Число пользователей электронными государственными услугами в Узбекистане до конца 2020 года планируется увеличить минимум в 5 раз, а к 2025 году намечено полностью перейти на электронное обслуживание физических и юридических лиц. Такую задачу на совещании в четверг поставил президент Шавкат Мирзиёев, сообщила пресс-служба главы государства.

Президент указал на возможность, как это практикуется за рубежом, оказывать гражданам целый комплекс услуг на основе одной заявки или предлагать гражданину необходимые услуги, не дожидаясь обращения.

К примеру, при рождении ребенка родители могли бы получать одновременно несколько услуг — регистрация рождения, назначение пособия, прописка по месту жительства, постановка на учет в медицинском учреждении, на очередь в детский сад и другие. Шавкат Мирзиёев поручил апробировать эту систему в Ташкенте и в дальнейшем поэтапно внедрить ее в других регионах страны.

Президент также отметил, что требование электронной цифровой подписи, наличие которой является обязательным для доступа ко многим госуслугам, создает неудобство для граждан и затрудняет деятельность предпринимателей.

ЭЦП можно использовать только с компьютера. Чтобы зарегистрировать свое дело, предприниматель должен получить ключ ЭЦП в налоговом ведомстве, отдельный ключ — в таможенном ведомстве и еще один банковский ключ — для работы со счетом. Приходится посещать каждое ведомство по отдельности, а по прошествии определенного времени ключи подлежат обновлению. Все это требует дополнительных расходов.

Президент поручил Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций внедрить совместно с ответственными организациями альтернативные, безопасные и простые способы подтверждения личности при пользовании услугами, требующими ЭЦП. Он поставил задачу до 1 июля разработать единую для всех услуг ЭЦП.

В настоящее время получить госуслуги можно в центрах госуслуг Агентства госуслуг при Министерстве юстиции, многие госуслуги доступны через Единый портал интерактивных госуслуг (ЕПИГУ). Агентство также оказывает мобильные услуги с выездом в отдаленные районы.

Через центры госуслуг предоставляются услуги более 130 видов. За последние два года открыты 86 центров госуслуг. В текущем году, запланировано открытие 94 новых центров, большинство — в партнерстве с частным сектором. С июня прошлого года госуслуги оказываются по экстерриториальному принципу, т. е. независимо от места постоянного проживания и расположения организаций.

С учетом того, что 75% населения пользуется интернетом на мобильных устройствах, президент отметил важность запуска полноценной мобильной версии ЕПИГУ. Он также поручил ускорить открытие более 50 филиалов центров госуслуг в отдаленных населенных пунктах.

Чтобы принцип «одно окно» утвердился в полной мере, необходимо перевести все госуслуги в электронную форму и цифровизовать данные, говорилось на совещании.

Сейчас из 80 оказывающих госуслуги ведомств лишь 27 интегрировали свои базы данных с Агентством госуслуг. В 53 организациях данные все еще не переведены в «цифру». К примеру, отсутствует электронная база данных для оказания госуслуг в сферах здравоохранения, экологии, строительства, архивного дела. Из-за отсутствия такого обмена данными услуги, связанные со строительством, снабжением газом, горячей и питьевой водой, до сих пор оказывались с нарушением сроков.