Социальная защита в Узбекистане должна стать эффективной, и для этого требуется консолидированная работа палат парламента в формировании бюджета и надзоре за их достаточным выделением и эффективным использованием. Об этом говорилось в субботу на онлайн-встрече представителей Олий Мажлиса, Ассоциации инвалидов Узбекистана, представителей исследовательских институтов и агентств ООН, организованной Совместной программой ООН по укреплению системы соцзащиты в Узбекистане.

По обновлённым данным ЮНИСЕФ, в стране 75% семей, имеющих право на получение детского пособия, его не получают. Однако именно детские пособия оказались столь важны для поддержки семей в условиях локдауна в пандемию, показала оценка Детского фонда ООН.

Всего 55% населения охвачены какой-либо программой социальной поддержки, по оценкам ЮНИСЕФ. Достаточно ли этого, чтобы преодолеть бедность? Как обеспечить социальной защитой работающих в неформальном секторе? На эти и другие вопросы пытались найти ответы участники встречи.

Несмотря на то, что система соцзащиты в Узбекистане обеспечивает людям поддержку на протяжении всей жизни (от пособий по беременности и родам и детских пособий до пособий по безработице и пенсий по возрасту и других), существуют недостатки системы, и некоторые люди не получают необходимой им социальной помощи, страхования или услуг.

В частности, до сих пор, с 2016 года, нет единого ведомства, ответственного за политику социальной защиты и её эффективность. Система фрагментирована, функции соцзащиты выполняют различные министерства, и поэтому оценка эффективности расходования средств и результативности мер затруднена. Система соцуслуг и профессиональной соцработы развита недостаточна, доступ к соцзащите людей с инвалидностью ограничен. Эти вызовы системе соцзащиты перечислила эксперт ЮНИСЕФ по социальной политике Тинатин Баум.

И. о. главы представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане Мунир Мамедзаде отметил, что необходимо ускорить работу над созданием единого реестра социальной защиты по всей стране. Ранее Совместная программа ООН по укреплению социальной защиты сообщала, что единый реестр успешно апробирован в Сырдарьинской области и в настоящее время ведётся создание национального реестра. Ожидается, что система позволит облегчить процесс подачи заявления на социальную помощь или услуги нуждающимся.

В будущем году ожидается доработка и принятие Национальной стратегии социальной защиты и программы сокращения бедности. Проект концепции стратегии соцзащиты уже разработан Минфином и осенью был размещён для общественного обсуждения. Эти две программы — социальной защиты и сокращения бедности, — их цели и мероприятия должны быть логически взаимосвязаны.

Социальная ориентированность бюджета

Бюджет страны на 2021 год является социально-ориентированным, подчеркнула председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева. Она отметила, что несмотря на локдаун, все законы, запланированные в текущем году, были приняты, в том числе и новые законы «Об образовании», «О занятости населения» и другие. Также она отметила, что принятый в 2019 году закон «О волонтёрской деятельности» послужил основой для столь важной в пандемию работы волонтёров и их организаций.

Характеризуя меры, принятые государством и обществом для противодействия сильному негативному воздействию пандемии на уровень жизни, Танзила Нарбаева напомнила об эффективной работе фонда «Саховат ва кумак» («Доброта и поддержка») по поддержке уязвимых слоёв населения.

Социальная защита — это полная и основная ответственность государства, подчеркнула специалист по социальной защите Международной организации труда (МОТ) Ясмина Папа. Таким образом, те функции социальной защиты (социальной помощи, страхования и соцуслуг), которые должно выполнять государство, не должны выполняться благотворителями, волонтёрами или негосударственными некоммерческими организациями.

Согласно статданным, представленным председателем комитета Сената по науке, образованию и здравоохранению Одилжоном Иминовым, в 2019 году было направлено 4,6% бюджета на выплату социальных пособий многодетным семьям. Совместно с ПРООН, ВБ и АБР ведётся разработка критериев оценки бедности и средств по её снижению.

Количество экономически неактивного населения, беременных, находящихся в предродовом отпуске или воспитывающих детей до 2 лет, а также незанятых по собственному желанию лиц составляет 4,2 миллиона человек, сообщил сенатор. Он также отметил, что на 1 апреля текущего года количество трудовых ресурсов составило 19,1 миллиона человек, экономически активного населения — 14,8 миллиона человек, при этом в неформальном секторе экономики заняты 7,7 миллиона человек, в формальном — 5,7 миллиона человек.

От адресности к универсальности соцзащиты

Как могут сочетаться принцип адресности соцзащиты, подчёркиваемый министерствами и ведомствами, с принципом всеобщего характера соцзащиты, о котором говорят эксперты? Отвечая на этот вопрос журналиста «Газеты.uz», эксперт МОТ Ясмина Папа отметила, что Узбекистан, как и многие другие страны, применяет систему адресной социальной помощи, которая должна помочь выйти людям из бедности благодаря возможностям найти, предпочтительно, трудовые доходы. Однако анализ ситуации в Узбекистане и других странах показывает, что адресная социальная помощь не оказывает ожидаемого эффекта на снижение бедности. Поэтому нужно стремиться к универсальным подходам.

Универсальный охват означает, что всё население имеет равный доступ к схемам, которые защищают его от бедности и потенциальных негативных последствий рисков, которым они подвергаются, подчеркнула специалист МОТ. Вид соцзащиты будет отличаться для разных групп населения, поскольку риски возникают из-за множества связанных факторов, таких как жизненный этап, пол, социально-экономический статус или место проживания. Если охват программами социальной защиты будет расширен, то больше работников будут включены в схемы социального страхования. Это уже будет шагом к справедливому, всеобщему доступу, считает Ясмина Папа.

Ясмина Папа подчеркнула, что парламент и министерства совместно со Совместной программой ООН по укреплению системы социальной защиты могли бы работать по следующим направлениям:

— изучение и внедрение стандартов социальной защиты, ратификация, мониторинг и реализация Конвенции ООН о правах инвалидов, а также по Конвенции МОТ по минимальным уровням социального обеспечения;

— совместная разработка национальной стратегии социальной защиты;

— продвижению законов о социальной защите и социальному страхованию.

Аналитические материалы онлайн-встречи доступны по ссылке.

Совместная программа ООН по укреплению системы социальной защиты в Узбекистане осуществляется с января 2020 по январь 2022 года. Участники: ЮНИСЕФ, ПРООН, Международная организация труда, Кабинет министров Узбекистана, Минфин, Минэкономразвития, Минмахалли, Минтруда, Минздрав, МНО, Минвуз, Генеральная прокуратура, Федерация профсоюзов, ННО и институты гражданского общества. Бюджет программы: 2 млн долларов США. Планы на 2021 год: поддержка разработки Национальной стратегии социальной защиты и трёхлетнего плана действий по её реализации, поддержка развития правовой базы соцстрахования и пенсионной реформы, разработка процедур и механизмов соцзащиты и другое.