Отмена государственного заказа при заготовке хлопка и зерна приведет к искоренению гонки за планом, но повысит ответственность хокимов «в десять раз». Об этом 14 февраля на совещании, посвященном агросектору, заявил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, сообщает программа «Новости 24» телеканала «Узбекистан 24».

Как мы сообщали ранее, в этом году объем закупки зерна для государственных нужд будет снижен, в распоряжении фермеров останется дополнительно более 1 миллиона тонн зерна. А с 2021 года план по продаже зерна государству будет полностью отменен.

«Мы приняли решение с этого года поэтапно отказаться от государственного заказа по хлопку и зерну. С точки зрения заинтересованности фермеров в прибыли… столетняя система отменяется за три года — это очень тяжелый вопрос. В целом в этом году мы начинаем большие реформы в сельском хозяйстве. Если мы не либерализуем производство в сельском хозяйстве, не повысим заинтересованность, то не достигнем экономического роста и эффективности. Недостатков много, но нет другого пути. Мы не сможем получить доход продажей шелка и пряжи. Нужен готовый продукт, третий, четвертый уровень [добавленной стоимости]», — сказал глава государства.

Отмена государственного заказа при заготовке хлопка и зерна приведет к искоренению гонки за планом, считает Шавкат Мирзиёев.

«Но это не означает, что с хокима снята ответственность. Это означает, что ответственность хокима выросла в десять раз. Это означает, что создаются условия для увеличения поступлений в местный бюджет, валового продукта путем создания конкурентоспособной продукции и обеспечения людей работой», — подчеркнул президент.

Шавкат Мирзиёев выразил уверенность, что плодоовощеводство, хлопководство и зерноводство — это три направления, которые обеспечат работой население Узбекистана, повысит их заинтересованность в получении прибыли.

«Много было сказано о развитии плодоовощеводства, но будет справедливо сказать, что нет полноценной системы, не до конца решены финансовые вопросы, не уделяется внимание на науку, главное — нет саженцев, удобрений. Неправильно используется экспортный потенциал отрасли. [Сейчас] создаются кластеры в плодоовощеводстве. Мы хотим создать совершенную систему, исходя из того, что скажут наши дехкане и экспортеры, занимающиеся плодоовощеводством. Мы создали все организационные и правовые основы для этого, но меня беспокоит вопрос: «Есть ли представление у руководителей на местах, фермеров, предпринимателей о том, как система будет работать?», — отметил он.

В связи с этим президент указал на необходимость совершенствования системы финансирования кластеров, внедрения кредитования производства и переработки продукции в кластерах как отдельного вида деятельности.

«Без кластера никак. Пусть каждый хоким подумает, как он завтра будет пользоваться экспортным потенциалом. Если будет кластер, то будет холодильник. Если будет холодильник, то можно продавать овощи не во время созревания, а когда рынок требует это. Фермер будет получать выгоду. В области есть хозяин — если хоким займется этим вопросом, то получится. Мы предоставляем государственные кредиты, создаем субсидии во всех системах. Если люди не получат выгоду, то они не выйдут на поля. У них на счету должны быть доллары. Поэтому нужны знания, воля, терпение, выдержка, труд, перо, книга, образование — [это относится] к каждому хокиму», — сказал глава государства.

Шавкат Мирзиёев утверждает, что от конкуренции между кластерами и кооперативами выиграют фермеры, то есть дехкане — владельцы земли.

«Время меняется. Меняются отношения. Но мы еще не меняемся. Если создадим кластеры в плодоовощеводстве, то руководители районов, которые справились с этим, обязательно получат выгоду. Нет пути назад. Основная цель кластеров — повышение объема экспорта. Для этого нужно найти новые рынки сбыта. Если не будет нового рынка, то экспорта не будет и кластеры не будут работать», — резюмировал глава государства.

Ранее сообщалось, что с урожая 2021 года поэтапно будет снижаться объем государственного заказа на зерновые, а с 1 октября будет внедряться система интервенционных закупок, при которой в случае падения цен государство выкупает излишки зерна, чтобы прекратить его удешевление, при резком росте цен — продает зерно из государственного фонда и таким образом останавливает его подорожание.