Председатель общественного совета при хокимияте Ташкента Хикмат Абдурахманов — об уроках, которые столица Узбекистана могла бы извлечь из опыта Москвы по внедрению программы реновации жилья.
То, что переживает на сегодняшний день Ташкент в плане реконструкции и градостроительной трансформации, не является уникальным опытом в мировой практике. Скорее всего, через это проходили все или почти все успешные столицы и другие мегаполисы: строительный бум, урбанизация, физическое и моральное устаревание жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры, необходимость резкого увеличения жилищных и офисных площадей города, при этом необходимость сохранения своего историко-культурного облика — все это типичные признаки и ситуации развивающихся городов мира.
На мой взгляд, принципиально ташкентцы понимают и поддерживают сам факт необходимости развития города. Вопрос, который остро волнует горожан, лежит немного в другой области, а именно в наличии четко прописанных регламентов и поэтапных процедур, соблюдения прав собственности жильцов и наличия обратной связи, которые обеспечат транспарентность и законность всех этих перемен. Именно по этой теме я решил поделиться соображениями и рекомендациями, которые, надеюсь, будут учтены и услышаны муниципалитетом Ташкента.
Должен признаться, хотя я не имел практически никакого опыта в вопросах муниципального управления и градостроительства вплоть до 2018 года, должность председателя общественного совета обязывала меня начать в них погружаться, причем очень интенсивно. Благодаря полной поддержке как со стороны городского хокимията, так и горожан, общественный совет и его экспертные группы стали активно изучать проблемы развития городов. Одними из первых историй успеха подвернулись Сингапур и Москва.
Если, с одной стороны, опыт Сингапура казался очень далеким в плане применимости из-за различий социокультурных, географических, правовых
На фоне жарких дискуссий по вопросу реновации и сносов в Ташкенте, думаю, самое время обратиться к этому опыту Москвы, дабы извлечь уроки, постараться пройти этот путь наиболее эффективно, а самое главное — законно и понятно для всех сторон: жителей, инвесторов, ну и, конечно же, муниципальных властей.
В 2017 году правительство Москвы запустило Программу реновации жилья, направленную на расселение и снос ветхого малоэтажного жилого фонда, построенного в 1957—1968 годах, и новое строительство на освободившейся территории. Программа рассчитана на 15 лет, по результатам голосования москвичей в нее войдет более 5000 домов.
Обратите внимание на две вещи: информационная открытость — все данные по расположению доступны онлайн, а также возможность добровольного включения или исключения из программы. Скриншот с сайта мэрии Москвы.
Давайте проанализируем, какие ключевые характеристики имеются у московской программы:
1. Создание юридической основы в виде ряда нормативно-правовых актов, Закон о реновации:
- Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в Москве (в редакции от 14 июня 2017 года);
- Закон г. Москвы от 31 мая 2006 года №21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве»;
- Закон г. Москвы от 17 мая 2017 года №14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»;
- Постановление правительства Москвы от 1 августа 2017 года №497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве»;
- Постановление правительства Москвы от 2 мая 2017 года №245-ПП «Об учете мнения населения по проекту реновации жилищного фонда в городе Москве»;
- Постановление правительства Москвы от 11 мая 2017 года №260-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 2 мая 2017 г. № 245-ПП»;
- Постановление правительства Москвы от 26 сентября 2017 года №708-ПП «Об утверждении Адресного перечня кварталов (территорий), в границах которых расположены существующие или подлежащие образованию земельные участки, предназначенные для проектирования и строительства в течение 2017−2021 годов „стартовых“ многоквартирных домов, обеспечивающих „волновое переселение“ граждан в целях реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве»;
- Постановление правительства Москвы от 8 августа 2017 года №515-ПП «Об утверждении Базовых требований к благоустройству территории жилой застройки при реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве»;
- Постановление правительства Москвы от 8 августа 2017 года №516-ПП «Об утверждении Требований к улучшенной отделке равнозначных жилых помещений, предоставляемых взамен жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в городе Москве».
Что означает это на языке обывателя? Это означает создание понятных правил игры, то есть в течение примерно шести месяцев создавались основные юридические основы, как и куда будут переселять население сносимых домов (кстати, в основном жильцы этих домов либо обеспечиваются жильем в радиусе нескольких километров, либо получают равнозначную или равноценную жилплощадь в новом доме), зачем это делается (с учетом генплана), как будет обеспечиваться исполнение решений, критерии включения или исключения различных категорий домов, участие инвесторов и финансирование и другие ключевые компоненты этой большой и очень важной для города программы, которая затронула жизнь миллионов жителей Москвы.
2. Вовлечение горожан в обсуждение и принятие решений по программе. Список домов, предполагаемых к включению в Программу реновации, составлялся при участии научного совета при Департаменте культурного наследия Москвы и общественного движения «Архнадзор», которые проследили за исключением из программы исторических памятников без охранного статуса, подходящих под программу по критериям этажности ветхости и износа коммуникаций. В частности, из программы были исключены дома в 40 рабочих кварталах 1920−1930-х годов постройки. Первоначально мэрия рассматривала возможность включения в программу 7934 домов и переселение 1,6 миллионов человек.
В период с 15 мая по 15 июня 2017 года мэрия провела голосование за включение домов из предварительного списка в Программу реновации среди собственников и нанимателей квартир. Горожане могли отдать свой голос через приложение «Активный гражданин», центр государственных услуг «Мои документы» или на собраниях собственников, решения которых имели приоритет над иными способами волеизъявления. Для включения дома в программу требовалось собрать две трети голосов «за», для исключения — треть плюс один голос «против». Голоса тех, кто отказался от участия в голосовании, пропорционально распределялись среди сторонников и противников участия в программе, говорится в материалах о внедрении Программы реновации.
Общаясь с москвичами, я много раз слышал, насколько «Активный гражданин» помог сделать их голоса услышанными. Это отличный пример использования современных технологий в повышении вовлеченности горожан в принимаемые решения в обществе.
3. Наличие утвержденного генерального плана Москвы в открытом доступе. С учетом необходимости балансирования между интересами населения, инвесторов, а также властей был утвержден генеральный план — документ, который определяет развитие Москвы до 2025 года, в том числе развитие транспортной инфраструктуры, площадей под деловую и жилую застройку при сохранении окружающей среды и озелененных территорий (материалы с сайта.
Генплан до 2025 года дает всем заинтересованным лицам предсказуемый план развития Москвы.
Кто остался в выигрыше от грамотно продуманной концепции, а также внедрения программы реновации в Москве? Я думаю, в итоге выиграли все, в том числе:
- жильцы, которым данная программа дала возможность выразить свое мнение системно и измеримо, включить или исключить свою собственность из данной программы исходя из состояния, они получили определенные гарантии и понимание того, как вся эта процедура будет происходить;
- инвесторы и застройщики получили возможность застройки с учетом мнения общества, механизм компенсации;
- власти же без лишнего стресса и социального накала получили возможность реализовать те перемены, в которых нуждается столица и за которые они ответственны.
Выводы и рекомендации для Ташкента
Какие стоит извлечь уроки из опыта Москвы по полномасштабному внедрению программы реновации?
- Определиться в первую очередь со стратегией развития города на ближайшие 5−10 лет, исходя из которой будет понятно, сколько необходимо жилья, какая нужна для этого инфраструктура, коммуникации, ЖКХ, чем Ташкент планирует отличаться от других городов, обозначить ключевые цели развития города, с определением конкретных метрик по таким направлениям, как экология, архитектура, инвестиционные показатели, исходя из всех этих факторов определить генплан развития Ташкента.
- Провести инвентаризацию имеющихся нормативно-правовых документов, на основе которых осуществляется определение, снос и переселение жильцов ветхого жилья;
- В случае отсутствия в этих документах четко прописанных критериев, регламентов и пошаговых действий по правомерному и объективному определению, сносу и переселению жильцов создать комиссию с участием Кенгаша городских депутатов, активных граждан, независимых экспертов, а также членов общественного совета, которая критически изучит имеющиеся нормативно-правовые документы и внесет предложения на утверждение городского хокимията и Кенгаша, а при необходимости — и других вышестоящих инстанций.
- Определить в рамках города, возможно, в разбивке на несколько этапов, плана сноса и включения домов, которые потенциально могут войти в программу реновации. В ходе определения данного перечня провести голосование среди жителей на согласие или несогласие на снос их жилья. Данное голосование можно организовать с помощью физической явки, а также через портал meningfikrim.uz. При этом было бы полезно привлечь независимые оценочные компании, которые помогут объективно оценить физическое состояние домов, которые потенциально вошли бы в программу. Юридически закрепить, как принимаются решения о согласии того или иного жилого дома на включение в программу или исключения.
- По вопросу определения исторической и архитектурной ценности жилых домов, вошедших в программу, при содействии специалистов, местных и, возможно, зарубежных, а также Министерства культуры, дать заключение, на основе которого исключить дома представляющую такую ценность, включив их в специальный реестр. В этом случае допускать капитальный или косметический ремонт, но не снос этих домов.
- Проводить открытые слушания о прогрессе программы и вносимых изменениях, исходя из обсуждений и корректировок, делать это гласно с учетом мнений общественности и СМИ. На сайте городского хокимията разместить карту программы и подробные отчеты по итогам слушаний.
Надеюсь, Ташкент возьмет лучшее из опыта других городов в плане муниципального управления, не только сохранит, но и улучшит окружающую среду, а также сможет создать такую силу инвестиционного притяжения, продемонстрировав уважение к правам собственности, историко-культурным и архитектурным ценностям, основам демократии и гражданского общества, что вся страна, а также страны ближнего и дальнего зарубежья захотят быть участником данного экономического развития.
Справка. В июне 2018 года по инициативе нового хокима Ташкента Артыкходжаева Джахонгира Абидовича был создан общественный совет при хокимияте, который мне было предложено возглавить. Речь шла о необходимости собрать лучшие умы Ташкента и предложить им совместно развивать наш любимый город. Также речь шла об изучении опыта других городов мира и применении этих лучших практик у нас. Ну и, наконец, стояла задача, наверное, самая сложная из всех: начало формирования гражданского общества и повышение доверия к муниципальной власти со стороны населения и предпринимателей.
Хочу констатировать тот факт, что в Ташкенте действительно происходит масса перемен, и новый хоким столицы привносит свежий глоток воздуха в жизнь города. За прошедшие 10 месяцев после назначения власть стала более открытой, появились гражданские формирования. Несмотря на перебои в работе соцсетей, в частности, Facebook и Youtube, гражданское общество в лице активных граждан, блоггеров и людей, небезразличных к судьбе Ташкента, смогло сделать свой голос услышанным. Очень сильно в этом помогают независимые СМИ, стараясь объективно освещать перемены и осуществлять общественный контроль за городскими властями.
Timur Kim
Главное что надо подчеркнуть из опыта Москвы, что никто снося твой дом не говорит что он стоит меньше 10000$ и типо радуйтесь тому что вам дали.
미남천재
Делать то барины наши будут?
Барин сам знает, что делать.
Холоп Барину не советчик.
Алишер Раджапов
Все это нужно было сделать 2 года назад, чтобы к сегодняшнему дню все было прозрачно.
А теперь уже запущенный бульдозер не остановишь, там ведь живые деньги пришли на стройку. Может только года через 2 в лучшем случае будет что то подобное, но вряд ли до уровня Москвы дотянет.
Борис Халиков
Кто эти “лучшие умы“ в общественном совете, и какие социально значимые инициативы они проявили в масштабах города или страны? Главная задача администрации города Ташкента, это создание благоприятной среды для человека. Это чистая вода, чистый воздух, безопасные продукты питания, озеление города, экологический общественный транспорт, детские и спортивные площадки и так далее. Разве общественный совет занимается этими вопросами, -нет. По данным Госкомитете по статистике РУз, смертность в Ташкенте ежегодно увеличивается. Она напрямую связана с факторами, о которых я указал выше. Разве сегодня вопрос так называемой реновации для горожан это приоритет, да и кто сказал, что городу нужны новые жилые и коммерческие площади. Для реализации строительных проектов, нужен Генплан, для выполнения которого уйдет как минимум 2-3 года, поскольку это труд практически всех министерств и ведомств страны. Только после появления генплана, можно о чем то вести речь. Ташкент-город десятком тысяч проблем, как сказал хоким Артыкходжаев, но и среди этих проблем, есть приоритетные которыми общественный совет и не занимается.
Сергей Яковенко
Разрешить собственникам недвижимости (строение и участок земли) добровольно стать участниками развития города за соответствующую компенсацию.
Abdu Voris
После стольких скандалов и смертей вспомнили, что это можно делать цивилизованно? Браво, господин очевидность.
Mukhtar Yusupov
Хоким молодец, но ему незачем выезжать ночью для сноса, например Себзар, особенно в сопровождении руководителей правохранительных органов. Он должен так вести это дело, чтобы хотя бы раз в месяц все знали какой инвестор сколько инвестиций внес, прекратить называть инвестициями вклады налогоплательщиков из бюджета и покупателей будущих квартир, обеспечить обязательный 100% ный выкуп инвестором сносимого жилья по удобной для собственника цене и т. д. и т. п.
И все будет тихо и мирно!
Пример: Как сносили жилье и строили Ок (Минор) мечет.
Умида Худайбергенова-Саттарова
Когда речь идет о ветхих домах, которые действительно пора сносить и обновить — понять можно. Когда речь идет о сносе сотни хороших домов с тысячами жителей- М Улугбек сити- это издевательство над народом своей же страны! Москва в шоке, да, да, Такого беспридела ни одна страна в мире не творила! Ваши разговоры об открытости и удобстве- стеб над народом! Решение принято! Нас не спросят! Это факт!
Olesya Lee
Вот с этого и надо было начинать! Перерыли весь город, жалоба на жалобе. Довели людей до кондиции. Живем в страхе, как на вулкане и не знаем, когда снесут. Разговоры о сносе идут годами, но точности и конкретики в ответе нет. Только отвечают “ Вот найдётся инвестор и будем переселять.“ И вот нежданно и негаданно находится инвестор, начинает приходить застройщик ни имени, ни удостоверяющего документа его личности, ни письма, все на словах. Кто так действует? Кто так работает? Начинают создавать давление, загонять людей в угол, чтобы не держались за СВОЁ жильё. Живя в центре, предлагают на 15 км. дальше. Как можно из Дархана перехать на предлагаемые ими квартиры на ТТЗ и Лисунова?
Крик о помощи, контролируйте пожалуйста затройщиков! Пусть отчитыватся за свою территорию, да они частники, но как иначе?! Пора положить конец бесчинству, наглости и безграмотности застройщиков. Действуют и работают, как дровосеки. На тренинг их надо всех послать!
Khatam Kasymov
Как говорится, карты в руки! Вот вам и предварительная инструкция.
Дмитрий Седухин
Почему по вопросу реновации изучают только опыт Москвы? Есть много более интересных примеров, из той же Европы и Германии, в частности.
Tim Ab
Да важно изучить вопросы реновации других стран. Но более важно провести аттестацию всех работников хокимиятов и хокимов на знание законов РУз. Законы необходимо исполнять, а не принимать решения противоречащие законам. Министерство юстиции должно утверждать/проверять все решения хокимов. Соответственно исполнители от хокимиата должны знать свою ответственность за нарушения, а не слепо исполнять все решения руководства. Хокимы не должны говорить как обустроить ту или иную территорию, есть профессионалы -архитекторы (в каждом районе), проектные институты и тд. которые должны предложить решение соответствующее законам и строительным нормам и правилам.
На сегодня явно прослеживается заинтересованность хокимиятов в строительстве сомнительных объектов. Так называемые “строительные фирмы“ нарушают нормы проектирования и строительства. Где контроль государства? Где инспекции ГАСН?
В процессе строительства качество работ фиксируется Исполнительной документацией, осуществляется технический надзор строительства. Уверен что на большинстве объектах строительства этого нет.
Неделю назад проходя мимо новостроек возле Алайского базара видел что на несущих конструкциях (колоннах) залитый бетон имеет технологические перерывы в заливке бетона тоесть трещины уже заложены так как колонну заливали 3 раза. На множестве объектов можно видеть что не залитые 1-2 дня назад балки, ригеля укладываю плиты, т.е. нагружают что делать нельзя. Нарушаются строительные законы, ШНК, КМК. А последствия могут быть непредсказуемые. Нарушения законов происходит повсеместно, на всех уровнях исполнительной власти на местах.
Если законы не исполняют представители власти, это рождает недоверие, недовольство, неверие в улучшение жизни людей, в проводимые реформы.
jack root
насторожила сравнение эксперта, что жильцы домов в Москве обеспечивались жильем в радиусе нескольких километров, т.к. в условиях указанного мегаполиса несколько километров это допустимо, а в условиях нашего Ташкента несколько километров это уже Сергели.
Adolatli Inson
То, что чиновники, от которых зависит снос недвижимости населения ПРОСЫПАЮТСЯ — это хорошая новость. Однако кто-то должен нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за уже принятые НЕОБОСНОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ, приведшие к попранию законных прав собственников жилья, которые и сегодня мучаются, живут в постоянном страхе о потерянном жилье, многие из которых от стрессов заболели, а некоторые умерли. Кто будет отвечать за содеянное, кто остановит этот беспредел. Пока мы слышим от чиновников только обещания. А бульдозеры продолжают свою работу. Наступило то время, когда чиновники обязаны руководить процессами по принципу “после нас — хоть потоп“.
Ilmira Tulyaganova
Бузган жойларида янги уй куриб, шу ердан уй беришса булмайдими?
Beka Geo
Потому что у нас начались “90-е“, которые были в Москве, но в мягкой фазе.
Пока старушек с квартирами не находят массово мертвыми.. Люди пока бесследно не исчезают.
Никто не хочет брать опыт той же Грузии, где если один на миллион откажется, то ничего никто ему по закону сделать не может. И по беспределу тоже, тк первый подозреваемый будет “инвестор“.В центре Тбилиси замороженные стройки, которые стоят так 6-7 лет, тк. Один владелец не хочет продавать свои развалины за предлагаемые $100к, а просит все $500 тысяч. И ничего страшного, город отстраивается, инвесторы идут, ни чета нашим. Новые здания, с достаточно интересной архитектурой.. И никто не бушует, с истерикой не бегает, что по инвесторам пришлось ходить и все отказались.
Делают люди в Грузии верные выводы, а у нас..
Денс Дьяк
Москва шла к этому 20 лет. Подмосковье всё застроено, строить негде уже. А что в Ташкенте тоже больше негде строить кроме как в центре? Или все окраины Ташкента застроены новыми микрорайонами?
Avazbek Azizov
Общественный совет только проснулся? А где был общественный совет (если мне память не изменяет от слова общественность) когда общественность города разговаривала с хокимом? То что сейчас общественный совет выходит со статьями — это как после пожара. Представляй общественный совет интересы общества — ситуация не дошла бы до этого! А раз ситуация дошла до такого, то значит общественный совет не представляет интересы общества. Распустить! Или как минимум переименовать, что бы в наименовании не было указания на “общественность“! Что бы сразу было понятно — что ничего общего с обществом эта структура не имеет.
иван сусанин
Через пару лет начнутся посадки застройщиков как было в Самарканде. Та история где сносят дом в исторической части города. Пока строили ни кто не видел строительства?? Где были сотрудники в первую очередь минкультуры неужели проходили мимо и ни чего не видели? А на самом деле надо судить чиновников. Ведь без разрешения чиновника ни кто ни чего сделать не сможет. Нужна персональная ответственность, а не только полномочия и привилегии. С привилегиями неизбежно должна придти ответственность.
Иван Застава
Alisher Radjapov, 2 года назад это сделать было невозможно. Живые деньги, которые пошли на бульдозеры надо вернуть. Много лет подряд ташкентцы слышат доводы о том, почему именно все делается криво, и почему нельзя сделать нормально. Пора заканчивать этот цирк. СЕЙЧАС самое время начать все делать по-человечески, т.е. разумно.
Ибадулла Байджанов
Градостроительный кодекс — требуется дополнение
Сегодня первой по социальной и политической значимости в перестройке архитектурно-градостроительного процесса является задача разработки программы включения населения как субъекта управления в формирование архитектурно-градостроительной среды своего обитания.
Решение этой задачи должно рассматриваться в качестве одной из форм реализации положений по развитию процесса самоуправления и демократизации в сфере градостроительства и архитектуры.
Важным условием сознательного, добровольного и заинтересованного участия населения в формировании своего окружения является его градостроительная грамотность, знание истории своего города и информированность по всем в опросам текущий градоформирующей деятельности. Информированность населения зависит от реализации принципа гласности мощного средства повышения социальной активности населения.
Одновременно необходимо создание фонда общедоступной и популярной информации о городе (в графических и текстовых формах, понятных непрофессионалам), о разрабатываемых проектных документах всех уровней и стадий. В связи с этим целесообразно постоянное функционирование выставочного центра по градостроительству. В центре могут устраиваться чтение лекций, публичные обсуждение и дискуссии по проблемам развития городской среды, фиксироваться вопросы, предложения и выступления горожан. Все перечисленные формы просветительской работы помогут населению осознать важность и сложность проблемы всестороннего совершенствования городской среды и актуализируют интерес к планировочным решением.
В проектировании возможны два пути сотрудничества с населением города.
Первый — сбор и учет мнения населения об обсуждаемых проектных решениях.
Второй — экспериментальная форма непосредственного участия населения или общественности. В последнее время у нас в республике большое распространение получает различные участия населения в строительстве жилых и общественных зданий: строительство хозспособом, строительство МЖК и ЖСК, возведение социально-культурных комплексов жилых районов методом “народной стройки“, устройство коллективных гаражей и автостоянок, дачное и индивидуальное строительство. Этот опыт требует изучения и поиска более совершенных и упорядоченных форм.
Существующие формы участия населения в благоустройстве, озеленении и художественном оформлении территорий дворов необходимо развивать и укреплять и будущем, так как централизованным порядком обеспечить надлежаший уровень такого благоустройства практически невозможно. Такая излишняя централизация способствует усилению негативных потребительских тенденций в обществе.
Сегодня можно с большим основанием говорить о потенциальной действенности нашей архитектурно-градостроительной теории, чем десятилетие назад, когда на пути стояла несовершенная хозяйственно-экономическая структура общества. Сейчас прогресс в этой области опрежает прогресс в архитектурной теории. Современная теория архитектуры должна учитывать возможности раскрепощения созидательной энергии города, его творческой самодеятельности, в том числе архитектурной. Кретерием выбора приоретитных направлений в области градостроительства должны стать интересы человека.
За рубежом рассматриваемая проблема за последние 20 лет приобрела особую актуальность, сформировался ряд форм и методов участия населения в проектировании, строительстве и управлении городской средой.
В теоретических трудах, освещающих проблему партиципации, прослеживаются три направления ее решения:
Совершенствование процесса градостроительного проектирования путем разработки методики учета общественного мнения населения в градостроительстве;
Оптимизация процесса проектирования путем установления не посредственного контакта с горожанами или представителями общественности на всех стадиях проектирования;
Разработка методических принципов создания легкочитаемых архитектурных чертежей и макетов, предназначеннных для совместной работы с непрофессионалами (так называемых “паттернов“) как это у нас, уже практикуется для сельской местности.
На основании рассматренного зарубежного опыта можно сделать следующие выводы.
Движение партиципации, т.е. участия населения, явилось одним из основных истоков постмодернизма. Появившись в конце 60-х годов, оно сейчас стало общим правилом разработки архитектурно-градостроительных проектов в зарубежной практике благодаря введению специальных актов в градостроительное законадательство. Участие общественности способствует более рациональному решению вопросов формирования среды обитания, поиску новаторских подходов и альтернативных решений.
Привлечение населения к проектированию — сложный диалектический процесс нахождения разумных компромиссов в возникающих противоречиях между профессионалом и потребителем. Для этого используются различные формы и методы контактов: учет общественного мнения, организация собраний жителей, приближание проектных бюро к объектам проектирования, внедрение проектировщиков в общины, организация инициативных групп и включения их представителей в состав проектного коллектива. Для облегчения контактов язык проектной документации упрошается, используются наиболее доходчивые формы представления проектных решений.
Появление различных форм участия во многим обусловлено демократическими традициями местных обшин и историческим опытом их самоуправления.
Развитие партиципации (культура участия и
Vladimir Vladimir
Пример Грузии не удачный, Саакашвили хотел перемен и сделал их, а здесь хотят поменять только старый клан на новый. Смотрите, на улицах полно машин с соседних стран все тонированные а здесь запрет фактически, вот оно отношение если так взять конкретный пример.
Кахрамон Отабаев
Должен быт принят закон “ О сносе жилых и нежилых помещений в г. Ташкенте“ Других подзаконных актов надо аннулировать. В этом законе должна прописаться вся процедура о сносе и порядок компенсации. Сейчас кроме “Жилищного Кодекса“ существует несколько актов по этой теме не считая решений хокимията г. Ташкента
Александр Мельников
нельзя совершать самую большую ошибку Москвы. это точечную застройку. сносят пятиэтажный дом а на его месте строят 25 этажный.а места от этого больше не становится. нагрузка на инфраструктуру увеличивается в пять раз. Вокруг Ташкента столько пустой территории. Нужно расширяться а не застраивать центр. Иначе люди так же как и в Москве будут вынуждены по два а то и по три часа добираться утром на работу а вечером домой. Я каждый год летом приезжаю на своем авто из Москвы в Ташкент на месяц в отпуск. И получаю такое удовольствие от езды без пробок.
Кардинал Ришелье
Где был Общественный Совет, когда ночью сравнивали с землей Себзар? Риторический вопрос. “Лучшие умы“ себя дискредитировали. Пока Вы все на деле не стоите на страже интересов народа, грош цена всем акциям. Эти статьи после пожара уже ничего не значат.
Муват Баратович
Опыт Стамбула.
1 Под снос попали “геджеконду“ (самовольно построенное жилье), а только потом дома с несколькими этажами.
2 По условиям, часть квартир переходила в собственность бывшим жителям “геджеконду“, а часть квартир девелоперам разрешалось продать
3 Ко второй части реновации относится обновление жилищного фонда Стамбула. На месте старых-ветхих строений появляются современные дома. Определяющую роль в этом процессе играют сами жители дома, а не государство. Роль властей в этой программе минимальна.
4 По окончании строительства жители въезжают в обновленные дома по тому же адресу. Выбор компании, которая будет осуществлять проект, остается за жителями.
https://pikabu.ru/story/renovatsiya_zhilya_opyit_drugikh_stran_stambul_5271350
U Union
Сингапурский, Дубайский, немецкий, китайский, японский опыт лучше чем московский! Россия отсталая страна в области урбанистики.
Дмитрий Петров
Не берите в расчет опыт Москвы. Там сплошной обман.
Рассел Гарус
И что это развитие? Разломали центр. Лишь бы всё сломать. А окраины как были все эти 27 лет в бедности так и остались. и вообще некорректно сравнивать Москву с Ташкентом.
Adolatli Inson
Урок должен быть один — не построив новый дом, не ломай старый дом. И помнить о том, что без доверия народа никакие реформы проводить нельзя.
Dmitry Ermolaev
Реновация в Москве — это один большой кидок. Единственный урок, который можно извлечь, это внимательно следить за руками хокимията и правительства, особенно за “Создание юридической основы в виде ряда нормативно-правовых актов“
Вот как это сделано в Москве, было:
Земельный участок под многоквартирным домом, построенном до 29.12.2004, находится в собственности жильцов — п. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса РФ“
http://docs.cntd.ru/document/499010471
И как стало, то есть владельцы сносимых домов переселяются в арендованный воздух:
Право собственности на земельный участок под домом, включенном в реновацию, будет переоформлено на город Москва — ст. 7_2 (последний абзац) закона о реновации.
http://docs.cntd.ru/document/9009842
Дома по программе реновации будут построены на арендованном земельном участке — пункт 36 ч. 2 ст. 39-6 Земельного кодекса РФ.
http://docs.cntd.ru/document/744100004
Собственник земельного участка становится собственником помещений капитального строительства — ч. 5 ст. 1 Земельного кодекса РФ.
http://docs.cntd.ru/document/744100004
Алевтина Кан
Прописать-то пропишут, как должно быть ( это важно), а на самом деле, куда кривая выведет в процессе “исполнений желаний“.