Председатель правления «Узавтосаноат» Шавкат Умурзаков, назначенный на должность 26 июня, объяснил повышение цен на автомобили и недостатки автомобильной отрасли Узбекистана на очередной сессии Международного пресс-клуба в понедельник.

Ранее он сообщил о повышении с 1 августа цен на автомобили в среднем на 14%. Однако Шавкат Умурзаков заверил, что компания будет добиваться снижения себестоимости до конца года. Для этого «Узавтосаноат» договорился с производителями до конца года снизить цену комплектующих в среднем на 20%.

«Мы будем действовать пошагово, а не шоковой терапией. Потому что если мы скажем им сразу снизить на 30%, то мы убьем их окончательно, производство машин еще более сократится и будет еще больший дефицит, так как эти организации сидят на кредитах от 10 до 20%. Это одна из причин дороговизны автомобилей», — объяснил он.

По его словам, в свою очередь, снижение цен на комплектующие позволит снизить себестоимость на 9% и увеличит производство машин до 220 тысяч единиц в год.

«До конца года мы планируем произвести дополнительно 140 тысяч автомобилей. Я и моя команда обещаем, что никакого срыва при реализации планов не будет. Комплектующие будут поставляться вовремя, мы будем вовремя производить машины и доставлять их населению. Искусственного дефицита не будет, мы сможем удовлетворить спрос, этим же методом мы постараемся снизить себестоимость авто», — объяснил он.

Говоря о проблемах автомобильной отрасли, он назвал симптомы, которые привели к текущей ситуации с ценами и поставил «диагноз».

"Если говорить о государстве как о семье, то автомобильная отрасль — ребенок этой семьи. Если смотреть на это как на организм, то когда какая-то часть работает плохо, то появляются симптомы. У нас сейчас наблюдается «малокровие», то есть нехватка денежных средств, из-за чего упало производство", — отметил Шавкат Умурзаков.

Первым симптомом он назвал последствия экономического кризиса в мире, которые до сих пор дают о себе знать. «Изначально не была создана конкурентоспособная система, [GM Uzbekistan] полагался на монополистическое положение. Мы это исключим», — добавил он.

Вторым симптомом стал двойной курс, который действовал до сентября 2017 года. «Все знают, что после девальвации курс повысился один к одному, но цены автомобилей настолько не выросли. Мы добились того, что лишь 50% комплектующих мы производим у нас, а все остальное покупаем за валюту», — пояснил глава «Узавтосаноат».

"Третий симптом — коррупция. Где есть льготы и преференции, там развивается коррупция. Кроме того, у нас не развивался автоинжиниринг, то есть у нас отсутствует интеллектуальная собственность", — резюмировал он.

Более того, неправильная система управления также привела к повышению цен. «Раньше автомобили продавались на экспорт по цене ниже себестоимости. Было очковтирательство. План производства машин шел снизу, а затем „Узавтосаноат“ утверждал его. Такого больше не будет», — заверил Шавкат Умурзаков.

По его словам, «болезнь автомобильной отрасли прогрессировала 22 года, теперь она стала хронической».

«Шоковым путем не вылечить, признаю это. Поскольку мы можем полностью потерять эту сферу. Я считаю, что автомобильная отрасль очень нужна государству, она очень прибыльна. Самое главное — это позволит нам создавать интеллектуальную собственность», — сказал он.

Председатель «Узавтосаноат» также указал на то, что подготовка кадров в Туринском политехническом университете не отвечает нынешним требованиям автомобилестроения. «В немецких вузах преподают 70 предметов, у нас, оказывается, 10 — и то теоретические. Практической составляющей практически нет. Но у нас нет учителей, которые могли бы преподавать здесь. Я найду деньги, чтобы привлечь их в эту сферу. Это не вина покупателей, это неправильная система», — добавил выступающий.