Две трети детей и подростков подвергаются травле в школе, в интернете и, как правило, они не говорят об этом взрослым, переживая психологические и физические травмы молча. При этом каждый третий школьник в промышленно-развитых странах признает, что сам неоднократно участвовал в травле своих сверстников, говорится в докладе генерального секретаря ООН.

Согласно исследованиям, дети, подвергающиеся издевательствам, часто испытывают проблемы со здоровьем, в том числе психическим. У них развивается низкая самооценка, состояние тревоги, подавленности и беспомощности. Нередки случаи самоубийства.

Генеральный секретарь в докладе привел цитату 11-летнего мальчика: «Учительница дала нам лист бумаги и разрешила разрисовывать его, топтать, мять — но не рвать. Потом она попросила нас распрямить его, но мы не смогли разгладить все складки. Тогда она сказала, что, когда над кем-то издеваются, с ним происходит что-то похожее».

Однако далеко не все учителя, да и родители, способны или хотят распознать признаки травли и изменения в поведении ученика, говорится в докладе. Сами дети, подвергающиеся издевательствам, не всегда готовы сообщить о них взрослым, опасаясь мести со стороны обидчика, особенно если он будет наказан, а в случае травли в интернете — из страха лишиться компьютера, интернета или возможности пользоваться мобильным телефоном.

Все больше детей общаются онлайн, причем они начинают пользоваться интернетом все в более раннем возрасте. Дети и подростки моложе 18 лет составляют треть всех пользователей интернета, а мобильные телефоны в Европе имеют 80% детей в возрасте 5−14 лет. На этом фоне растут и масштабы «кибербуллинга».

Девочки-подростки в виртуальном пространстве нередко становятся объектами сексуальных домогательств или преследования — так называемого «киберсталкинга». Еще одна форма травли, в первую очередь, девочек, — это распространение СМС со снимками сексуального характера — так называемый «секстинг».

Сами девочки тоже способны издеваться над сверстниками, но делают это исподтишка, например, распространяя слухи в социальных сетях. Мальчики высмеивают в других физическую слабость, недостаточно «мужественное», с их точки зрения, поведение.

В докладе отмечается, что нередко обидчики происходят из неблагополучных семей, где зачастую сами подвергаются насилию. Многие из них одновременно выступают инициаторами издевательств и сами становятся жертвами травли. Такие дети, по мнению психологов, находятся в особенно трудном положении и нуждаются в срочной помощи.

Для того, чтобы справиться с проблемой травли, считают в ООН, нужно, прежде всего, выслушать самих детей и вникнуть в их проблемы.

Ключевое значение также имеет работа с учителями и родителями. Доброжелательная обстановке в школе, положительный пример взрослых, контроль за тем, как дети проводят время на переменах и после уроков, обучение их мерам предосторожности в интернете — все это может оградить детей от последствий издевательств, травли и помочь обидчикам изменить свое поведение.

Никто не рождается монстром, утверждают эксперты, буллинг — это приобретенное поведение, а значит от него можно отучить.