Иудейская Пасха не имеет ничего общего с христианской. Песах посвящен одному из главных библейских событий — Исходу евреев из Египта — и празднуется с XIII века до нашей эры. В Израиле Песах празднуют 7 дней, а за его пределами — 8. Корреспондент «Газеты.uz» посетил синагогу в первый день праздника, 19 апреля.

К празднику принято готовиться заранее. В пасхальные дни не разрешается употреблять и хранить хамец, а также владеть посудой, в которой готовили хамец в течение года. Хамец — это продукты из пшеницы, овса, ячменя, полбы и ржи. По традиции иудеи продают хамец и посуду раввину на все пасхальное время. Раввин продает запрещенные продукты и предметы нееврею, а по прошествии Песаха иудеи выкупают свое имущество. Но на самом деле это условная продажа.

В 18:00 в холле синагоги уже начали собираться верующие. Песах — это семейный праздник, поэтому, по словам прихожан, людей не так много, как в другие иудейские праздники. Мужчин в несколько раз больше, чем женщин. Среди присутствующих есть и экспаты-израильтяне, и местные евреи, впервые пришедшие на праздник из интереса.

Одна из верующих женщин рассказывает, что эмигрировала в Израиль 30 лет назад и впервые приехала в Ташкент за все это время. По ее словам, Ташкент очень изменился. Она хвалит узбекский народ за гостеприимство, сетует на дороговизну билетов на прямые рейсы из Израиля в Узбекистан и хвалит безвизовый режим.

Стрелки часов только что перевалили за семь вечера. В зал, предназначенный для молитв и трапез, входят мужчины. Перешагивая порог комнаты, каждый из них касается рукой мезузы — футляра со свитком пергамента, прикрепляемого к дверному косяку. Мужчины направляются в дальний угол комнаты, где на небольшом столе стоит поднос со множеством свечей. Каждый из них зачитывает благословение и зажигает свечу.

Когда мужчины заканчивают, в зал просят войти женщин. Последней свечи зажигает молодая девушка с дочерью пяти лет. Все это время, что они находятся в синагоге, девочка не выпускает из рук пластмассовый футляр, в котором она принесла с собой двух маленьких кукол.


В убранстве Ташкентской синагоги нет никакой роскоши. Здесь простые стулья и столы, обыкновенные диваны в прихожей. Посередине зала деревянная бима — возвышение со столом для чтения Священного писания. Из шкафов с религиозными книгами мужчины берут по тому.

Женщины уходят на балкон, зашторенный вертикальными жалюзи. В ожидании начала молитвы они занимают места за столами. По традиции женщины и мужчины должны молиться в разных помещениях. Женщины молча повторяют движения мужчин, их губы произносят слова молитвы. Мужчины переходят с пения на одиночное чтение молитвы, шепот. Иногда они покачиваются, словно кланяясь на запад, — в сторону Иерусалима. Какие-то молитвы принято читать стоя, другие — сидя за столом.

После молитвы верующие переходят к седеру — пасхальной трапезе, которая также проходит по определенным правилам. В праздничный вечер перед принятием пищи обязательно рассказывают историю Исхода евреев из Египта. Женщины ужинают с мужчинами в одном помещении, однако занимают разные столы. Каждому из присутствующих дают Пасхальную агаду, в которой подробно описаны все обычаи праздника, даны инструкции и рекомендации для его проведения.

Столы накрывают русские женщины, потому что в шабат иудеям работать не дозволяется. Сначала приносят лук и чашку с соленой водой. После прочтения истории об Исходе иудеев из Египта нужно обмакнуть лук в соленую воду и съесть его, чтобы почувствовать горький вкус несвободной жизни.

Посол Израиля в Узбекистане Эдуард Шапира, празднующий Песах в Ташкентской религиозной общине европейских евреев, поздравляет всех иудеев со светлым праздником от имени посольства.

«Впервые я здесь. У праздника много посланий на национальном и межнациональном уровнях. Это праздник национальной и личной свободы. Семейный праздник, праздник весны с элементами помощи ближнему. Все посольства [Израиля] по всему миру оказывают помощь своим соотечественникам и гражданам других стран. Главная цель — празднование выхода из рабства. Именно благодаря свободе у нас столько достижений», — сказал посол Израиля.

«Идем мыть руки», — объявляет мужской голос.

По традиции руки идут мыть два раза, и мыть их надо определенным образом: набрав воду в ковшик, водой поливают каждую руку три раза. Женщины ждут, когда мужчины вернуться на свои места, и очередь дойдет до них.

На Песах иудеям обязательно есть мацу — хлебцы, приготовленные специальным способом. Прихожане весь вечер шутят о том, как им не терпится съесть кусочек мацы. Хлебцы кладут на стол небольшими стопками и накрывают салфеткой. Затем наливают каждому верующему стакан виноградного сока. Во время седера каждый иудей должен выпить четыре чаши вина или виноградного сока. Каждая выпитая чаша является переходом в следующую часть церемонии.

Один из мужчин громко называет все 10 казней, постигших египтян. Когда он произносит каждую из казней, присутствующие понемногу сливают виноградный сок в чашу.

На стол кладут тарелки с марором. Марор — это горькая зелень, как и лук, символизирующая нелегкую жизнь иудеев. Марор кладут на мацу и съедают. Тертые яблоки с орехами тоже принято есть с мацой. После приносят яйца, салаты и завершающее блюдо.

Несмотря на строгость в следовании обрядам, которую предписывает Пасхальная Агада, иудейская служба в синагоге проходит в праздничной и расслабленной обстановке. Сторонний человек, не будучи знакомым с традициями иудеев, может ожидать больше консерватизма, чем есть на самом деле.

За трапезой верующие весело общаются. Прихожане добро подшучивают друг над другом. Туристам очень нравится местные овощи и фрукты. Они переговариваются на иврите с семьей экспатов, не говорящих на русском языке. Те хвалят Ташкент, рассказывают об эмоциях, которые вызывает у них город и о том, как местные жители предлагают им поселиться в Узбекистане.