Бывший региональный директор «Яндекса» в Узбекистане Евгений Лукьянчиков считает, что в цифровой экономике Узбекистана происходит «последовательный digital-суицид». Об этом он написал на своей странице в Facebook.

12 февраля «Газета.uz» сообщала, что Государственный налоговый комитет создал НДС-офис для иностранных интернет-компаний, оказывающие услуги на территории Узбекистана. Через него крупные компании, такие как Google, Alibaba, Facebook, Amazon, «Яндекс» и другие, могут встать на учет в качестве плательщиков НДС.

В декабре 2019 года глава ГНК Бехзод Мусаев отмечал, что вопрос взимания «налога на Google» сейчас стоит перед всеми налоговыми органами мира. При этом он признавал, что «очень сложно определить сумму доходов интернет-компаний, сумму их комиссий и провести налогообложение».

Евгений Лукьянчиков, несколько лет руководивший развитием digital-бизнеса «Яндекса» в Узбекистане, приветствовал шаги руководства страны, проделанные за последние годы в сфере экономики, свободы слова, туризма, снижения стоимости интернета, привлечения внешних инвестиций и много другого.

Но «в отличие от многих областей развития Узбекистана в цифровой экономике происходит последовательный digital-суицид». Специалист выделил следующие его этапы:

«Блокировки WhatsApp привели к тому, что все население пересело в Telegram. Это очень сильный мессенджер, который начал собой вытеснять и блокировать развитие традиционного Web. Все бы ничего, только весь остальной мир двигается в другом направлении. У Узбекистана наметился свой, сложный и уникальный путь. Без Web и e-commerce», — отметил Евгений Лукьянчиков.

Весь рынок digital-экономики в Узбекистане он оценил в 9 млн долларов, что «очень-очень мало для страны с 33-миллионным населением». Потенциал развития у местного рынка огромный, и «многие грабли можно перешагнуть, а Узбекистану шагать впереди планеты с голосовыми технологиями и мобильным интернетом».

«В стране так и не появилось ни одного крупного игрока e-commerce, так и Web-игрока в целом. Безумная популярность Telegram ломает все международные подходы для развития обоих. Местные предприниматели пытаются запускать e-commerce в Telegram, но он не для этого был создан, и все стоят на одном месте. Программистов не хватает, все разъехались», — пишет специалист.

После блокировки Youtube и Facebook на восемь месяцев в прошлом году, по его словам, «все интернет-игроки напряглись и одновременно не поняли, что произошло».

Поводом для написания Евгением Лукьянчиковым поста стало письмо налоговой службы Узбекистана по поводу «налога на Google». Россия, которая ввела этот налог в прошлом году, «шла к этому 25 лет, Узбекистан — за 2 года».

Он задал несколько вопросов налоговой службе:

«1. Вы оценивали масштаб дополнительной выгоды от своей деятельности? А риски? 20% от 9 млн долларов выходит 1,8 млн долларов. Это если вы соберете налоги со всех участников, во что не верится.

2. Оценивали ли вы реальные инвестиции местных и международных компаний в развитие digital? Много там кто заработал вообще, чтобы понести дополнительные расходы на организацию выплат или обслуживание представительства?

3. Вы действительно думаете, что Facebook и Google готовы на диалог, после того как их сервисы блокировали в стране на протяжении восьми месяцев и до недавнего времени? А историю с CDN Google все предпочитают забыть?

4. Давайте возьмем самого толстого и желанного игрока рынка — Google. Прикидываю, что они в стране зарабатывают 3−4 млн долларов, 0,0001% их оборота. Организовать процесс перевода НДС, сверки, аналитики, назначения ответственного, выгрузки и загрузки отчетности, контроля — бесценно при таком раскладе, про представительство вообще молчу.

5. Законодательство Узбекистана готово к тому, чтобы международные публичные digital-компании открывали представительства в стране и вели свой бизнес легально, не нарушая законодательство?.. Экономически это будет оправдано для них? Я считаю, что на данном этапе развития каждый заработанный доллар можно и нужно тратить инвестируя в развитие сервисов, рост аудитории, а не в красивый офис в Tashkent City…

6. Как вы оцениваете, поспособствуют ли те дополнительно заработанные вами на НДС 150 тысяч долларов (мой прогноз) развитию digital-экономики, чтобы в следующем году они заработали и заплатили 300 тысяч?

7. Что будет происходить дальше, когда традиционный web и e-commerce, не успев развиться, пребывает в нокауте после блокировок, а теперь еще добавляется «налог на Google» для международных игроков? Что дальше? Блокировки? Это те самые компании, которые задают все тренды и строят digital-экономику стран по всему миру. Держим в уме, что Telegram запустит собственную криптовалюту, а местные программисты уже начали писать сайты для Telegram на их новеньком движке, который только что был анонсирован".

«Хотелось бы, чтобы Узбекистан через 10 лет стал Сингапуром в СНГ, и надеюсь, что для этого появится стратегия развития. Предлагаю первый шаг: отмена НДС для любого digital-бизнеса на пять лет, чтобы открывали представительства без палки и с выгодой для бизнеса. Не собирать копейки с недоразвитого рынка, а торопиться наверстать упущенное, чтобы не остаться рыбацкой деревней в современном мире», — отметил Евгений Лукьянчиков.