Общенациональное движение «Юксалиш» заявило о намерении продвигать в Узбекистане меры по повышению безопасности дорожного движения, практикуемые во всем мире.

Как сообщила пресс-служба движения, это такие меры, как снижения разрешенной скорости движения транспорта в городах и населенных пунктов с нынешних 70 км/ч до 60 км/ч (в большинстве развитых стран — 50 км/ч), развитие сети общественного транспорта и расширение прогулочных зон в центральных частях городов.

«Важно участие общественности в процессах проектирования дорожной инфраструктуры и контроля за ходом реализации подобных проектов», — говорится в сообщении.

Движение также предлагает провести масштабную кампанию по информированию населения (как водителей, так и пешеходов) о Правилах дорожного движения с акцентом на использование ремней безопасности, детских кресел и последствия превышения скорости.

«Юксалиш» призывало все заинтересованные стороны, в том числе международные организации, к сотрудничеству.

Движение сообщает о получении «множества обращений, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения», в частности, ситуацией на дорогах и качеством транспортной инфраструктуры.

Ссылаясь на данные Министерства внутренних дел, движение отмечает, что ежегодно на территории Узбекистана происходит около 9−10 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в том числе более 2000 — с человеческими жертвами.

В 2018 году, по официальным данным, жертвами ДТП в стране стали 2262 человека. По сравнению с 2017 годом число погибших снизилось на 8,5% (с 2473 человек), однако этот показатель все еще остается очень высоким — в среднем 6 человек в день.

В Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Узбекистане на 2018−2022 годы запланированы совершенствование нормативно-правовой базы, комплексное улучшение дорожной инфраструктуры, а также повышение правовой культуры и укрепление дисциплины участников дорожного движения. При этом, как писала «Газета.uz», из документа было исключено предложение снизить разрешенную скорость в населенных пунктах до 60 км/ч.

«В мире не так много государств, где разрешенная скорость составляет 70 км/ч, — отмечает „Юксалиш“, повторяя неоднократно опубликованные „Газетой.uz“ данные. — В ряде стран СНГ, Армении, Грузии, Азербайджане максимально разрешенная скорость в населенных пунктах составляет 60 км/ч. Украина с 1 января 2019 года в качестве одной из мер, направленных на уменьшение смертности на дорогах, снизила скорость с 60 до 50 км/ч. В 29 странах Европы скорость ограничена 50 км/ч, в Лондоне — 48 км/ч».

Слайд из презентации ГУВД Ташкента в марте 2018 года.

Согласно исследованиям, превышение скорости напрямую связано как с вероятностью аварии, так и с тяжестью ее последствий, указывает «Юксалиш». Например, повышение средней скорости на 1% приводит к увеличению риска ДТП со смертельным исходом на 4% и риска серьезных аварий — на 3%. Риск смерти пешеходов, сбитых машиной, быстро возрастает (риск при скорости 65 км/ч в 4,5 раза превышает аналогичный показатель при скорости 50 км/ч). Риск смерти водителей и пассажиров в результате боковых ударов машин при скорости 65 км/ч составляет 85%.

«Снизив среднюю скорость всего на 5%, можно почти на треть сократить число дорожно-транспортных аварий со смертельным исходом. Потому что чем выше скорость, тем длиннее тормозной путь, в связи с чем возрастает риск дорожно-транспортной аварии. При скорости 70 км/ч на сухой дороге водитель, реагирующий на то или иное событие, проезжает 18−20 м, тогда как для полной остановки ему требуется проехать около 47 м», — отмечает движение.

«Юксалиш» напоминает, что специальный посланник ООН по дорожной безопасности Жан Тодт в ходе визита в Узбекистан в сентябре 2019 года отмечал, что дорожно-транспортный травматизм — основная причина смертности среди детей и молодежи.

По мнению спецпосланника ООН, одна из ключевых причин проблемы — элементарные нарушения, которые допускают водители на дорогах: превышение скорости движения, игнорирование использования ремней безопасности, вождение в состоянии алкогольного опьянения, отправка SMS и разговор по телефону во время езды. Исключение подобных ситуаций и соблюдение элементарных правил безопасности позволит сократить количество дорожно-транспортных происшествий минимум в два раза.

Пристегивание ремнями безопасности снижает риск смерти среди водителей и пассажиров, сидящих на переднем сидении, на 45−50% и риск смерти и тяжелых травм среди пассажиров, сидящих на заднем сидении, на 25%. Использование детских удерживающих устройств может способствовать снижению смертности на 60%, говорится в сообщении.

Жан Тодт отметил, что на национальном уровне ответственность лежит на правительствах, т. к. они располагают необходимыми инструментами и рычагами, чтобы изменить законодательную базу, но важное значение имеют общественные группы и молодежь, которые могут призвать разные слои общества соблюдать правила безопасности на дорогах.

Безопасный системный подход, продвигаемый ООН и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), опирается на разработанную Швецией стратегию «Vision Zero» («Нулевой уровень смертности на дорогах») по достижению полного отсутствия серьезных травм или травм со смертельным исходом в рамках транспортной системы.

ВОЗ для выполнения задачи Целей устойчивого развития до 2030 года разработала пакет технической документации по вопросам безопасности дорожного движения «Спасти ЖИЗНЬ». Он включает в себя шесть компонентов: регулирование скорости, проектирование и совершенствование инфраструктуры, руководство работой по обеспечению безопасности дорожного движения, стандарты безопасности транспортных средств, обеспечение соблюдения законодательства о дорожном движении и выживание после аварии.

В частности, компонент «Регулирование скорости» подразумевает принятие и обеспечение соблюдения законов о скоростных ограничениях в масштабах страны и на местном уровне, строительство или реконструкция дорог с целью замедлить движение транспорта, например, за счет создания участков с круговым движением, сужения дороги, искусственных неровностей, боковых выступов и рифленых звуковых полос.

Компонент «Стандарты безопасности транспортных средств» предусматривает принятие и обеспечение соблюдения положений о правилах техники безопасности при эксплуатации автотранспортных средств, касающихся ремней безопасности и их креплений, лобового и бокового удара, защиты пешеходов, точки крепления детских удерживающих устройств ISOFIX.

В числе важных мероприятий компонента «Руководство деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения» — мониторинг безопасности дорожного движения на основе укрепления систем сбора и обработки данных, повышение осведомленности и общественной поддержки посредством организации обучения и проведения кампаний.

Тому, как сделать улицы удобнее и безопаснее, «Газета.uz» посвятила много статей в рамках проекта «Ташкент Мечты».