Для повышения доверия к национальной валюте Узбекистана необходимо добиться низкого уровня инфляции в 5%, сказал на брифинге в понедельник первый заместитель председателя Центрального банка Илхом Норкулов.
Ранее сообщалось, что ЦБ планирует перевести условия денежно-кредитной политики на режим инфляционного таргетирования (комплекс монетарных мер для контроля над уровнем инфляции). Постоянный таргет по инфляции может быть установлен на уровне 5% к 2023 году.
В конце декабря прошлого года директор Департамента денежно-кредитной политики ЦБ Бехзод Хамраев отмечал, что переход к инфляционному таргетированию требует демонополизации экономики и создания условий для формирования рыночных цен.
Многие сферы в Узбекистане, включая железнодорожную, авиационную, телекоммуникационную и другие, сохраняют монопольное положение отдельных компаний. ЦБ решил не ждать удобного момента и перейти на таргетирование инфляции уже к концу этого года, что должно подтолкнуть правительство к более решительным мерам.
«Чтобы укрепилось доверие к национальной валюте, нужна очень низкая инфляция. Наши анализы показывают, что этот уровень должен быть не выше 5%. Если это будет 9%, то это уже высокая инфляция, в том плане, что вы уже затрудняетесь делать какие-либо планы, прогнозы насчет своих сумовых расходов на следующие два-три года», — отметил Илхом Норкулов.
Высокая динамика повышения цен будет «оказывать давление на внешние заимствования и увеличение дефицита бюджета», отметил он:
«Мы уже должны серьезно работать [над сдерживанием инфляции]. То, что мы переходим на инфляционное таргетирование, — мы заставляем сами себя [работать над целевым уровнем инфляции]», — сказал представитель руководства регулятора.
«В долгосрочной перспективе уровень инфляции должен составлять 5%, а прогнозный расчет — 8−9%… Если нам удастся снизить инфляции с прогнозных 9% до 6%, то это покажет, что через меры денежно-кредитной политики можно дополнительно снизить инфляцию. Таким образом мы добиваемся доверия и положительно влияем на инфляционные ожидания», — отметил Илхом Норкулов.
Он напомнил, что совместные меры правительства и ЦБ для снижения уровня инфляции обозначены в проекте указа президента, обсуждение которого проходило недавно. Основные направления структурных реформ должны охватить следующие концептуальные аспекты:
В сфере фискальной политики и налогового администрирования
Основные меры в сфере фискальной политики и повышения качества налогового администрирования включают ряд направлений:
- принятие нормативного акта, строго регламентирующего параметры и предельные значения дефицита на уровне, не превышающем 1,5% к ВВП;
- разработка «бюджетных правил» в среднесрочной перспективе и исполнение расходной части в рамках прогнозируемых параметров для обеспечения сбалансированного исполнения госбюджета, снижения зависимости доходов от изменения конъюнктуры мировых цен на основные биржевые товары;
- применение сдержанного подхода к заимствованиям, внедрение практики установления годовой нормы привлечения внешних источников финансирования госдолга;
- унификация упрощенных ставок НДС с дальнейшей их отменой, с целью оптимизации налоговой нагрузки, реализации возможности вычета НДС на всех этапах ценообразования;
- повышение эффективности централизованных инвестиций, направляемых на социально-экономические цели;
- сокращение непосредственного контактирования сотрудников налоговой службы и субъектов предпринимательства путем цифровизации деятельности налоговых органов и внедрения информационно-коммуникационных технологий для полного охвата и учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, обмена и обработки информации;
- и другие.
В сфере структурной политики
Создание современной производственной и транспортной инфраструктуры, бесперебойное обеспечение энергоресурсами всей территории страны:
- расширение производственных мощностей и сети инфраструктуры энергоснабжения путем обеспечения доступа частных компаний к топливно-энергетическому сектору;
- содержание существующей сети автомобильных дорог в надлежащем состоянии, расширение дорожной инфраструктуры путем применения практики государственно-частного партнерства;
- разработка механизмов предоставления доступа частным операторам железнодорожных и авиаперевозок к соответствующей инфраструктуре на коммерческой основе;
- снижение тарифов и цен транспортных услуг до уровня, не превышающего тарифы стран СНГ и других государств, через которые проходят основные внешнеторговые и туристические маршруты;
- и другие.
Улучшение конкурентной среды и создание равных возможностей ведения бизнеса:
- укрепление правовых гарантий субъектов предпринимательства и в целом частной собственности, усиления контроля за неукоснительным соблюдением законов путем повышения роли, прозрачности и качественного улучшения работы всей правовой системы;
- сокращение доли государства в уставных капиталах предприятий, осуществляющих деятельность на конкурентных товарных и финансовых рынках, и установление запрета на создание государственных предприятий на конкурентных рынках;
- предоставление второстепенных функций естественных монополий частному сектору (транспортный, добывающая отрасль, энергетика и другие);
- обеспечение транспарентности ценообразования монопольных предприятий и субъектов;
- критический пересмотр практики предоставления индивидуальных налоговых и таможенных льгот, субсидий, преференций и льготных кредитов;
- развитие рыночных механизмов при осуществлении госзакупок, тендеров и распределении ресурсов (в т. ч. в топливно-энергетической и горнодобывающей отраслях), повышая прозрачность их проведения;
- диверсификация товарной номенклатуры, производимой на местном рынке;
- внедрение международных стандартов и нормативов энергоэффективности.
Увеличение притока частных инвестиций и развитие финансового рынка:
- расширение инструментов долгового финансирования;
- активизация проведения процессов первичного и вторичного размещения акций отечественных предприятий на мировых фондовых площадках;
- упрощение механизма создания и ликвидации акционерных компаний;
- создание условий для аккумулирования свободных денежных средств населения и бизнеса и их эффективного перераспределения через институциональных инвесторов, таких как: частные пенсионные, инвестиционные, венчурные и хедж-фонды;
- и другие.
Либерализация административно регулируемых цен:
- разработка и закрепление нормативными актами порядка индексации регулируемых цен;
- определение сроков и дат повышения регулируемых цен (тарифов) в рамках либерализации на среднесрочную перспективу с учетом целей по инфляции;
- разработка механизмов по пресечению необоснованного завышения цен после либерализации;
- снижение доли административно регулируемых цен до 10% в составе индекса потребительских цен до конца 2020 года.
Повышение эффективности факторов производства:
- снижение энергопотребления и технико-технологическое обновление секторов экономики;
- оптимизация затрат в структуре себестоимости готовой продукции отраслей;
- повышение квалификации и производительности труда в отраслях экономики;
- стимулирование инвестиций в развитие человеческого капитала;
- и другие.
Мухтор Ибрахимов
Да уберите высокую ставку рефинансирование и всеее инфляция сама снизиться.
Алексей Николаевич
Но начнут не с того, что улучшит положение населения, а с тех пунктов, которые опустошат наши карманы. Это уже даже школьники понимают. И заставьте ЦБ наконец то сдержать свое слово-не вмешиваться в курс доллара.
Stanislav A. Park
Пока ребят мы копаем себе яму! Цель не снижать, а выжимать остатки у людей! Дальше будет хуже.
Шохрух Асад
Пока существенно не снизят ставку рефенансирования мечтать о снижение инфляции на уровне 5% это глупость.
Журнал Муштум
Ожидаем девальвации сума на 30% в ближайший полгода-год-полтора-два, а не 5% инфляции в год.
1. //Для повышения доверия к национальной валюте Узбекистана необходимо добиться низкого уровня инфляции в 5%// и сами обвалили сум на 17% за год. Зачем надо было вероломно обваливать курс в Августе на 8,2%?? Сами же знаете какая история у сума. Начинали с 10 к 1 доллару в 1991, а к Августу 2019- 8700. Сами же обваливают сум и сами же хотят доверия к нему. Странно.
2. Все эти цветастые макроэкономические словосочетания выше “разработка „бюджетных правил“ в среднесрочной перспективе“ и “изменения конъюнктуры мировых цен на основные биржевые товары“ имеют далёкое отношение к реальности.
Без принятия вменяемого закона о государственном бюджете и строгого его исполнения ЦБ не сможет влиять на экономику через ставку рефинансирования, потому что наши госдоходы не совпадают с госрасходами, и мало кто следит за печатным станком (неконтролируемая ликвидность). Плюс туда же льготные кредиты с глубоотрицательной ставкой, и никто их видимо не собирается убирать, как один из самых главных факторов избыточной ликвидности.
Потом сегодня прошла новость, что Узбекистан продал золота в этом году в 2,6 раза больше чем в прошлом. Даже если учитывать, что с начала лета золото подорожало на 25%, всё равно получается, что продали золота в более чем в 2 раза больше, чем в прошлом году. Продажа золота покрывает наш внешнеторговый дисбаланс в этом году около 5 миллиардов долларов.
А это значит, что вероятнее всего сум обесценят на те же 30%, и постараются это сделать побыстрее, что бы не тратить Золотой запас на импорт.
В общем цветастые фразы для отвода внимания, в ожидании шокирующей реальности.
Журнал Муштум
Шохрух Асад,
//Пока существенно не снизят ставку рефенансирования мечтать о снижение инфляции на уровне 5% это глупость.// от куда у вас основания для такого мягко говоря сомнительного утверждения??? Насколько можно понять вы и Мухтор Ибрахимов заемщики-дебиторы, которые хотят как можно меньше платить про процентам.
Можно ссылку на подтверждение вашего утверждения, что чем ниже ставка рефинансирования тем ниже инфляция, особенно для развивающихся экономик??? Всё с точностью наоборот, тем выше ставка тем ниже инфляция.
Обесценивание сума тому главное для нас подтверждение. Более 60 процентов в Узбекистане выдаются по глубоко отрицательной реальной ставке от сюдя девальвация, а затем как побочный эффект инфляция.
Александр Антонов
Давайте вспомним, с чего всё началось. А началось с амбициозных планов — строительства всевозможных СИТИ, надземного кольцевого метро и других подобных мегапроектов. Набрали кредитов, и начали “закручивать гайки“ — подняли цены на энергоносители, коммуналку, все остальные цены тут же подтянулись. Дальше пошли налоги и таможенные пошлины, и в конце как вишенка на торте — отпустили курс доллара. И теперь, чтобы уменьшить инфляцию, надо всё это отменить? Но это невозможно, стройки уже начаты, кредиты уже взяты. Поэтому все эти хорошие слова о таргетировании инфляции, это попытка просто успокоить людей. Никто не будет таргетировать инфляцию себе в убыток.
Дмитрий Невзоров
Да, а ещё нужно издать указ “Чтоб через год у нас экономика стала самой развитой в мире“, и тогда мы обязательно станем самой сильной экономикой в мире. По щучьему велению, по моему хотению.
Rinat Batdalov
Журнал Муштум прав. Если уменьшить ставку реф. ЦБ то курсы валют вообще уплывут. Нужно сделать единые правила игры для максимального количества игроков( раз для абсолютно для всех это не получится) и до минимума сократить круг льготных кредитов, тогда и можно будет уменьшать ставку рефинансирования ЦБ
Шохрух Асад
Журнал Муштум уровень рефенансирования ЦБ влияет на всю экономику в целом. Вы знаете более 90 % новостроек в больщих городах это кредиты выданный банками для отечественных и зарубежных инвесторов. Льготные кредиты выдаются для тех кто попал в программу "Обод кишлок, Обод махалла, кам таминланган оилаларга намунали турар жой, кишлок курилиш, хар бир Оила тадбиркор " итд. Кроме этого на высокий уровень инфляции повлияет отрицательный сальдо Внеш. торг оборота, Высокий уровень кредитование из вне это ВБ, МВФ, АБР итд, прямые инвестиции, разные налоги и подборы, высокый уровень ликвидности. Вот это ГЛАВНЫЕ причины высокой ИНФЛЯЦИИ. А высокий уровень рефенансирования ЦБ это лишь часть причины, но более значимы чем остальные.
Журнал Муштум
Шохрух Асад,
//Льготные кредиты выдаются для тех кто попал в программу "Обод кишлок, Обод махалла, кам таминланган оилаларга намунали турар жой, кишлок курилиш, хар бир Оила тадбиркор "//
Вами указанные программы льготного кредитования это льготные кредиты частным лицам, но есть еще льготные кредиты государственным корпорациям. Цифра, что более 60 процентов выдаваемых кредитов в Узбекистане это льготные кредиты, с не потолка взята, эта цирфа из отчётов самого ЦБ. Куда уходят эти кредиты не понятно, зачем эти программы публично не обсуждается, насколько эффективно и честно используются эти льготные кредиты тоже не предмет широкого открытого обсуждения.
//Вы знаете более 90 % новостроек в больщих городах это кредиты выданный банками для отечественных и зарубежных инвесторов//
Если это объекты частных застройщиков, то в этом нет ничего плохого, даже наоборот, кому-то это всё будет продано, во всяком случае такую цель ставит перед собой частный застройщик, сами новостройки залог за кредиты. Все довольны, все при делах, все, в идеале, платят налоги. Вероятно они не получают льготных кредитов.
//Кроме этого на высокий уровень инфляции повлияет отрицательный сальдо Внеш. торг оборота//
Дисбаланс вызывает больший спрос на доллары, чем предложение, это в свою очередь вынуждает ЦБ обесценивать сум, а потом как следствие девальвации сума происходит инфляция, кроме остальных факторов повышения цен.
//Высокий уровень кредитование из вне это ВБ, МВФ, АБР итд, прямые инвестиции, разные налоги и подборы, высокый уровень ликвидности.// В этих кредитах, на сколько можно понять из СМИ, в основном плюсы, так как данные кредиты вкладывают на различные инфраструктурные проекты под относительно низкий процент, которые со временем должны окупиться. Другое дело, что надо расплачиваться за кредиты, что вызывает большой спрос на доллары. Наш внешний долг около 18 млрд. долларов плюс проценты. Конечно это тоже серьезно.
Все эти вопросы должны детально разбираться Олий Мажлисом, когда парламент принимает государственный бюджет на год. Судя по тому как незаметно это происходит и как стремительно обесценивается сум, принятие бюджета страны ОМ процедура формальная.
Уктам Хикматов
Кто сказал что адресные льготы убираем вы чего, меня пожалейте я должен бизнес делать вне рынка работать я не могу с вами конкурировать это не правильно вы не правы господа! Можно увеличить пошлины на границе спасибо благодарствую Джохон, о опечатка Уктам!
Rinat Batdalov
Льготные кредиты это аналог доллара по государственному курсу при Каримове. Точно так же в те годы плакались люди имеющие доступ к конвертации, предрекая крах страны в случае отмены и введения единого курса.