Льготы и преференции, предоставленные определенным автопроизводителям Узбекистана, необходимо сократить и создать равные условия для всех участников рынка. Об этом в интервью телеканалу «Узбекистан 24» после совещания под председательством президента 13 января заявил председатель Антимонопольного комитета Нажмиддинходжа Шарипов.

На совещании президент Шавкат Мирзиёев сообщил, что частные инвесторы предлагают реализовать восемь проектов по производству автомобилей стоимостью 276 млн долларов. Он поручил создать офис по трансформации деятельности «Узавтосаноат», внедрить равные условия для производителей «исходя из уровня локализации» и утвердить положение о промышленной сборке машин.

«Автомобильная промышленность является одной из самых главных сфер для экономики нашей страны. С одной стороны, эта сфера создаёт множество рабочих мест, формирует множество предприятий и производств, которые строятся вокруг нашего завода, с каждым годом увеличиваются поступления в бюджет. С другой стороны, наш автомобильный производитель сохраняет монопольное положение на рынке», — сказал Нажмиддинходжа Шарипов.

По его словам, президент поручил развивать конкуренцию в этой сфере и создать равные условия для всех участников рынка.

«То есть, если давать какую-то льготу этой сфере, эта льгота должна распространяться на все предприятия. Для развития конкуренции мы должны сократить льготы и эксклюзивные [права], предоставленные некоторым производителям, а также обеспечить равные условия для всех предприятий», — подчеркнул глава АМК.

Нажмиддинходжа Шарипов заявил, что при выполнении задач, поставленных президентом, Антимонопольный комитет, в первую очередь, будет исходить из интересов потребителей.

Шавкат Умурзаков.

Председатель «Узавтосаноат» Шавкат Умурзаков заявил, что в Узбекистане будет разработано и принято положение о промышленной сборке автомобилей.

«Уважаемый президент поручил разработать документ, конкретно определяющий условия для новых производителей, формирование открытого конкурентного рынка. Что это нам даст? Если инвестор проявляет интерес к производству автомобилей, для него будут определены конкретные, прозрачные стандарты. На основе этого документа он может начать производство в Узбекистане», — сказал он.

Шавкат Умурзаков подчеркнул, что это даст Узбекистану «открытую конкуренцию, работу над себестоимостью, повышение привлекательности автомобильной сферы в перспективе».

Бобур Абдиназаров.

Заместитель министра экономического развития и сокращения бедности Бобур Абдиназаров сообщил, что Минэкономразвития определено ответственным органом за трансформацию автомобилестроения и производства сельскохозяйственной техники. По его словам, основными направлениям трансформации предприятий являются углубление уровня локализации продукции и внедрение равных условий для всех участников рынка.

«Это касается не только действующих отечественных предприятий, но также новых предприятий, которые планируют организовать производство техники на территории республики. А также постоянное снижение себестоимости производимой продукции и таким путём обеспечение финансовой устойчивости данных предприятий, создание новых мощностей по производству, увеличение объёма продаж, кардинальное сокращение уровня бедности через создание новых рабочих мест», — отметил он.

Ранее Счётная палата Узбекистана сообщила, что автопроизводители в системе «Узавтосаноат» в 2020 году не уплачивали сбор за покупку новых авто отечественного производства. Например, UzAuto Motors за девять месяцев не выплатила 582,6 млрд сумов. Орган финконтроля рекомендовал пересмотреть льготы «Узавтосаноат».