Дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) не посещают 175 миллионов детей по всему миру. В Узбекистане более 1,6 миллиона, или около 70%, детей не охвачены дошкольным образованием, каждые двое из трех рискуют страдать от неравенства с самого начала жизни, сообщили «Газете.uz» в пресс-службе офиса ЮНИСЕФ в Ташкенте.

«Дети, которые хотя бы год посещали дошкольное образовательное учреждение, с большой долей вероятности обретают жизненно важные навыки, необходимые для успешной учебы в школе, в меньшей степени рискуют остаться на второй год или бросить школу и, следовательно, когда вырастут, смогут внести большой вклад в формирование мирных и процветающих обществ и стран», — говорится в первом глобальном докладе ЮНИСЕФ, посвященном дошкольному образованию.

На посещение детьми ДОУ влияют благосостояние домохозяйства, образовательный уровень матери и географическое расположение, но определяющим фактором остается бедность, считают в ЮНИСЕФ.

В Узбекистане на дошкольное образование выделяется 11% бюджетных средств. В Восточной Европе и Центральной Азии правительство выделяет на дошкольное образование 11,3% от бюджета в секторе образования. В 2017 году во всем мире на дошкольное образование выделялось в среднем 6,6% средств государственного бюджета, около 40% стран выделяли на этот подсектор менее 2%.

Авторы доклада полагают, что отсутствие общемировых инвестиций в дошкольное образование оказывает негативное воздействие на качество услуг, включая нехватку профессиональных дошкольных педагогов. В Узбекистане соотношение дошкольных педагогов составляет 25 к 1 в городских ДОУ, а в сельской местности — 5 к 1, что указывает на очень низкий охват. В условиях роста населения, если принять за соотношение «воспитанник-педагог» коэффициент 20:1, для всего мира потребуется 9,3 миллиона новых дошкольных педагогов, чтобы достичь всеобщего целевого показателя охвата дошкольным образованием к 2030 году.

ЮНИСЕФ рекомендует правительствам стран сделать всеобщим хотя бы один год дошкольного образования, превратив его в обычную составляющую образования для каждого ребенка, особенно для уязвимых и маргинализированных детей.

В организации отметили усилия правительства Узбекистана по внедрению годичного обязательного и бесплатного дошкольного образования, эта инициатива внедряется в трех регионах страны.