Правительство Узбекистана постановлением от 26 июля утвердило меры по развитию инфраструктуры автомобильных дорог и совершенствованию системы организации дорожного движения. Об этом «Газете.uz» сообщили в пресс-службе Министерства юстиции.

В документе подчеркивается необходимость ускоренного развития дорожно-транспортной инфраструктуры как важнейшего фактора развития экономики страны и отмечаются недостатки в этой сфере.

Нормативные документы в области благоустройства и уровня развития инфраструктуры автомобильных дорог не соответствуют современным международным стандартам. Требуют обновления действующие стандарты, разработанные в 1970−80-х годах, в том числе в части светофорного регулирования, обустройства дорожных ограждений, разметки дорог и применения дорожных знаков, говорится в постановлении.

Критике подвергнуто отсутствие системного подхода к организации и проведению работ по производству и установке дорожных знаков, а также нанесению износостойкой дорожной разметки. Инвентаризация показала, что на автодорогах страны требуют замены более 70 тысяч устаревших знаков и нужна установка дополнительно свыше 136 тысяч указателей.

Постановлением определены основные направления совершенствования дорожной инфраструктуры в рамках принятой в этом году Концепции обеспечения безопасности дорожного движения в Узбекистане на 2018−2022 годы:

1. Обеспечение безопасности участников дорожного движения на основе применения инновационных разработок и светоотражающих материалов при нанесении разметки, обустройстве пешеходных переходов, мест пересечения и примыкания автомобильных дорог, мест кратковременных стоянок и остановок;

2. Повышение информированности участников дорожного движения по принципу «говорящая дорога» путем установки достаточного количества дорожных знаков и информационных указателей, в том числе на иностранных языках, обеспечивающих участникам дорожного движения качественную навигацию по маршрутам следования.

3. Создание условий для максимального удобства и комфорта пользователей автомобильных дорог, снижения негативного воздействия транспортных средств на экологию за счет повсеместного озеленения, благоустройства и архитектурно-ландшафтного конструирования придорожных территорий с рациональным интегрированием в нихобъектов инфраструктуры;

4. Широкое внедрение ИКТ, технических средств и программных продуктов в процессы строительства, обустройства и эксплуатации автомобильных дорог;

5. Снижение расходов при эксплуатации автомобильных дорогза счет повышения качества дорожных ремонтных работ и благоустройства территорий, а также использования современных износостойких материалов, комплектующих, компонентов, отвечающих современным требованиям к техническим средствам регулирования, а также адаптированных к погодно-климатическим условиям регионов Узбекистана.

Утверждена программа организации производства и установки дорожных знаков
и нанесения устойчивых дорожных разметок на автодорогах республики на 2019−2023 годы. Намечено установить 409,3 тысячи знаков и нанести 170,7 тысячи км разметки. На эти целы будет направлено 382,265 млрд сумов.

С 2019 года должны начаться производство и установка на магистральных автомобильных дорогах и центральных городских улицах электронных информационно-указательных и предупреждающих знаков с использованием энергосберегающих технологий и источников солнечной энергии.

До конца года поручено утвердить требования к оснащению автомобильных дорог дорожными знаками, разметкой и другими элементами регулирования движения с учетом современных международных стандартов и дифференцированного подхода к цветовой гамме с преобладанием зеленого цвета для информационно-указательных знаков.

Намечено привлечение иностранного инвестора для создания совместного предприятия по производству и эксплуатации дорожных знаков, красок и термопласта для разметок и других элементов регулирования дорожного движения.

Прорабатывается вопрос организации сотрудничества с Институтом проектирования и планирования Циньдао (Китай) в сфере проектирования и эксплуатации дорожной инфраструктуры.

Запланировано внедрение механизма государственно-частного партнерства при предоставлении субъектам предпринимательства земельных участков для строительства объектов придорожной инфраструктуры с принятием ими обязательств по озеленению и благоустройству территорий вдоль автодорог.

В 2019 году будут реализованы пилотные проекты по строительству и реконструкции участков автомобильных дорог М-39 «Ташкент-Самарканд» протяженностью 5 км и М-34 «Гулистан-Даштобод» протяженностью 5 км с установкой уличного освещения и технических средств дорожного регулирования на основе альтернативных источников энергии, дорожных знаков с использованием светодиодов и светоотражателей, а также современных элементов ландшафтного дизайна и озеленения территорий вдоль автодорог.

В трехмесячный срок должна быть разработана программа локализации и межотраслевой кооперации производства комплектующих, компонентов, сырья и материалов, используемых в производстве разметочных красок, термопласта, технических средств и других элементов дорожного регулирования в рамках комплексного совершенствования всей дорожной инфраструктуры.

В структуре Государственного комитета по автомобильным дорогам создается ГУП «Махсусйулкурилиш"("Спецдорстрой»),одним из основных направлений деятельности которого будет изучение и внедрение современных передовых инновационных технологий в рамках реализации инфраструктурных проектов с учетом строительства автодорог с цементобетонным покрытием.

Кроме того, создается ГУП «Проектно-изыскательский институт „Узйуллойиха“» («Уздорпроект»), ответственный за разработку проектов дорожной инфраструктуры с внедрением современных технологий и прогрессивных методов организации проектных работ на основе применения передовой зарубежной практике оснащения автодорог дорожными знаками, разметкой и другими элементами регулирования дорожного движения.

В структуре Uzavtoyo’lbelgi будет открыта специализированная лаборатория по проведению анализа и испытаний на соответствие стандартам дорожных знаков, красок и термопласта для разметок с передвижными и стационарными лабораториями.

Кроме того, в Госкомавтодоре создается Фонд инновационного развития, основные задачи которого — оказание поддержки в рамках проведения научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических работ по проблемам обеспечения безопасности и развития на автодорогах, внедрение новых ИКТ и интеллектуальных систем, технических средств и программных продуктов в сфере строительства и эксплуатации автодорог.

С 2018/2019 учебного года в Ташкентском институте по проектированию, строительству и эксплуатации автомобильных дорог открываются курсы повышения квалификации технических кадров по направлениям «Эстетика автомобильных дорог», «Ландшафтный дизайн придорожных территорий», «Нанесение дорожных разметок» и «Организация дорожного движения», при необходимости с привлечением в качестве преподавателей ведущих зарубежных специалистов.

Хокимияту Ташкента совместно с ГУП «Узйуллойиха», Министерством внутренних дел, Министерством строительства и ГУП «ТошкентбошпланЛИТИ» поручено при разработке проектно-сметной документации по строительству и реконструкции центральных городских улиц предусматривать оборудование пешеходных переходов и оснащение их техническими средствами регулирования, в том числе со звуковым сопровождением для слабовидящих, с учетом передовой зарубежной практики.

В двухмесячный срок будут разработаны научно обоснованные рекомендации по посадке деревьев вдоль автодорог для обеспечения защиты дорожного покрытия от ветровой эрозии, грунтовых вод, снежных и песчаных заносов, с учетом местных погодно-климатических условий регионов страны.

На Государственную инспекцию по контролю за качеством дорожно-строительных работ при Кабинете Министров возложены функции по контролю за работами по демонтажу и восстановлению дорожной одежды городских улиц и других населенных пунктов при строительстве и ремонте сетей инженерной коммуникации, при необходимости с применением административной ответственности за нарушение качества и выполнение работ без разрешений.