Торгово-промышленная палата Узбекистана рекомендовала отменить в законодательстве нормы, обязывающие водителей автотранспорта, принадлежащего юридическим лицам, проходить каждые два года курсы повышения квалификации.

В сообщении пресс-службы ТПП отмечается, что требование обязательного прохождения курсов всех без исключения водителей транспорта юрлиц является «чрезмерным». На практике водители занимаются деятельностью по управлению автотранспортом, в том числе в сфере перевозки пассажиров или грузов, непрерывно, и такая переподготовка может быть ненужной, говорится в заявлении.

Палата напоминает, что в законе «О безопасности дорожного движения» прописано требование «периодически, не реже одного раза в три года», повышать квалификацию по специальным программам со сдачей квалификационного экзамена только для работников служб безопасности дорожного движения юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией транспортных средств.

Заявление ТПП стало результатом общественной экспертизы, проведенной палатой, проекта постановления правительства о внесении изменений в постановление о совершенствовании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей автомототранспортных средств.

В проекте, подготовленном МВД, предлагается следующим образом изменить часть 2 пункта 3 постановления (жирным выделено предлагаемое дополнение): «повышение квалификации обязаны проходить: водители автотранспортных средств юридических лиц, в том числе осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров или грузов, за исключением индивидуальных предпринимателей и других физических лиц, управляющих автотранспортными средствами на основе краткосрочной аренды (проката) и лизинга, — один раз в два года».

Изменение связано с поправкой в статью 135 Кодекса об административной ответственности, вступившей в силу с 4 августа 2019 года, согласно которой отсутствие у водителей автотранспорта юрлиц сертификата о прохождении каждые два года курса повышения квалификации, считается нарушением, и за это полагается штраф.

Отметим, что принятие данной поправки, а до этого — внесение изменений в Правила дорожного движения сопровождалось сильной критикой общественности. Требование об обязательном наличии сертификата было введено правительством еще в сентябре 2017 года, а штрафовать водителей за его отсутствие должны были начать с 1 июля 2018 года. Правительство обосновывало необходимость повышения квалификации тем, что водители транспорта юрлиц чаще становятся участниками ДТП, но обоснования этого утверждения не приводились.

После выхода постановления в 2017 году ТПП заявляла, что постановление должно быть изучено «соответствующими органами», но позже появились сообщения, что ТПП участвовала в принятии решения, как и целый ряд госорганов.

Для справки: ТПП является уполномоченным органом по выдаче заключений по проектам нормативно-правовых актов (НПА) на предмет оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность. В случае несогласия с содержанием проекта НПА палата вправе вносить заключение в орган, принимающий документ. По данным ТПП, в 2019 году палатой была проведена общественная экспертиза с участием предпринимателей около 890 проектов НПА, из них в 521 проекте были выявлены положения, которые негативно повлияли бы на развитие бизнеса.