В Ташкенте по инициативе и. о. хокима Джахонгира Артыкходжаева планируется впервые принять территориальную программу обеспечения безопасности дорожного движения. Ее обсуждение состоялось в пятницу с участием представителей столичной администрации, УБДД ГУВД и Департамента по установке и эксплуатации системы управления дорожным движением хокимията. Это была вторая встреча, посвященная данному вопросу.

Хокимияты наделены полномочиями утверждать территориальные программы по обеспечению безопасности дорожного движения законом «О безопасности дорожного движения», однако до этого такая программа не принималась.

Ташкенту срочно нужна программа повышения безопасности на дорогах, говорилось на первой встрече, на которой присутствовал корреспондент «Газеты.uz». Документ должен установить единые требования к обеспечению безопасности в зависимости от зон, прилегающих к дорогам и улицам.

Предложения секретариата хокима

Среди важных предложений, подготовленных секретариатом хокима, — снижение разрешенной скорости движения автомобилей перед наземными пешеходными переходами у социальных объектов (школы, дошкольные образовательные учреждения, институты, медучреждения) и мест массового скопления людей (парки, торговые центры, рынки, стадионы, театры, концертные залы, мечети, церкви, бизнес-центры). При наличии 3 и более полос для движения в каждую сторону скорость предлагается ограничить 50 км/час, при наличии 1 или 2 полос в каждую сторону — 30 км/час.

Намечено провести инвентаризацию наличия и соответствия ГОСТу (23457−86) дорожных знаков у всех социальных объектов, с выдачей предписаний департаменту хокимията об устранении недостатков. Прорабатываются вопросы обеспечения видимости дорожных знаков и указателей в любое время года.

Кроме того, предлагается ввести требование об обязательном наличии светофоров на всех наземных пешеходных переходах с количеством полос более 2 в каждую сторону. Все пешеходные светофоры поэтапно планируется заменить на светофоры с таймером обратного отсчета.

Ожидается проведение изучения всех заборов посередине проезжей части на наличие ограничения видимости перед пешеходными переходами, на разворотах и пересечениях улиц, с подготовкой конкретных предложений по демонтажу или понижению высоты заборов на проблемных участках.

На перекрестках с интенсивным движением и улицах с 3 и более полосами движения планируется создание возможности беспрепятственного выполнения поворота направо из правой полосы.

С учетом недоступности большинства подземных и надземных пешеходных переходов людям с ограниченными возможностями предлагается провести их инвентаризацию и установить обязательность наличия на всех подземных переходах пандусов, а на надземных — эскалаторов, пандусов или лифтов.

Отдельным пунктом проекта программы является усиление пропаганды соблюдения ПДД через СМИ и пустующие рекламные конструкции в городе.

Предлагается запустить центр обработки заявок с коротким телефонным номером для приема обращений по всем вопросам, касающихся безопасности движения, — неработающие светофоры, отсутствие разметки, плохо видимые (загороженные рекламными конструкциями или ветвями деревьев) знаки, открытые люки и т. д.

Хокимият приветствует предложения горожан по территориальной программе безопасности дорожного движения.

Кто будет этим заниматься

Среди причин наличия проблем в сфере безопасности движения — отсутствие единого органа в данной сфере, а также достаточных ресурсов, говорят специалисты, с которыми общалась «Газета.uz».

Предписания по установке и ремонту светофоров, дорожных знаков, нанесению разметки, организации разворотов, переходов и т. д. готовит Отдел дорожного надзора УБДД, а работу эту выполняет вышеназванный департамент хокимията. Из-за небольшого количества сотрудников обе эти структуры физически не могут оперативно реагировать на ситуацию в столице.

Жителям известно, что на оборудование того или иного перекрестка светофорами уходит до недели. Ранее «Газета.uz» писала о проблеме нехватки дорожных знаков. Управления благоустройства не всегда быстро реагируют на предписания отремонтировать тот или иной участок улицы, подрезать ветви деревьев, закрывающих светофоры и знаки. За освещение отвечает отдельная организация.

Эти и другие проблемы могло бы решить создание единой структуры хокимията, укомплектованной достаточным количеством сотрудников, которая в согласовании с УБДД занималась бы всеми вопросами инфраструктуры безопасности дорожного движения на основе четких прописанных требований, а также постоянного анализа и обоснованных расчетов.