Для общественного обсуждения опубликован проект Избирательного кодекса Узбекистана. Заместитель председателя Центральной избирательной комиссии Гюльноза Рахимова рассказала «Газете.uz» об ожидаемых изменениях в избирательном законодательстве.

Проект Избирательного кодекса предусматривает унификацию пяти действующих законов о выборах: «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан», «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» и «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан».

При подготовке документа была проведена инвентаризация избирательного законодательства и обобщена национальная практика проведения выборов, а также изучены избирательное законодательство и опыт более 15 стран.

Проект Избирательного кодекса состоит из 18 глав и 100 статей. Он предусматривает следующие основные новые положения:

  • исключается институт квотирования депутатских мест в Законодательной палате для представителей Экологического движения. При этом предлагается сохранить количество депутатских мест в Законодательной палате — 150;
  • упраздняется порядок выдвижения кандидатов в районные (городские) Кенгаши народных депутатов органами самоуправления граждан;
  • законодательно регламентируется порядок функционирования Единого электронного списка избирателей Узбекистана;
  • исключается понятие «избирательный лист» посредством внедрения единого документа — избирательного бюллетеня как для досрочного голосования, так и голосования в день выборов;
  • вводится порядок рассмотрения обращений физических и юридических лиц по вопросам организации, проведения и подведения итогов выборов;
  • предоставляется возможность проставления подписи избирателя в поддержку нескольких кандидатов либо партий в ходе сбора подписей политическими партиями;
  • устанавливается порядок незамедлительного вывешивания на избирательном участке копии протокола участковой избирательной комиссии о подсчете голосов для всеобщего ознакомления на срок не менее чем 48 часов;
  • предусматриваются конкретные действия участковой избирательной комиссии после завершения голосования (подсчет голосов, составление протокола, взаимодействие с окружной избирательной комиссией и др.);
  • определяется порядок, в соответствии с которым при образовании избирательных округов во время выборов в представительные органы государственной власти максимально допустимое отклонение количества избирателей в избирательных округах не должно превышать 15%;
  • предусматривается образование единого избирательного участка в случае одновременного проведения выборов в Законодательную палату и местные Кенгаши народных депутатов;
  • на законодательном уровне определяется порядок избрания членов Сената, с отменой положения о порядке избрания членов Сената, утвержденного ЦИКом;
  • устанавливаются требования, предъявляемые к членам избирательной комиссии всех уровней, и другие новшества.

«Принятие Избирательного кодекса обеспечит более качественное правовое регулирование избирательных отношений, их соответствие международным стандартам, устранение существующих противоречий», — считает Гюльноза Рахимова.

По ее мнению, документ будет способствовать созданию здоровой межпартийной конкуренции в стране и дальнейшей активизации политических партий, а также повышению правовой культуры избирателей и их политической активности.

Разработкой проекта Избирательного кодекса занималась рабочая группа по совершенствованию избирательного законодательства и правоприменительной практики. В ее состав вошли депутаты, сенаторы, представители Независимого института по формированию гражданского общества, Министерства юстиции, политических партий, Академии государственного управления, Института стратегических и межрегиональных исследований при президенте, Ташкентского государственного юридического университета, члены и ответственные работники секретариата Центральной избирательной комиссии, а также эксперты, ученые и практики в области избирательного права.

Проект был подготовлен с учетом рекомендаций миссий международных организаций по наблюдению за выборами, в том числе Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ, ШОС, СНГ, Всемирной ассоциации избирательных органов и Организации исламского сотрудничества.