Рост валового внутреннего продукта Узбекистана по итогам 2019 года составил 5,5% при прогнозе в 5,4%. Это больше показателя 2018 года, когда темп прироста ВВП был зафиксирован на уровне 5,1%, говорится в обзоре Министерства экономики и промышленности (PDF).

В долларовом эквиваленте ВВП в прошлом году составил расчетно 58,3 млрд долларов, а в 2017 году — 59,1 млрд долларов.

При этом, по данным ведомства, ВВП на душу населения увеличился до 1741 долларов (в 2018 году — 1533 долларов).

Рост ВВП обеспечивался в основном ростом промышленности на 6,4% (прогноз — 5,2%), строительства — на 11,8% (8,4%) и услуг — на 6,1% (6,3%).

Вклад в общий прирост ВВП сферы услуг составил 1,9%, промышленности — 1,5%, сельского хозяйства — 0,9%, строительства — 0,6%, чистых налогов — 0,6%.

Устойчивость экономического роста обеспечивалась за счет сбалансированности между совокупным предложением со стороны отраслей экономики и внутренним спросом, поддержанным высокими темпами инвестиций (рост на 28,6%) и реальных доходов населения (10%).

«Несмотря на достигнутые результаты, ВВП на душу населения существенно отстает от среднемирового показателя и с учетом демографической ситуации свидетельствует о низких масштабах экономики, ограниченности сбережений и доходов населения», — подчеркнули в Минэкономпроме.

Сохранение сильного демографического давления на рынок труда и, следовательно, проблем создания достаточного количества рабочих мест, затрудняет решение вопросов снижения уровня безработицы, говорится в обзоре.

По мнению Минэкономпрома, основными причинами такого положения являются:

  • решение проблем, связанных со структурными преобразованиями, как показывает мировой опыт, требует более продолжительного периода;
  • еще не полностью решены проблемы формирования рыночной экономики фундаментального характера, в частности, отношение к собственности, демонополизация рынков, формирование инклюзивных институтов в политической, экономической и общественной сферах, способствующие вовлечению максимально возможного количества населения в процессы обеспечения экономического роста и распределения его результатов, управления гражданским обществом.

Доходы государственного бюджета и государственных целевых фондов в 2019 году составили 137 трлн сумов (26,1% к ВВП) или на 27% больше, чем в 2018 году (108 трлн сумов).

Расходы консолидированного бюджета (госбюджета и целевых фондов) в 2019 году составили 144,7 трлн сумов (27,6% к ВВП) или на 37% больше, чем в 2018 году. Из них расходы госбюджета — 117,8 трлн сум, что на 12,2 трлн сумов больше утвержденных расходов.

Согласно оперативным данным, по итогам 2019 года объем инвестиций составил в эквиваленте около 21 млрд долларов с темпом роста 128,6%.

Нецентрализованные инвестиции в прошлом году, в первую очередь направлялись на реализацию программ развития таких отраслей, как топливно-энергетическая, текстильная и швейно-трикотажная, химическая, электротехническая, металлургическая и другие.

Минэкономпрома отметило значительный рост объема прямых иностранных инвестиций, основная доля которых была направлена на добычу сырой нефти и природного газа, производство строительных материалов и легкую промышленность. При этом в такие отрасли, где имеется высокий экспортный потенциал, включая машиностроение, электротехническая, металлургическая, химическая и фармацевтическая промышленности, привлечение ПИИ было на сравнительно низком уровне, говорится в обзоре.

Централизованные инвестиции в отчетном периоде были связаны с реализацией объектов социальной и производственной инфраструктуры, а также других гособъектов и возросли по сравнению с 2018 годом на 66%.

По итогам 11 месяцев прошлого года, экспорт товаров и услуг, без драгоценных металлов и природного газа, возрос на 122,7%, а численность предприятий-экспортеров увеличилась на 1138 единиц. В структуре экспорта сохраняется сырьевая направленность — 57,2%.

Основная причина этого — неконкурентоспособность готовой продукции ввиду высокой себестоимости товаров (к примеру, импорт бытовой электротехники из сопредельных государств с учетом таможенных пошлин, сборов и транспортных расходов обходится дешевле, чем продукция отечественного производителя), а также несоответствие либо непризнание национальных стандартов качества, отмечается в обзоре.