому экспортеру, а в бумаги изменения не вносятся потому что сделка фактически состоялась но узбекский экспортер не хочет напрягать своего партнера-покупателя формальностями потому что этот покупатель является потенциальным покупателем следующей партии. Инвойс узбек выписал на 100 кг. но россиянин при присутствии Роспотребнадзора может списать испорченные 20 кг, а узбекский экспортер этого сделать не может.
Nikolay Sergeev
не очень понятно, зачем завышать цену экспорта, тем более, не получаю эту раздутую валютную выручку — автоматом попадаешь под “мониторинг“.
Было время, когда был смысл экспортную цену занижать — это когда 50 % экспортной выручки государство забирало по официальному курсу ( вдвое ниже реального). Но после сентября 2017 этой проблемы не стало.
На махинации с возвратом НДС завышение цены экспорта тоже вроде не влияет — возвратный НДС возникает из реальных закупов на внутреннем рынке.
М-да.. завышение цены экспорта в 20 раз — интересная загадка..
Курбанали Холматов
“Самый главный вопрос в этой ситуации: поступили деньги или нет?..
Мы сейчас пытаемся это сократить, но все ещё есть много факторов..
Мы должны над этим работать..
Ведётся работа по налаживанию оперативного обмена..“ и по всем его остальным словам понимаешь что этот Вице-премьер не работает, не выкладывается на все100% чтобы бороться со всеми этими схемами. Просто шаблонные ответы.
Макс Ли
Есть вполне себе эффективные средства, для борьбы с выведением доходов и серыми схемами. Но считать, что предприниматель “лучше всё знает“, это вы кому нибудь расскажите из 5го класса школы! Предпринимателю выгодно минимум платить налоги и сборы, а еще лучше вообще не платить! Для того чтобы и волки сыты и овцы целы были, чиновникам надо установить и гарантировать жесточайшим образом правила игры! А предприниматель уже сам решит, согласен на таких условиях работать или нет. В КНР и Сингапуре так и сделали. КНР, провинция Гуандун, иностранные и свои бизнесмены защищены законом абсолютно, их собственность никаким образом не может быть изъята, гарантирована со стороны правительства неизменность закона, результат ВВП всего лишь одной провинции превышает наш в 112 раз!!! При сравнимом населении и территории.
Макс Ли
Извиняюсь, поправка, ВВП выше в 24 раза, Гуандун, Гонконг и Сингапур перепутал.
Ермалай Фуфайкин
Вопрос к Private
“ А где наша выручка от экспорта? В банке 100%, минус налог — 15%, обнал — 5%, услуги банка 1-2%, время от 3 до 15 дней.“
Уважаемый вы точно экспортёр? Откуда вы взяли налог 15%? Какой ещё обнал? Какие ещё 15 дней? У меня это обычно решается в банке в течении часа, двух.
Валютные поступления от экспорта не облагаются налогом на прибыль. Ндс идёт по 0 ставке. Конвертация 0.5%, снятие наличных сумов тоже. Почитайте тарифы банков и найдите нормальный банк, некоторые банки даже обслуживают бесплатно.
И определитесь уже тут про экспорт тема, а вы и про импорт пишете. Наймите хорошего бухгалтера.
Davron Akramov
Если есть серый рынок — это есть низкая оценка качеству государственного управления. Нет диалога между бизнесом и государством.
Nikolay Sergeev
Ермалай Фуфайкин — у Василия Шукшина есть такой рассказ — “Срезал“ — вот как раз про такого “знатока“, как всезнающий “Privat“. .