Как-то мимо центрового потока новостей проскочило известие о том, что около 15 тысяч узбекистанцев почти за полтора года смогли заработать 1,4 млрд сумов за видеофиксацию нарушений ПДД. Конечно же, сам факт публичной огласки полагающихся вознаграждений вряд ли может оказывать на потенциальных нарушителей закона сильное воздействие. Ну заметили. Ну обругали сограждан модным нынче словом «терпила». И пошли дальше. Между тем обнародованная информация, на мой взгляд, имеет во многом знаковое и принципиальное значение.
По данным ГУБДД МВД страны, с 1 июля, когда была введена практика выплат за видео о нарушениях на дорогах, от водителей было получено 187 тысяч роликов с видеорегистраторов. В свою очередь, сумма выписанных штрафов за обнаруженные нарушения составила 60,2 млрд сумов. Со следующего года сознательные граждане смогут получать вознаграждение за присланное видео, снятое еще и на телефон.
Еще в средние века в Европе, а затем уже и в России, службы филеров активно работали и выявляли случаи коррупции и преступлений против государства. Да и само слово «донос» в русском языке изначально не ассоциировалось с чем-то неприличным для порядочного человека. Донести до слуг государевых факты нарушения закона — одно из важных средств коммуникаций между властями и обществом. И отказываться от него не собираются в ближайшем будущем.
В разных странах мира наиболее традиционной формой сотрудничества граждан с органами является предоставление информации за соответствующее вознаграждение. В США с 1976 года существует движение Crimestoppers («Борцы с преступностью»), его участники за определенный гонорар информируют правоохранительные органы о нарушителях. Речь идет не только о серьезных преступниках в розыске, но и о пьяных водителях. В настоящее время подобные движения существуют уже в 24 странах.
Сегодня мы живем в мире различных симбиозов, мезальянсов — добродетель и коммерция, модернизация и сохранение, свобода и авторитарность. Сходную природу имеет инициатива государства повысить нашу гражданскую сознательность с помощью материального стимулирования. Эдакое сочетание общественного контроля с элементами рыночной экономки, как мы видим по цифрам, не только поставлено «на поток», но имеет все признаки к расширению сфер применения.
К примеру, Генпрокуратура Узбекистана предложила поощрять бдительных граждан за сообщения о коррупционных правонарушениях. Сумма денежного вознаграждения может доходить до 15% от суммы взятки или причиненного ущерба, либо стоимости расхищенного имущества.
Впрочем, по данным той же службы Crimestoppers, лишь 2% лиц из тех, кто сообщает о нарушениях, затем обращаются за причитающимся вознаграждением. То есть люди в основном помогают правоохранителям совсем не из меркантильных соображений, а считают это своим гражданским долгом.
Такое, например, случилось в Европе, где движение Neighbourhood Watch («Соседский дозор») было организовано «снизу», а не по указу властей. Примером для них стали, кстати, советские добровольные народные дружины. Разница в том, что американские, британские или французские дружины собирались действительно добровольно.
Слово «гражданин» в нашем лексиконе звучит не очень часто. Тем не менее, полагаю, что в Узбекистане многие сейчас информируют власти о правонарушениях и будут продолжать делать это не только за деньги или еще какие-то льготы и поощрения. Правда, для начала должна резко возрасти гражданская активность самих граждан. И здесь, прежде всего, власти должны действительно прислушиваться к мнению людей, независимо от того, кто его высказывает — министр, депутат, студент, домохозяйка. Именно это должно стать фундаментом отношений государства и общества.
И еще одна проблема — многие не горят желанием помогать государству потому, что не захотят лишний раз связываться с правоохранителями. Необходимо, чтобы вырос уровень доверия между обществом и системой. Чтобы мы знали наверняка, что каждое наше сообщение или сигнал о нарушениях не пропали где-то в коридорах власти по мере их продвижения наверх, а персональные данные не оказались внезапно известными нарушителям. И здесь уже одним материальным поощрением не обойтись.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Алексей Кабанцов
С начала следующего года количество сообщений о различных нарушения резко возрастет из-за того, что их можно будет фиксировать на телефоне. Может быть тогда водители, игнорирующие не только правила ПДД и парковки, но и просто нормы нормального человеческого поведения в общественных местах, задумаются о том, стоит ли их нарушение тех штрафов, которые они будут постоянно платить. Не пропуск пешеходов на зебре, парковка на проезжей части дороги, когда занимается полоса движения, парковка поперек тротуаров и прочее, чем постоянно грешат наши “водители“ — иначе, без кавычек, их и называть нельзя.
Илдар Муратшин
Если не соблюдаются правила по ношению маски, зафиксировано видио. Как это будет поощряться?
Джамшид Зиядуллаев
Наверное с этим нововведением и Я многие пострадают материально. Но это видимо единственный вариант более или менее навести порядок на дорогах и на парковках. Хотя если честно много вопросов остаётся и к проектировщикам дорог и перекрестков и настройки светофоров
Nadira Shah
Спасибо автору, за пищу для размышления.
Вазген Ксеракопян
Половина если не больше водителей удивятся получив штрафы, узнав что они нарушили правила. Они эти правила и знать не знают.
М. МИРЗАЕВ
Более 20 обращений в Генпрокуратуру и руководству МВД о должностных преступлениях/правонарушениях их сотрудников. Бескорыстно! Без какого-либо материального расчёта и ожидания вознаграждения! Только исходя из своей гражданской позиции — мы ДОЛЖНЫ и ОБЯЗАНЫ оставить своим детям и внукам действительно правовое, а не коррумпированное государство с практически ненаказуемым произволом представителей властных структур.. Результат — полное игнорирование этих обращений. Ноль! Более того, готов был даже отвечать в суде за правдивость и достоверность фактов. Ан нет! Полный молчок! Властям абсолютно невыгодны и никак не нужны расследования, которые могут вывести на них самих же..
Шалтай Болтай
Я лично буду с большим удовольствием включать камеру подходя к пешеходному переходу. И везде, где увижу нарушения правил ПДД, буду фиксировать на камеру. Плевать на вознаграждения. Я не ради них буду это делать. А ради того, чтобы виновные в несоблюдении ПДД были наказаны.
Carpe Diem
Это доносы ради пополнения бюджета
Валентин Киршин
Общество давно разделилось на граждан и можёров. Это как две оппозиции, если простой, добросовестный человеку спешил, вёз допустим свою мать в больницу нарушая правила, это одно. Если “лихач, можёр“ нарушая все правила, это уже совсем другая история. Тут уже не донос будет, а благое дело. Спасти неповинных от дурака, святое дело.
Вилли Токарев
Все помнят недавно произошедшую аварию с Ефремовым который убил другого водителя. Как ни странно у него были даже сторонники. А вот если бы у сторонника Ефремова он задавил бы дочку как отреагировал бы отец?
К сожалению нам обязательно надо фиксировать хамов за рулем, водителей пьяниц и любителей гонять не глядя на возможную аварию. Может быть тех водителей которые чуть заехали за стоп линию или даже чуть заехали за боковую наказывать и снимать не надо, но возможных убийц за рулем надо обязательно снимать.
Вагиз Шарафиев
Вообще на этом зарабатывать можно. Встать у светофора на массиве 40 лет и снимать. В день 500 касарей запротсто