Развитие конкуренции на рынке авиаперевозок в Узбекистане — ключевая задача. Об этом заявил министр транспорта Эльёр Ганиев 14 февраля на пресс-конференции, посвященной международному форуму Uzbekistan Airports, Aviation & Logistics Forum, который состоится 19−20 февраля в Ташкенте.

По словам министра транспорта, сейчас создаются условия, чтобы увеличить количество авиакомпаний, которые летают в Узбекистан, и создать новые внутри страны.

Глава Uzbekistan Airports Равшан Исмаилов признал, что компании Qanot Sharq и SilkJet проявляли интерес к созданию в Узбекистане лоукостеров, но после сообщений о запуске режима «открытое небо» с применением «пятой свободы воздуха» у них «спал темп».

«Мы готовы с ними сотрудничать, чтобы они открыли авиакомпании. Пока мы ждем инициативы с их стороны. Со стороны Минтранса и Uzairports сделано все, чтобы они пришли и уже начали свою деятельность», — подытожил глава компании.

Эльёр Ганиев. Фото: пресс-служба Госкомтуризма.

Министр транспорта Эльёр Ганиев призвал их не бояться конкуренции.

«Как было отмечено, в рамках тех переговоров, которые ведутся о создании новых авиакомпаний, скажем так: наши партнеры уже немножко испугались конкуренции и задумались о необходимости создания таких авиакомпаний. Думаю, что не надо бояться конкуренции — рынок здесь очень большой. Узбекистан — страна с 34-миллионным населением», — сказал он.

Рынок Узбекистана имеет возможность предоставить сегменты практически для всех потенциальных партнеров, отметил глава Минтранса.

«Такой монополии, которая была у Uzbekistan Airways, уже не будет. Это однозначно могу прогнозировать. Как минимум 5−6 авиаперевозчиков в Узбекистане появится в течение ближайших 2−3 лет. Это однозначно. Это конкретные прогнозы. Объем перевозок, количество перевозимых пассажиров планируется увеличить как минимум в 2, а то в 3 раза», — считает Эльёр Ганиев.

Кроме того, министр подчеркнул, что результатами усилий по развитию авиационной отрасли Узбекистана должны стать повышение качества услуг и снижение стоимости билетов.

«[Снижение стоимости билетов] — это одна из ключевых задач. В ближайшие 1,5−2 года наши граждане, гости Узбекистана почувствовали, что приезд в Узбекистан стал более доступным, комфортабельным. Думаю, что обязательно такие результаты будут обеспечены», — прогнозирует он.

Реакция SilkJet

В письме сооснователя и руководителя SilkJet Алишера Анназарова изданию Spot отмечается, что встреч с Равшаном Исмаиловым не было. Кроме того, по словам предпринимателя, никаких кардинальных изменений по сравнению с тем, когда Uzbekistan Airports были в составе Национальной авиакомпании (НАК), не произошло.

Компания SilkJet никогда не была против введения режима «открытого неба» и пятой степени свободы воздушного пространства, говорится в письме.

«Компания всегда говорила о том, что правила „открытого неба“ должны быть четко регламентированы и применяться одинаково, как для иностранных компаний, осуществляющих полеты в Узбекистан, так и для узбекских авиакомпаний, осуществляющих полеты в иностранные государства», — говорится в заявлении Алишера Анназарова.

В качестве примера приводится действующее межправительственное соглашение (Air Service Agreement) между Узбекистаном и США, в котором применены условия «открытого неба» в двухстороннем режиме.

«Наивно и непрофессионально полагать, что лишь провозгласив лозунг „открытого неба“, не закрепив это понятно и прозрачно в правовом поле, можно было надеяться, что это принесет какие-либо плоды, а тем более, не проведя консультации с непосредственными участниками этого рынка — авиакомпаниями», — отмечается в письме.

SilkJet указала на ряд нерешенных задач и вызовов авиационной отрасли Узбекистана, а также на два важных для себя вектора его развития:

  • изменение законодательной базы для обеспечения эффективного функционирования лоукост-авиакомпаний, как это было сделано в США и Европе и как это сейчас происходит в России и Казахстане;
  • увеличение привлекательности авиационного рынка Узбекистана для иностранных инвестиций, без которых невозможно нормальное развитие авиационной отрасли страны.

«Крайний пункт вызывает большую обеспокоенность в связи с тем, что заявленная демонополизация авиационной отрасли Узбекистана так и не произошла. На рынке осталась все та же компания (бывшая НАК), которая разделила монополию на три части, каждая компания получила свою зону ответственности», — говорится в заявлении.

SilkJet считает, что инвесторы не видят ни одного сигнала, говорящего о том, что монополия в авиационной отрасли отсутствует и что вновь появившаяся частная авиакомпания не будет ущемлена со стороны компании, принадлежащей на 100% государству.