В ночь с 6 на 7 января прихожане Русской Православной Церкви собрались в кафедральном соборе Успения Пресвятой Богородицы города Ташкента на Божественную литургию в честь празднования Рождества Иисуса Христа. Богослужение началось в 11:30 вечера и завершилось в 3:30 утра.


Во время рождественской службы архипастырь и сослужители молились о здравии и благополучии в Узбекистане и во всем мире. Из Священного Писания были прочитаны сюжеты о рождении Иисуса Христа.


«Призываю всех усваивать плоды этого праздника в своей жизни, чтобы наша добродетельная и благочестивая жизнь стала примером для окружающих нас людей, залогом мира во всем мире, благополучия и добрососедских отношений между народами, проживающими в Республике Узбекистан и во всем Среднеазиатском митрополичьем округе», — сказал митрополит Викентий в своем рождественском послании верующим.


Церковный хор исполнял рождественские богослужебные песнопения и колядки — песни о рождении Христа Спасителя. Чаще всего их поют на украинском языке, хотя сама Церковь служит на церковнославянском языке, отметил «Газете.uz» проректор по учебной части Ташкентской духовной семинарии протоиерей Сергий Стаценко. Тексты песен рассказывают, кто такой Иисус Христос, почему он родился и какую спасительную миссию он несет.


Божественная литургия служится в разное время в зависимости от потребностей прихожан, сказал отец Сергий. В праздничный день на территории Духовно-административного центра, где располагается кафедральный собор, были отслужены пять Божественных литургий, в том числе в храме в честь святого праведного Иова Многострадального и Царственных страстотерпцев, а также в храме святителя Луки Крымского и Симферопольского Ташкентской духовной семинарии.


По православной традиции рождественские святочные дни продлятся до праздника Крещения Господня, которое отмечается 19 января. В это время принято ходить друг к другу в гости, поздравлять и угощать близких и славить Иисуса Христа. Традиция пришла из Польши и Украины и органично вписалась в Русскую Православную Церковь.

Некоторые христиане гадают во время святок. Но Церковь считает эту традицию пережитком язычества и намерена бороться с ней до тех пор, пока гадания практикуются, сказал протоиерей Сергий Стаценко.


По его словам, православное Рождество по своему содержанию ничем не отличается от католического. Есть некоторые отличия, связанные с богослужебной традицией, в блюдах, которые принято подавать на рождественский ужин.

Перед Рождеством православные соблюдают 40-дневный пост. Рождественский и Великий посты, предшествующие главным христианским праздникам — Рождеству и Пасхе, считаются важной частью жизни православных. Верующие воздерживаются от пищи животного происхождения, чтобы очистить себя от страстей, воспарить духовно, стать выше и чище и избавиться от предвзятости в своих суждениях.


Православные верят, что перед тем, как выйти на служение, основатель христианства Иисус Христос постился в течение 40 дней. В последующем, когда зародилась Церковь Христова, 40 дней постились люди, готовящиеся к Таинству Крещения. Вскоре Православная церковь решила, что перед Рождеством и Пасхой должны поститься все верующие. Так возникли рождественский и Великий пост, рассказал отец Сергий.


Рождественский пост всегда выпадает на Новый год. Это произошло вследствие расхождения между старым и новым стилями летоисчисления. По словам Сергия Стаценко, какое-то время церковное сознание относилось к празднованию Нового года в период рождественского поста негативно.

«Но если люди живут по закону текущей действительности, Церковь прекращает враждовать, она начинает это явление освящать… Новый год — это условная дата, она ничего не значит, мистической нагрузки никакой не несет. Каждое начало у нас принято освящать через молитву», — подчеркнул отец Сергий.


Ежегодно в ночь с 31 декабря на 1 января в соборе Успения Пресвятой Богородицы в Ташкенте служится ночная литургия и совершается молебен на новолетие. Теперь желающие могут встретить Новый год в храме. Эту традицию ввел правящий архиерей митрополит Викентий.

Говоря об образе Деда Мороза, отец Сергий заметил, что Церковь никогда не препятствовала воспитанию детей через сказки. В русской традиции Дед Мороз изначально считался неким злым существом. Образ старика соединили с западным Санта Клаусом, прототипом которого является Святой Николай Чудотворец.


В завершении отец Сергий отметил, что сейчас большая часть прихожан не воцерковлена. Люди мало приобщены к традициям предков, что связано с секуляризмом.


«Празднуя какое-либо событие из жизни Иисуса Христа, мы считаем, что мы можем вживую соучаствовать в этом событии, принимая ту силу и присутствие Божье, которые исходят или исходили в этот момент. Эти моменты очень значимы. Поэтому желаем, чтобы каждый нашел свой путь усвоить эту благодать. Усвоить это присутствие Божье в свою жизнь. И если получится, то пусть радость от этого сопровождает человека весь последующий год до следующего Рождества Христова. Божьей помощи всем!» — сказал отец Сергий.


Службу посетило не менее тысячи человек. Верующие приезжали в храм до самого утра. Во дворе собора велась видеотрансляция литургии. Прихожанам предлагалось согреться горячим чаем и перекусить праздничной выпечкой.