11 сентября исторический дом по улице Амира Темура, 14 в Самарканде был снесен. Он попал под снос из-за строительства нового корпуса находящегося рядом Самаркандского государственного медицинского института, сообщило местное издание Zarnews.
Здание, принадлежавшее Элоне Воловой, был разрушен по решению Самаркандского городского суда по гражданским делам от 3 июня, сообщил главный юрисконсульт городского хокимията Бобохон Тоиров. Дом попал под снос из-за строительства 800-местного учебного корпуса для Самаркандского медицинского института, предусмотренного решением хокима от 29 декабря 2017 года (№2977-к).
Фото: Zarnews.
По словам юрисконсульта, за снос дома №14 Элоне Воловой предложена компенсация в размере 640 млн 814 тысяч сумов за счет средств хокимията.
Максуд Абдужаббаров, представившийся законным представителем Элоны Воловой, заявил, что дом считался объектом культурного наследия и его снос был незаконным.
«Работы по сносу ведутся без заключения Департамента культурного наследия. Владелец здания Волова Элона в настоящее время находится в Израиле и не может приехать в Узбекистан из-за карантина. Принимать решение по собственности без участия собственника — противозаконно. И никакой компенсации мы не получили», — сказал он.
Начальник областного Управления культурного наследия Шухрат Киличев сообщил, что нежилое здание было внесено в список объектов культурного наследия решением хокима области 14 марта 2000 года. Однако приказом Главного научно-производственного управления по охране и использованию объектов культурного наследия Министерства культуры и спорта (ныне Департамент культурного наследия) 19 января 2010 года объект был исключен из списка.
«В 2001 году Самарканд был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это здание не считается объектом культурного наследия, оно находится только в исторической части города. В этой связи приняты соответствующие решения, и строительные и ремонтные работы в исторической части города будут проводиться в координации с соответствующими организациями и центром ЮНЕСКО», — приводит его слова Zarnews.
13 сентября, во время прямого эфира на странице хокимията Самарканда в Facebook, заместитель начальника Самаркандского городского отдела Бюро принудительного исполнения Фаррух Ибрагимов сообщил, что денежные средства в 640,8 млн сумов взысканы в пользу Элоны Воловой и переведены на специальный счет в филиале НБУ в Самарканде. Она или ее законные представители могут получить деньги из банка или же попросить отправить в Израиль путем конвертации.
Фото: Zarnews.
Фаррух Ибрагимов 15 сентября также заявил, что при сносе дома «никаких николаевских кирпичей не обнаружено». По его словам, перед сносом было несколько судебных заседаний, на которых эксперты якобы заявляли, что объект не находится под защитой ЮНЕСКО. Кроме того, замначальника отдела БПИ утверждает, что якобы специалист Департамента культурного наследия несколько раз заявлял об отсутствии исторической и культурной ценности объекта.
Представителю бюро, указывая на место, где раньше находился исторический дом, заявил, что объект был возведен из кирпича-сырца и глины. Только фасадная часть здания была сделана из жженного кирпича 10−15 лет назад, считает Фаррух Ибрагимов. По его словам, вещи собственника, которые были выявлены при сносе, по его согласию переданы на хранение гражданину по имени Санъат.
«Известили о сносе уже после сноса»
Министерство культуры Узбекистана в ответ на снос здания по улице Амира Темура, 14 в Самарканде и бурные обсуждения в социальных сетях касательно сносов исторических сооружений, заявило следующее (комментарий «Газете.uz» предоставили в ведомстве):
Министерство культуры требует от хокимията Самарканда дать объяснение по поводу сноса дома по улице Амира Темура, 14, потому что экспертным советом Департамента культурного наследия было дано заключение, что данный объект является частью исторической фоновой застройки, хотя и был исключен из списка объектов наследия в 2010 году. Почему Минкультуры не было поставлено в известность о решении суда о сносе объекта, как и о самом сносе?
Министерство культуры будет обращаться в Генеральную прокуратуру с просьбой провести расследование по поводу исключения исторических объектов в 1990—2000-е годы на предмет:
- почему они исключались;
- кто инициировал эти исключения;
- кто из руководства Минкультуры в предыдущие годы и областных хокимиятов утверждал эти заключения;
- последующая судьба исключенных из списка объектов.
В настоящее время Генпрокуратура изучает деятельность всех областных инспекций Департамента культурного наследия, в том числе и Управления культурного наследияСамаркандской области, в ходе которого обнаружен ряд нарушений в отношении сохранения исторических объектов. Минкультуры заверяет, что ко всем виновным и причастным из Управления культурного наследия Самаркандской области к данным нарушениям будут применены меры наказания. Начальник Управления культурного наследия Самаркандской области известил Департамент о сносе здания, когда уже здание было снесено.
Министерство культуры заявляет, что если снос исторического объекта был осуществлен со стороны хокимията Самарканда и не был согласован с Минкультуры, то хокимият Самарканда должен взять на себя ответственность за снос и причастные лица должны понести наказание за содеянное в соответствии с законодательством.
Министерство культуры заявляет, что экспертный совет при Управлении культурного наследия Самаркандской области является нелегитимным, так как его состав не рассмотрен Департаментом культурного наследия (так как не были предоставлены необходимые документы), не утвержден министром культуры, не соблюдены процедурные требования с обязательным участием одного из экспертов Научно-экспертного совета при Департаменте культурного наследия. В соответствии с этим все его решения аннулируются.
Министерство культуры требует от хокимията Самаркандской области и хокимията Самарканда строго соблюдать все требования, предъявляемые к территориям ЮНЕСКО.
В настоящее время Министерство культуры рассматривает вопрос сохранения объектов наследия, не только вошедших в список объектов наследия Узбекистана (утвержден Кабинетом Министров в октябре 2019 года), но также и объектов, представляющих историко-культурную ценность, не вошедших в этот список.
О строительстве нового здания учебного комплекса СамМИ стало известно еще 10 июля 2018 года, когда под угрозой сноса оказались многие здания в исторической части Самарканда. Тогда отмечалось, что рядом со зданием почты Самаркандский медицинский институт планирует построить новое здание учебного комплекса на 800 мест на территории 0,5 га, а под снос попадут старый склад и еще одно неиспользуемое помещение.
Vladimir Lee
Вся суть капитализма.
Руслан Гофуров
6,4 тыс дол компенсация, такие дела
Виктор Неизвесный
Область строительства-самая корумпированная сфера в стране. Никакие законы и нормы не соблюдаются. Нужно срочно заморозить все планы по новым стройкам до тех пор пока не будет разработан, согласован, утверждён и обнародован генплан города на ближайшие 20 лет. Если раньше занимались дурью в виде точечной застройки, то теперь эта же точечная застройка переростает в стихийную свалку, шум, грязь в целом районе. Многих собственников просто вынуждают бросить своё имущество или строят всяческие козни. Многие застройщики являются просто ширмами для отмывания денег.
Аминат
Не было николаевского кирпича? Я лично видела, какой там “не никалаевский кирпич“! А как выглядит этот кирпич я знаю т.к наше здание из такого же кирпича сносили под видом “аварийного“. И так же говорили, что не николаевский, но требовали кирпичи отдать им. А насчет этого, недавно снесенного здания. Всю ночь (представьте, всю ночь!) вывозили кирпич аккуратно сложенный на маленьких грузрвиках. Даже фундамент был выложен этим кирпичом. И видимо, те кто говорит, что это здание облицовано кирпичом 10-15 лет назад, недавно в Самарканде. Это была кирпичная кладка старинным кирпичом, а не облицовка. Идиотизм и нас держат за идиотов!
Макс Поздняев
Было бы странно ,если бы что то изменилось.Воровали,воруют и будут воровать.Собственника вообще кинули
Albert Sharafutdinov
Кому то надо подтянуть математику
Умид Назиркулов
Кирпичи? Оказывается цена одного такого кирпича в эквиваленте от 7 до 140 тысяч сумм. Теперь действительно интересно какие там кирпичи то были? и куда они делись
Gani
64k долларов — норм компенсация. Но да, без согласия хозяев сносить нельзя
Valijon Umurzakov
Президент ещё более полгода назад сказал — был один казус детский труд, от этого избавились, но теперь настало время очередного — сноса! А судья, вынесший решение о сносе здания, как бы ни причём, так?
Алина Цой
Воры и мошенники в Самаркандском хокимияте и Самаркандском БПИ! Мать родную готовы продать, лишь бы получить “левое“ бабло!
Наказать всех виновных в самоуправстве, подлоге документов, нарушении закона о собственности.
Эти люди не хотят помнить истории своего родного края, не признают культурные и исторические ценности.
У этих людей перед глазами только “золотой телец“ и ничего больше. Это ПУСТЫЕ ЛЮДИ.
Илхом Зохидов
Было обычное маленькое здание облицовка из современного жженного кирпича и большые окна из стеклопакета. Не пойму что там было исторического.
Ailouros Tigris
Вся беда в том, что власть имущие не боятся закона и не верят, что могут быть наказаны. Чего там, пошумят и успокоятся. Ну в крайнем случае на камеру покаются перед народом. В самом крайнем — найдут какого-нибудь нач. плотины и четвертуют прилюдно.
А земля все равно не вернется. А прибыль уже получена и распилена и в конвертах занесена. И авторитет +100 среди “своих“: поимели всех, не попались, нужным людям помогли.
Dilshod Sayfiddinov
Какая разница историческое это здание или обычное, факт в том что нагло разгромили чужую собственность без их ведома и участия.
Это такой сигнал мы даём всему миру какие мы “культурные и цивильные?“
Какое же следуещее позорное дело ждать по вине хокимов или гос. чиновников?
За это безобразие компенсация должна быть в минимум в 10 раз больше.
B T
В Самарканде действительно сносят все по беспределу, но в данном случае это здание не имело никакой исторической ценности. Все верно, облицовка была сделана в середине нулевых, а само здание было из глиняных кирпичей, что кстати видно и на фото. В центре Самарканда осталось еще несколько таких сараев из глины, которые портят вид города. Один из них напротив кооперативного института, полностью разрушенное здание без крыши с которым что-то надо делать. Там тоже идет какая-то игра, иначе не объяснить, как разрушенное здание стоит в самом центре города. Возможно хозяин здание просто ждет пока оно само разрушится и упадет, чтобы потом что-нибудь построить на его месте.
А вообще смешно читать про т.н. николаевские чудо кирпичи, которые якобы стоят очень дорого и за которыми все охотятся. Обычная городская легенда, как и швейные машинки Зингер и круглые гири сделанные в СССР. Никому эти вещи особо не нужны и их можно найти по дешевой цене на каком-нибудь OLXе.
Lola Aziz
Завтра без извещений снесут Регистан или мавзолей Тимуридов. Может нужно ещё какое-нибудь здание построить, а они мешают.
Дмитрий Седухин
То, что снесли это ужасно и этим действительно должны заниматься прокуратура.
Но у меня есть еще вопрос, что значит “компенсация из собственных средств хокимията“? С каких пор хокимият имеет собственный источник заработка, что бы из него рассчитываться? То есть хокимият это бюджетная организация и соответственно компенсацию выплатил не хокимият, а граждане из своих карманов. И если бы написали “по правде“ тогда фраза звучала бы совсем по другому.
Murod Ahrorkulov
Опять отличился хоким Самаркандской области им закон не писан, решение суда скорей всего вынесли после сноса задним числом судьи выполняют решения хокима без оговорочно.
Елена Челнокова
Компенсацию надо выплачивать из личных средств инициаторов сноса, а не из средств хокимията. А то чиновники уже так пригрелись в своих креслах, что не отличают свои средства от государственных. Хокимият не может иметь никаких доходов, он получает деньги из государственной казны, то есть от наших с вами налогов. Получается, они творят, что хотят, а мы расплачиваемся.
外人
вся основная беда, в нашей просто чрезмерной избыточности, как руководителей, так и, всевозможных, надзорных, контролирующих, исполнительных, поручительных, распорядительных, и т.д. и т.п., органах, в купе с, их же одновременной, и абсолютной, личной, безответственностью, т.е. как всех выше названных, так и отдельно взятых, из них же, как то так..