Ученики школ, студенты вузов, журналисты и специалисты ЮНИСЕФ на встрече в среду в столице обсудили, каким образом можно искоренить насилие в учебных заведениях Узбекистана.

Почти половина подростков в мире испытывают насилие в школах. Почти 750 миллионов детей школьного возраста живут в странах, где телесные наказания в школах не полностью запрещены законом. Эти дети не защищены от физического наказания учителями и другими лицами, сказал, представляя результаты глобального исследования ЮНИСЕФ «Ежедневный урок», глава фонда в Узбекистане Саша Грауманн.

Он отметил, что травля — это наиболее распространенный вид насилия в школе. Для многих мальчиков и девочек насилие является ежедневной угрозой в школьной среде, и особенно уязвимы перед ним дети в интернатных учреждениях.

Насилие снижает способность ребенка учиться и быть успешным. Дети могут пропускать занятия и вовсе бросить школу именно по этой причине. Это сводит на нет все инвестиции, сделанные в раннее развитие, образование и здравоохранение, подчеркнул Саша Грауманн.

ЮНИСЕФ подготовил ролик «Насилие — это не норма», призывая всех принять участие в прекращении насилия.

Выветрить атмосферу страха из школ

Многие участники встречи отмечали: чтобы обучение в школе было комфортным и достигались образовательные цели, необходима атмосфера толерантности и уважения к индивидуальности учеников.

«У обучения нет конечной остановки, оно длится всю жизнь. Оно должно приносить радость и преимущества, но вместе с этим это тяжелая работа. В обучении мы должны принимать индивидуальность друг друга и всегда относиться с уважением к другим», — подчеркнул Эндрю Бакмэн, завуч Ташкентской международной школы.


«Чтобы ребенок обучался эффективно, он должен чувствовать себя в безопасности, счастливым. Необходимо чувство полной безопасности, чтобы делать ошибки и анализировать их. Это важнейший навык для того, чтобы двигаться дальше и получать больше опыта для будущего, — говорит Эндрю Бакмэн. — Но если мы находимся в страхе наказания за то, что можем сделать ошибку, боимся, что нам могут причинить насилие или боль … обучение невозможно.

Лучшая образовательная среда будет создана в атмосфере, где нет места страху, запретительным мерам и, самое главное, насилию, уверен педагог.

«Два-три года назад к нам в школу пришел мальчик. Возможно, он был слабее физически, чем его одноклассники. Этим воспользовались агрессивно настроенные ребята, оскорбляли его, портили вещи, — рассказал Данил, ученик столичной школы. — Думаю, он говорил об этом учителям, директору, но никому особенно не было дела до этой ситуации. Во всех таких случаях основную поддержку мы должны получать от учителей — сотрудников школ, лицеев».

Комментируя этот случай, педагог-дефектолог Рано Макаренко отметила, что ученики должны быть обучены коммуницировать друг с другом и уметь остановить травлю. Задача состоит в том, чтобы найти специалиста, который научит детей говорить в таких случаях: «Нам неприятно, мы не хотим, чтобы ты обижал других», считает она.

Насилие — результат нетерпимости в обществе

«Моя подруга живет с ВИЧ, о ее статусе стало известно в школе, — рассказала учащаяся колледжа Малика Суннатиллаева. — С ней перестали общаться, она была очень подавлена. Люди с ВИЧ-положительным статусом ничем не отличаются от людей с ВИЧ-отрицательным статусом. Они просто принимают специальные лекарства». Важно знать о путях передачи ВИЧ, чтобы не множить предрассудки. Если бы мы знали больше, то не обижали бы друг друга, считает Малика.

«Смысл слов „Уят! Одамлар нима дейишади!“ известен всем нам. Говоря их ребенку, родители думают о себе. Ты не должен плакать, делать то, что считается не совсем правильным в обществе, — и с этим мы растем», — отметил блогер Умид Гафуров. В результате дети стыдятся рассказывать родителям, что их дразнят, или о других проблемах, считает он.

«Насилие над индивидуальностью человека идет с семьи. Что люди скажут — это важнее для нас, чем устремления и желания детей, — говорит Умид Гафуров. — С детства, в семье, нужно воспитывать так, чтобы дети уважали индивидуальность — свою и других людей».

Рассказывает Наргиза Кутлиева, ученица столичной школы: «Над моей знакомой насмехались в школе из-за ее внешности, это было очень болезненно для нее. Она была вынуждена уйти из той школы. Мне хотелось бы, чтобы все родители воспитывали в детях человечность, учили быть толерантными, терпимыми к людям. Испытывая насилие, дети не смогут ничего полезного принести нашему государству».

В ходе диалога не прозвучала позиция Министерства народного образования по вопросу насилия в школах — и ее действительно не хватило, чтобы понять, как ответственная организация будет действовать, чтобы объединить усилия детей, родителей и педагогов для создания дружественной детям среды — той самой, где вырастут «инноваторы, никогда не сдающиеся перед трудностями», о которых говорил Эндрю Бакмэн.