Специальный корреспондент газеты «Марифат» и член Ферганского областного отдела Творческого союза журналистов Узбекистана Шарифа Мадрахимова рассказала, что ее удерживали в отделе внутренних дел Учкуприкского района Ферганской области за видеосъемку продовольственной ярмарки. Во время записи у нее пытался выхватить телефон секретарь хокима, а после посещения ОВД записи на ее устройстве оказались удалены.
Предыстория
Фото: Пресс-служба хокимията Учкуприкского района.
15 апреля пресс-служба хокимията Учкуприкского района в ответ на сообщения о высоких ценах на продукты сообщила, что на территории дехканского рынка на постоянной основе работает продовольственная ярмарка, а также организуются выездные торговые пункты. В сообщении отмечалось, что цена 1 кг картошки составляет 3500 сумов, моркови — 1000 сумов, яиц — 600 сумов, сахара — 5800 сумов, мяса — от 40 тысяч сумов.
В комментариях под публикацией Шарифа Мадрахимова выразила удивление указанными ценами, заявив, что днем ранее покупала морковь по 2000 сумов, сахар — по 6500—7000 сумов. Еще один пользователь заявил, что купил яйца по 900 сумов, а картошку — по 5500 сумов. Другой житель района подтвердил указанные хокимиятом цены.
В ответ хоким Учкуприкского района Акмал Махмудалиев сказал, что ярмарка проводится с 8 марта на территории рынка. Он предположил, что журналистка могла купить продукты в другом месте. Он признал возможные кратковременные перебои в поставке, но подчеркнул, что продукты продаются по сниженным ценам. Глава администрации заявил, что некоторые «бессовестные» предприниматели пользуются случаем и пытаются нажиться на ситуации.
Акмал Махмудалиев также отметил, что сложно указывать частным предпринимателям, по каким ценам продавать продукцию, поскольку они могут купить товар в любом месте и продавать по завышенной цене. Но цены на ярмарках (в субботу и вторник) и в выездных торговых пунктах будут оставаться стабильными, сказал он.
Глава районной администрации просил звонить ему с жалобами в любое время.
Проверка цен
Шарифа Мадрахимова в интервью изданию Human.uz сообщила, что решила провести видеосъемку ярмарки, чтобы «проверить достоверность слов хокима».
Во время записи секретарь хокима Шохжахон Муйдиев схватил журналистку за руку и пытался отобрать телефон, но это ему не удалось. Он позвал на помощь сотрудника органов внутренних дел, который представился и попросил женщину пройти в участок для удостоверения личности. Шарифу Мадрахимову попросили предъявить удостоверение журналиста.
«Когда они увидели удостоверение журналиста газеты „Марифат“, они сказали, что я должна писать для газеты, а не снимать видео. Согласно статье 29 Конституции Узбекистана, каждый имеет право искать, получать и распространять любую информацию, даже если я не была бы журналистом, я имею на это право как гражданка страны. Второй их вопрос был задан про мою цель. Я сказала, что моя цель — ответить на слова хокима. Они хотели уточнить это у хокима, но он был на селекторном совещании. Меня разными причинами удерживали в отделе внутренних дел два часа», — заявила она.
Удержание в ОВД
Кадр из интервью Human.uz.
По ее словам, она находилась в комнате Акмалжона Мадрахимова, работающего «в уголовном розыске». Кроме нее в комнате находились еще одна женщина с племянницей. Журналистка заявила, что они могут подтвердить ее слова.
«Шохжахон Муйдинов мне сказал, что я зря снимала видео, работая в газете. Потом они сообщили, что должны проверить подлинность удостоверение журналиста из-за того, что в нем не указан срок действия», — отметила корреспондент.
Шарифа Мадрахимова связала их с председателем Ферганского областного отдела Творческого союза журналистов Мухаммаджоном Обидовым, который одновременно работает пресс-секретарем хокимията Ферганской области. По словам сотрудников ОВД, он сказал, что документ не является действительным и что в отношении журналистки «можно принять любые меры».
Журналистка утверждает, что сотрудник ОВД Акмалжон Мадрахимов забрал у нее телефон, сказав, что вынесет его на улицу, так как она не может носить устройство внутри здания ОВД.
«Сказали, что вернут через минуту. Но они зашли в комнату заместителя начальника ОВД Учкуприкского района. Оттуда вышли через 15−20 минут и вернули телефон. Я сказала, чтобы меня не удерживали здесь либо приняли законные меры в отношении меня. Они сказали, что ждут ответ от хокима. Я спросила: „Здесь закон — хоким? Почему вы ждете ответа от хокима?“ Я попросила белый лист, чтобы написать заявление на имя начальника ОВД. Только начала писать, они остановили и сказали, что я могу идти», — рассказала корреспондент.
Кадр из интервью Human.uz.
После выхода из здания ОВД журналист обнаружила, что видеозаписи на ее телефоне удалены. Когда она вернулась на ярмарку, то увидела, что продавцов «распустили».
«Но продавцам нужно продавать свою продукцию. Они были вынуждены торговать в разных частях города. Кто-то рядом с проезжей частью, кто-то в углу [рядом со стоянкой]», — сказала она, продемонстрировав восстановленные видеокадры.
«Должны сделать вывод»
Шарифа Мадрахимова заявила, что не намерена подавать заявление, привлекать кого-то к ответственности. По ее словам, она не может «бегать» за одним заявлением месяцами или годами, поэтому надеется, что увидевшие ее обращение представители прокуратуры, ОВД и хокимията сделают вывод.
«Справедливость должна восторжествовать. Нужно называть все своими именами. Все должно быть прозрачным. Нужно доносить проверенные, достоверные и прозрачные новости. Не нужно препятствовать журналистам», — сказала она.
По ее словам, своими действиями хокимы подрывают доверие к президенту.
«Если есть препятствие для того, чтобы сказать правду, пусть хокимият не говорит. Главное — пусть не лгут. Хокимият — это мост, связывающий президента и народ. Люди делают выводы: если хокимият так поступает, значит и наверху — президент — так поступает. Иначе они так бы не делали», — заявила журналистка.
Шухрат Давронов
Эти хокимы вообще уже и куда смотрят Ген. Прокуратура и другие
WoW Clash
“не время отстаивать свои права“)
Evgeniy Fokeev
Да уж. В Фергане вообще возле базара организовали кооперативную велосипедную стоянку. Нигде кроме этой стоянке не разрешают оставлять велосипед так так на базар с велосипедом вход запрещен. Стоит рядом сотрудник правоохранительных органов и в громкоговоритель кричит, чтобы все катили свои велосипеды ТОЛЬКО на стоянку. А стоянка оказалась ПЛАТНОЙ 1000 сум. Вот и кооператив в столь не легкое время. Так даже выбора не предоставляют людям, а просто принудительно все на платную стоянку! Вот такие дела
Эскандер Атаханов
Интересно чем это кончится и будет ли информация об этом!
Дастан Устаджалилов
Вообще нужно принять отдельный закон по сбору и хранению информацию, чтобы везде (кроме режимных объектов) можно было снимать на видео происходящее. Иначе сложно доказать правонарушение. Нужно брать пример из РФ, где граждане свободно снимают поведение государственных служащих и распространяют их, чтобы общественность и высокопоставленные государственные служащие были осведомлены, что творится на местах! У этой женщины намного больше мужества, чести и достоинства, чем у тех кто по отношению к ней поступили несправедливо. Нужно принять дисциплинарные меры в отношении сотрудников превысившие свои должностные полномочия и ущемившие права этого гражданина Республики Узбекистан!
Flyerok
чо государству мешает прекратить весь этот произвол и тупо не объявить мораторий на повышение цен и зафиксировать цены на уровне февраля?
просто вывесить на каждом магазине список цен основных товаров, крупным шрифтом.
или кому-то из чинов просто выгодно навариваться на народном несчастье?
действительно, когда уже СГБ начнет проверять декларации о доходах всех чиновников и когда заставят всех чиновников отказаться от частного бизнеса в пользу государства?
Halida Ahmedova
Цены на этих ярмарках такие, как и везле. Могут быть незначительно ниже. Многие жители тразворачивались и уходили, узнав цены. Потому и нет доверия всем этим бравым отчетам в масс медиа
Ravshan Sultanov
Смелая журналистка! Браво за её бесстрашие! Произвол правоохранителей не должен остаться безнаказанным.
Jake Sully
Вчера, 21 мая, средние цены в местных магазинах (почти во всех):
— картошка, 1 кг — 5500 сум
— огурцы, 1кг — 9000 сум
— помидоры, 1кг — 15000 — яйца, 1шт — 1000-1100 сум
— яблоки, 1кг — 12000-15000 — печенье “Топлёное молоко“, 1кг — 32000
Нужно называть все своими именами. Нужно говорить и писать ПРАВДУ! Нужно писать реальные средние цифры потребительских товаров.
Было бы хорошо посчитать стоимость реальной потребительской корзины в нынешнее время В МЕСТНЫХ МАГАЗИНАХ.
Цены на продукты потихоньку становятся заоблачными, а у людей денег очень мало. Кто-то в текущей ситуации огромные барыши получает из-за огромных наценок, а кто-то банкротится. Очень несправедливо.
alisher rasulov
Вот вам и беспредел органов власти и правохранительных органов. Хотелось бы, чтобы газета. уз довела до конца это дело в плане информирования своих читателей о принятых мер по отношению к должностным лицам (хокимията и ОВД). Так как ложная информация должна караться, тем более когда она исходит от представителя власти. Не знаю точно как в Фергане, но в Ташкенте на Кадышева яйца, которые стоили до карантина 800 сум, сейчас стоят 1000 сум. А были обещания, что цены не будут расти.
Вадим Юрьевич
Ничего нового, а тем более сенсационного.
Равшан Туракулов
Нужно создать при ген прокуратуре отдел по борьбе против притеснения журналистов. Журналистам дать возможность прямой связи с этим отделом при возникновении ситуаций угрожающих журналисту или оборудованию или собранным материалам.
Валерий Халимов
Я удивлен почему государство не озвучивает цены и источники получения кормежки людей находящихся на карантине и пакеты помощи малоимущим. Это немалые объемы и продуктов и мат средств. Если это дело обеспечивает за бесплатно фермер или или предприниматель то естественно насколько его загрузили на обеспечение карантина настолько он и поднимет цену в обычный день для простых смертных. Приподнимите занавес плиз..
Aza Sad
Пока существуют методы союзных времён, нечего ждать. Нужны годы. До них должно дойти, а тем кому не доходит — надо увольнять! Каждый чиновник боиться за свое место, ведь он сам не ведает что творит, а нужные люди как всегда где-нибудь в уголках республики работают.
Pavel Markovic
Что за беспредел? Неужели с 2017 года ничего принципиально не изменилось? Печально.
Антон Павлович
А где ГНИ с его заголовками с каждого утюга “Государственный налоговый комитет Узбекистана взял под жесткий контроль цены на рынках и аптеках“?
nikos georgiadis
В Ташкенте на массиве Куйлюк-7 на базарчике картошка по 6000-7000, яйца я брал в магазине на прошлой неделе по- 900 сум. Помидоры на базарчике на массиве по 12000-14000, огурцы- 10000. Зелень по 1000-1500. На прошлой неделе на массив кто то привез картошку по 3300 сум, так её тут же быстро расхватали.
Osie
Молодец. И всё равно так будет продолжаться. Надели на себя формы и думают что они короли.
Денис Лужков
В Сергелях на данный момент, цена на яйца, 1100 сум, цены никем не контролируются, чуть доллар подрос и следом цены на всё вырастают.
Abdugani Safiyev
вот тебе свобода слова. у нас крепостное право
Антон Кудинов
Что полагается по закону секретарю хокима Шохжахон Муйдиеву за нападение и воспрепятствование деятельности журналиста?
И что ему будет самом на деле?
Olga Romanenko
Неужели, наивные, думали что кто-то будет контролировать цены? Главное-СКАЗАТЬ об этом!
R. Lucky13
Молодец!!! Очевидно, что продавцов “крышует“ руководство рынка и ОВД при рынке! наверняка все заинтересованы в отсутствии журналистов на данном объекте! это же кормушка, возможно имеются и коррупционные завязки!!! неспроста ее так задержали, проверяли, стирали запись — 100% что-то нечисто, налицо прямое нарушение указаний Руководителя страны о регулировании цен!!!
Валера Петряев
Очень печально осознавать, что я не защищен от чиновничьего беспредела на местах, куда доведет наш чиновник мне ясно, а вам господа?