В Китабском районе Кашкадарьинской области местная администрация выделила земельный участок лицам, не состоящим в списке нуждающихся семей «темир дафтар» («железная тетрадь»), сообщил Kun.uz. Однако позже издание удалило статью под названием «Темир дафтар» бўйича навбатдаги спектакль. Ролларда яна маҳалла раиси ва туман мутасаддилари" («Очередной спектакль по «железной тетради. В ролях снова председатель махалли и чиновники района»). Материал был опубликован 15 сентября в 21:20 (его прочитали свыше 15 тысяч раз) и сохранился в Google-кэше.
Отмечается, что 7−8 сентября Агентство информации и массовых коммуникаций при Администрации президента организовало для журналистов пресс-тур в Кашкадарьинскую область, чтобы ознакомиться с положением семей, включенных в список «темир дафтар», и оказываемой им помощью.
Среди приглашенных журналистов был и автор удаленной статьи Ильёс Сафаров, который со ссылкой на хокима Китабского района Алишера Закирова сообщил, что в махалле «Яккатут» 81 гражданин был включен в «железную тетрадь» в связи с тяжелыми семейными условиями и потерей дохода во время пандемии коронавируса.
Как отмечается в статье, Алишер Закиров рассказал, что между шестью нуждающимися поделили территорию сада площадью 10 га, который считался «неэффективно используемым», для занятия овощеводством. Председатель махалли Баходир Янгибаев сообщил, что «эти лица в ближайшее время будут исключены из списка „темир дафтар“, поскольку теперь у них есть постоянный доход».
Однако при сравнении представленных имен с именами из списка нуждающихся выяснилось, что только один из них состоит в «железной тетради», а статус еще одного остается «спорным».
Ильёс Сафаров написал, что председатель махалли Баходир Янгибаев ответил «расплывчато», указав причиной самих людей и их невежество. «Те, кто сажал здесь картошку, подумали, что тоже находятся в „железной тетради“. Они не поняли», — сказал он.
При этом хоким Алишер Закиров признал, что на самом деле при разделении земли только два человека были в списке нуждающихся. «Когда вы задали вопрос, председатель махалли сказал, что их шестеро. Когда мы изучили этот вопрос, он сказал, что ошибся. Но те люди, которых вы видели на том месте, — все малообеспеченные, но не все включены в „железную тетрадь“», — приводил его слова Kun.uz.
Фото: Kun.uz.
Журналист утверждал, что председатель махалли получил задание от районных чиновников подготовиться с жителями к приезду журналистов заранее. Кроме того, в беседе с ним один из получателей земли сообщил, что не в курсе, состоит ли он в списке нуждающихся, хотя в «железной тетради» он был указан.
При это в статье были указаны и положительные моменты. 80-летняя жительница махалли Норчучук Бегалиева, включенная в «железную тетрадь», сообщила, что регулярно получает продукты питания (муку, масло, гречку, макароны, мясо), а недавно ей вручили 1 млн сумов в виде помощи.
«Газета.uz» обратилась за комментарием в Kun.uz, чтобы узнать причину удаления статьи, однако не получила ответ.
Фото: Kun.uz.
Ранее Kun.uz публиковал аналогичную статью о «спектакле» в Пастдаргомском районе Самаркандской области с участием председателя махалли «Кукони» и прокурора.
Издание сообщало, что председатель махалли Хусниддин Турсунов указал в списке «железная тетрадь» своего сына Достона Тиркашева, который начал заниматься предпринимательством, выращивая в их доме 1000 цыплят. При этом Турсунов отметил, что прокурор Асрор Валиев (руководитель сектора) оказывает содействие его сыну в предпринимательстве.
После выхода статьи министр по поддержке махалли и семьи Рахмат Маматов провел совещание с активом махалли в Пастдаргомском районе по этой ситуации, а председатель махалли написал заявление об освобождении от должности.
Генпрокуратура Узбекистана сообщила, что прокурору района Асрору Валиеву объявлен выговор.
Напомним, в «железную тетрадь» вносятся семьи из числа уязвимых групп населения, которые могут рассчитывать на денежную помощь от государства через махалли. Список «темир дафтар» формируется председателями махаллей и представителями секторов путем подомового обхода граждан и изучения их материально-бытовых условий, нуждающиеся вносятся в базу данных.
В список входят следующие категории семей: нетрудоспособные лица с инвалидностью и хроническими заболеваниями; одинокие престарелые, вдовы (вдовцы) и нуждающиеся в постороннем уходе; семьи с пятью и более детьми; потерявшие источник дохода из-за карантинных мер; уязвимые, бедные и нуждающиеся в материальной помощи семьи.
Помимо материальной помощи, семьям из списка оказывается содействие в трудоустройстве и занятии предпринимательством.
sh sh
Сколько ещё нужно таких случаев чтобы признать не состоятельность института махалли?
Sanjar Rajabov
Спасибо Газета что вы подняли эту тему. Нельзя позволить некоторым лицам вернуть народ в Великое Будущее-2
Длшд Сдвхбв
Редакция “Газеты. уз“, я вас обожаю.
Вы — большие молодцы, что перепечатали удалённую статью и тем самым проявили активную гражданскую позицию.
Вы всё правильно сделали.
Я вас ещё больше зауважал.
Очень рад, что у нас есть такое замечательное интернет-издание, в котором трудятся такие продвинутые и смелые журналисты с доброй душой — мой вам низкий поклон.
Большое спасибо, что оперативно освещаете события в стране и мире, несмотря ни на что.
Народ любит вас.
Всегда с большим интересом читаю ваши публикации.
Я считаю, что сейчас “Газета. уз“ новостной портал №1 в Узбекистане.
Пожалуйста, продолжайте в том же духе — оставайтесь самыми лучшими.
Nadira Shah
По поводу составляемых ( в общем) и составленных списков в Кашкадарье:
многие находясь на руководящих постах не могут освободится от того, что им всё и всего мало. Люди перестали стыдится таких качеств как лживость, алчность, жажда любыми путями, даже за счёт нуждающихся, нажиться.
Красть у других, или жить за счёт других стало у нас нормой жизни.
По поводу Кун. уз и удалённой статьи: было бы интересно узнать причину удаления статьи.
P.S. На прошлой неделе в информационной статье Кун. уз о смене запрета на ношение религиозных атрибутов/одежды в общественных местах — на мой взгляд, изложение информации по теме не совсем было верным.
Halida Ahmedova
Сколько можно показухи? Обычная система у нас, и глубокие корни пустила. Помню, как траву в зеленый выкрашивали, сама видела. С тех пор никаких изменений. Очковтирательство и приписки обычный стиль бюрократа. Если бы чиновники не вели себя как царьки, занимались делом, такого не было бы. Спущенные указы, не обсужденные с подчинёнными, без учёта их мнений, когда мнение только “хоп бажарамиз“, ведут вот к таким припискам
Akbar Yusupov
Газета хочет дискредитировать конкурента.