Центр современного искусства в Ташкенте начал работу в тестовом режиме. До конца мая в центре пройдут публичные лекции и дискуссии о современном искусстве, архитектуре, дизайне, кинопоказы, встречи с художниками и детские и семейные мастер-классы. Об этом было объявлено 12 апреля на пресс-конференции, посвященной предстоящему открытию центра.

Образовательные мероприятия направлены на привлечение посетителей и ознакомление с современной культурой и искусством в мире и в Узбекистане. Все события до 1 июня бесплатные, но требуется регистрация.


Во второй половине лета здание центра будет закрыто на реконструкцию на ближайшие год-полтора, однако в этот период возможно проведение мероприятий вне здания центра.

«Я могу с уверенностью сказать, что подобные места несут ключевую образовательную роль на местном уровне и рассматривают современные художественные практики международных образовательных инструментов», — считает куратор галереи современного искусства Tate Modern и выставки центра Qo’rg’on Chiroq режиссера Саодат Исмаиловой Андреа Лиссони.


Центр современного искусства в Ташкенте сотрудничает с московским музеем современного искусства «Гараж». Директор музея Антон Белов отметил, что «Гараж» всегда стремился географически расширить деятельность и создать горизонтальные связи. Музей подготовил образовательную программу, привез с собой несколько фильмов и небольшую библиотеку. По просьбе ташкентского центра «Гараж» планирует провести публичные чтения и дискуссии.

«Здесь нет жесткой цензуры. Есть внутренние ограничения — общество не готово ко всему. Нужно каждый раз немного продвигаться вперед. В „Гараже“ мы взяли за правило делать большую комментирующую базу (к произведению — ред.) — дискуссии, специальная пометка в аудиогиде, большая аннотация, если работа кажется нам очень важной, но может быть спорной для части общества», — сказал Антон Белов.

Напомним, центр разместился в историческом здании в Мирабадском районе на улице Амира Темура в доме №6.


Дизайнер действующей в центре выставки Qo’rg’on Chiroq, соучредитель архитектурного бюро Grace Екатерина Головатюк считает, что за последние 25 лет большинство музеев мира были модернизированы и преобразились в связи с внедрением новых технологий и международных требований. Она подчеркнула необходимость работать со зданием в том виде, в котором оно было обнаружено, и заверила, что обсуждаемый проект реконструкции не предполагает использование концепции «белого куба».

Как отметили на мероприятии, проект здания еще не утвержден и нет цели создать яркие архитектурные формы. Со зданием планируется работать «точечно» и ставить акценты на качество архитектуры за счет подсветки и других методов.


До революции в индустриальном здании 1912 года, где разместился центр, находилась первая в Ташкенте дизельная электростанция, вырабатывающая энергию для первой в городе трамвайной ветки. Архитектором сооружения является глава строительного ведомства Туркестанского края Вильгельм Гейнцельман, которому также принадлежат проекты Ташкентского реального училища, дворца Романовых и других. До недавнего времени в здании располагалось городское предприятие электрических сетей. Учредителем Центра выступил Фонд развития культуры и искусства при Министерстве культуры.