С начала года в Ташкенте появились бесконтактные карты для оплаты проезда в общественном транспорте. Долгожданное внедрение автоматизированной системы оплаты проезда (АСОП) с 1 января в столице и с 1 августа — в Нукусе и областных центрах предусмотрено постановлением правительства Узбекистана от 25 ноября 2019 года.

«Газета.uz» узнала, какие возможности транспортные карты предлагают сейчас и чего ждать в ближайшие три месяца, в течение которых АСОП должна охватить весь наземный транспорт компании «Тошшахартрансхизмат» (ТШТХ) и Ташкентский метрополитен.

На данный момент транспортные карты можно приобрести в пунктах реализации проездных за 11 тысяч сумов. В стоимость карты включена разовая поездка в общественном транспорте (1400 сумов). На 8 января продажа карт осуществлялась в 30 из 86 таких киосков. С февраля начнется масштабная кампания по популяризации карт.

Пополнять карты можно в пунктах их реализации и через мобильное приложение ATTO.Uz для Android. Программа для iOS тоже разработана, сейчас она проходит проверку согласно политике компании Apple.

Возврат карт в данное время не предусмотрен — такое решение принято в целях сокращения возможных случаев краж и манипуляций с ними. Если владелец потеряет карту, ее можно заблокировать и восстановить через приложение. Поэтому для сохранения средств рекомендуется связать карту с приложением.

Оплата проезда производится через мобильные валидаторы, которыми оснащены все маршруты автобусов ТШТХ. На 8 января из примерно 1100 автобусов валидаторы имелись в 900, сейчас их должно быть больше.

Чтобы оплатить проезд в автобусе, необходимо приложить карту к валидатору у кондуктора или водителя. Чек, распечатанный валидатором, должен остаться у пассажира. В будущем от чеков откажутся.

Интервал между приемами оплаты с каждой карты — 6 минут. Это нужно, чтобы исключить повторное снятие денег. Функция отмены оплаты и возврата средств появится до конца месяца.

Помимо автобусов, транспортные карты принимают на всех станциях Юнусабадской линии метрополитена. Пассажиры пока проходят через «холостой» турникет с валидатором под наблюдением сотрудников метро, в будущем турникеты будут заменены на современные. Валидаторы также встроены в турникеты в вестибюлях станции «Ойбек» и в одном вестибюле станции «Чорсу» Узбекистанской линии. Их установка ведется и на Чиланзарской линии.

Встроенные в турникет мобильные валидаторы на станции метро «Ойбек».

На данном этапе сохраняется возможность оплаты проезда наличными, жетонами для наземного и подземного транспорта и бумажными проездными билетами. Отказаться от оплаты проезда наличными в случае отсутствия или неисправности валидатора пока нельзя.

Об отсутствии и поломке валидаторов, сбоях и некорректной работе мобильного приложения можно сообщать в специальный колл-центр по номеру, указанному на транспортной карте: 78−140−08−08. Разработчики анализируют замечания и пожелания и дорабатывают систему и приложение. Кроме того, создана бригада оперативного реагирования, которая выезжает в места продажи и к автобусам, где возникают проблемы.

Как работает АСОП?

Разработкой и финансированием проекта занимаются Министерство транспорта, Единый общереспубликанский процессинговый центр (ЕОПЦ), Uzcard и «Алокабанк». Проект реализует ООО «Avtomatlashtirilgan transport to’lov tizimi operatori» (АТТО).

АСОП работает по широко распространенной в мире технологии account-based ticketing, при которой информация о балансе хранится не на карте, а на персональных счетах. Ее еще называют безбилетной технологией.

Каждые две минуты с серверов на все валидаторы передается информация о счетах, представляющая собой, упрощенно говоря, «черный» и «белый» списки. В «черном» списке оказываются карты, на которых низкий баланс или которые заблокированы.

Баланс можно проверить в пунктах реализации карт и через приложение. В дальнейшем эту функцию активируют на валидаторах в общественном транспорте.

Пополнение баланса

Пополнить средства на карте пока можно только в пунктах реализации карт и через приложение. Но уже в этом месяце появится возможность переводить деньги на счет через платежные сервисы MyUzcard (уже доступно), Payme, Click, Paynet и другие.

В феврале оплата проезда в автобусах и в метрополитене станет доступна через банковские карты Humo. Для оплаты нужно будет приложить карту Humo к валидатору. Сейчас реализуется интеграция систем. Следом появится возможность оплаты бесконтактными картами Uzcard. Далее валидаторы начнут принимать оплату с международных карт Visa, MasterCard, China UnionPay и Мир, рассказал директор Центра изучения проблем развития транспорта и логистики Министерства транспорта Мурад Абидов.

Пополнять транспортные карты можно будет также через банковские инфокиоски. Сейчас ЕОПЦ работает над добавлением специального функционала в программу 1600 инфокиосков, действующих в Ташкенте.

АСОП в метрополитене

Кассы метро в настоящее время не продают транспортные карты, но это будет начато уже в январе. Начальник Управления транспорта Ташкента и врио председателя правления ТШТХ Анвар Джураев отметил «Газете.uz», что сейчас оформляется юридическая документация и согласовываются вопросы бухгалтерии и инкассации между АТТО и метрополитеном.

В подземке уже проложена оптоволоконная сеть для передачи данных, которая свяжет все турникеты. Что касается самих турникетов, то ожидается их полная замена, рассказал заместитель начальника Управления разработок и внедрения систем автоматизации ЕОПЦ Олимжон Закиров. Самым новым турникетам метрополитена уже 20 лет, а старым — более 40.

«Нет смысла интегрировать современные системы с механизмами 70-х годов», — считает Мурад Абидов.

В 51 действующем вестибюле придется установить 304 новых турникета. С января ежемесячно намечено заменять по 100 турникетов, в которые уже будут встроены валидаторы.

Отказ от жетонов и наличных

Анвар Джураев сообщил «Газете.uz», что в первом квартале планируется ограничить продажу жетонов в метро. Кроме того, в феврале будет приостановлена продажа автобусных жетонов. Но они будут приниматься кондукторами до тех пор, пока не закончатся у пассажиров. Такими способами Минтранс намерен стимулировать граждан переходить на транспортные карты.

В первом квартале также появится возможность приобретать одноразовые билеты с QR-кодом через мобильное приложение. Ими можно будет расплачиваться и в автобусах, и в метрополитене.

При наличной оплате проезда будут выдаваться чеки. Однако, отмечает Анвар Джураев, от наличной оплаты нужно будет отходить, чтобы максимально автоматизировать все процессы и полностью исключить риски сокрытия наличности.

Когда появятся стационарные валидаторы?

Установка стационарных валидаторов начнется в феврале. По словам Анвара Джураева, Министерство транспорта и ТШТХ решили вводить их не сразу, чтобы пассажиры привыкли к новому способу оплаты.

По опыту стран Европы мобильные валидаторы должны быть «в строю» до тех пор, пока транспортными картами не начнут пользоваться 60% пассажиров. До этого стационарные валидаторы считаются нецелесообразными.

Мурад Абидов рассказал, что несколько лет назад при запуске новой системы оплаты проезда в общественном транспорте Алматы были сразу установлены стационарные валидаторы. Выручка перевозчиков сократилась на 47% в первый же день.

«Мы полгода будем готовить пассажиров. Кондукторы будут проверять, контролировать… У нас резко упадут доходы, если мы стационарные валидаторы поставим и уберем кондукторов», — сказал Анвар Джураев.

Количество валидаторов в автобусе будет зависеть от его вместимости. В больших автобусах MAN и Merсedes-Benz планируется устанавливать по три валидатора на поручне рядом с каждой дверью. В автобусах Isuzu LE-60 — по два, а в Isuzu NР 37 и HC 40 — по одному.


Для чего все это делается?

Ввод АСОП — это не только переход на новый уровень обслуживания в общественном транспорте, но и целый ряд удобств как для пассажиров, так и для перевозчиков.

Одна из главных задач, которую преследует внедрение АСОП, — это ликвидация плановой системы для водителей и оборота наличности в общественном транспорте, что должно привести к увеличению поступлений и повышению зарплат водителей, оптимизации маршрутов и стабилизации графиков движения и в конечном итоге — к улучшению качества обслуживания.

Уже во втором квартале появятся удобные тарифные планы для пассажиров, позволяющие экономить на поездках с пересадками на разных видах транспорта.

На втором этапе внедрения АСОП появятся персонализированные транспортные карты для граждан, имеющих право бесплатного проезда, льготников и других категорий пассажиров.

Подробнее о тарифных планах, персонализированных картах, перепрофилировании кондукторов и других аспектах внедрения АСОП читайте в следующем материале «Газеты.uz».