Совокупный государственный долг на конец 2021 года прогнозируется в размере 28,4 млрд долларов, или 44,9% к ВВП, следует из проекта «Бюджета для граждан 2021» (PDF).
К концу следующего года ожидается, что государственный внешний долг составит 25,5 млрд долларов, из них 18 млрд долларов — привлеченный от имени правительства и 7,5 млрд долларов — под гарантию Узбекистана.
Несмотря на динамику роста, государственный долг остается умеренным, на безопасном для макроэкономической стабильности уровне (в пределах 60%), считают в Минфине.
В текущем году рост государственного долга (до ожидаемых 22,8 млрд долларов, или 39% к ВВП) связан с привлечением внешних заимствований для финансирования дополнительных расходов бюджета на преодоление негативных последствий пандемии COVID-19. Для этих целей за счет средств льготных кредитов международных финансовых институтов создан Антикризисный фонд.
С 2020 года введены ограничения на привлечение внешних займов от имени Узбекистана или под гарантию правительства. Предельный объем на общую сумму вновь подписываемых соглашений по привлечению внешнего заимствования был установлен в размере 4 млрд долларов. Однако в условиях пандемии коронавируса правительство вынуждено пересматривать предельные размеры внешнего заимствования. В текущем году объем вновь подписываемых соглашений по привлечению внешних заимствований прогнозируется в размере 5,5 млрд долларов, в 2021 году — в пределах 5 млрд долларов, указали в Минфине.
Как будут возвращать долги
Для обеспечения своевременного и полного погашения государственного долга при Казначействе Министерства финансов был создан Гарантийный фонд по обслуживанию государственного долга.
Направления использования средств Гарантийного фонда:
- обслуживание государственного долга в случае несвоевременных и неполных платежей организаций-должников;
- предотвращение курсовых рисков. Положительная разница между процентными выплатами по кредитам, привлеченным в иностранной валюте и выданным в национальной и иностранной валюте, накапливается в гарантийном фонде, а разница, вызванная колебаниями обменного курса, покрывается за счет этих средств;
- покупка и продажа иностранной валюты.
Средства Гарантийного фонда направляются на погашение задолженности в случае несвоевременного и неполного погашения кредитов заемщиками (должниками) или рефинансирующими банками по проектам и программам, финансируемым за счет госдолга. При недостаточности средств фонда задолженность погашается за счет средств госбюджета с последующим их возмещением.
Фонд также возмещает задолженность, начисленные штрафы и пени организациями-должниками или рефинансирующими банками.
На покрытие дефицита консолидированного бюджета — 37,5 трлн сумов и погашение основного долга в размере 7,8 трлн сумов будут использованы следующие источники:
- внешние — кредиты международных финансовых институтов (11 трлн сум), еврооблигации — 7,7 трлн сум, займы на реализацию государственных целевых программ — 12,1 трлн сумов;
- внутренние — выпуск государственных казначейских облигаций (5 трлн сумов);
- остаток средств на начало года Фонда реконструкции и развития (8,1 трлн сумов), государственного бюджета и государственных целевых фондов (1,5 трлн сумов).
Ранее заместитель министра финансов Одилбек Исаков сообщил, что в 2021 году Узбекистан планирует выпустить государственные казначейские облигации на 5 трлн сумов, а также международные еврооблигации на 700 млн долларов. Он также поделился географией инвесторов последних евробондов и рассказал, куда пойдут средства от размещения.
Виктор Неизвесный
Ну да, чего им переживать то. Не им же потом эти долги возвращать..
Stork Maya
Опять врут безбожно! Долг Узбекистана уже около 30 млрд$. В эти расчеты не включают долги государственных компаний которые контролируются государством. В случае дефолт по их долгам опять будут выделены государственные бюджетные деньги. Единственное чему можно радоваться наконец-то поняли что надо привлекать внутренний долг в национальной валюте во избежания валютного риска.
外人
конечно на “безопасном“, в особенности с обедами наших чиновников в 1,5 миллиона Сумов, прям совсем на “безопасном“!! О_о..
Orhan Turkmanli
Долг платежом красен. В любом случае долг придется отдавать. Не мы, то наши дети и внуки. Надеюсь вы знаете что делаете.
Комил Рахманкулов
Лично я не верю этим цифрам.
Сергей Малевин
Тело долга будет постоянно расти. Власть нахапает ещё кредитов. Этот процесс уже не остановить. Как не способен остановиться наркоман. Народ, ждите дополнительных поборов и налогов. А те, что есть, будут только возрастать. Бездарное правительство раздает деньги своим вассалам на служебные внедорожники и халявную еду. Частное домостроение чиновников набирает силу и размах. Вот туда, народ, и идут ваши будущие долги.
Ali Abdul Karim
Хватит брать в долг!!!
Давайте жить на средства, что у нас имеется. Если не хватает, то необходимо строго запретить всем министерствам и “всяким фондам“ делать большие и сверхбольшие расходы (сити, импортные лимузины, проживание в 5* отелях и т.д.)
R. G.
Ali Abdul Karim-
согласна с вами! У Узб есть хлопок, газ, и другие богатства.. Куда идут миллиарды от продаж?? Почему минфин опять и опять берёт долг?? Это не есть хорошо для узб. народа! Такое чувство, что они будут брать пока статус окажется покажет “опасный уровень“. Потом иностранные господа в качестве хозяев узб. народа будут делать с ним (народом) что захотят! Министры, вы этого добиваетесь??
Рустам Бухара
Когда то давно, для расчета бизнес плана, заглянул я в республиканскую статистику, в ташкенте, и как оказалось, что туда статистика стекается, но ею никто не пользуется, кроме меня наивного, в то время развала плановой экономики. С тех пор статистике кого попало не верю, иногда снимаю нкжные цифры с сайта цру сша, да и то, только из любопытства частной ориентировки по обственнвм частным интересам.
Adolat Uzbekistan
Интересно КАК ВЫСЧИТЫВАЕТСЯ БЕЗОПАСНЫЙ ДЛЯ УЗБЕКИСТАНА УРОВЕНЬ ВНЕШНЕГО ДОЛГА В 60%? Например, у России 16,5% ВВП внешний долг и порогом считается 20%. На какие страны ориентируется Узбекистан считая для себя безопасным порог 60%? У нас НЕТ СТАБИЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЗАИМОРАСЧЕТОВ ПО НЕЙ, у нас НЕТ ДАЖЕ СРЕДНЕГО УРОВНЯ ЖИЗНИ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОГО НАСЕЛЕНИЯ И ДОХОДЫ НА ДУШУ НАСЕЛЕНИЯ ПО ВВП ПАДАЮТ, у нас НЕТ СТАБИЛЬНОГО РОСТА НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ И ПРИБЫЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, у нас есть только большие золотовалютные резервы сделанные во времена Каримова которые растрачиваются с угрожающей скоростью и есть высокие проценты кредитов международных банков, которые мы оказывается собираемся погашать другими кредитами! МИНФИН ДОЛЖЕН ПОКАЗАТЬ ОТКРЫТО РАСЧЕТЫ БЕЗОПАСНОСТИ ВНЕШНЕГО ДОЛГА УЗБЕКИСТАНА — ЭТО ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ ВОПРОС ДЛЯ ВСЕГО НАСЕЛЕНИЯ ТАК КАК ОПЛАТА ДОЛГОВ БУДЕТ ИДТИ И ЗА ИХ СЧЕТ! За счет экономии на зарплатах бюджетников, за счет повышения коммунальных услуг, за счет нищенских пенсий без надежды на доведение до прожиточного минимума и многое другое!