Программа реформ дошкольного образования масштабна и амбициозна: если сегодня детсады посещают 33% детей, к 2031 году 85% детей должны обучаться в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) по принципам личностно-ориентированного обучения. Со времени создания Министерства дошкольного образования в сентябре 2017 года пересмотрены нормативно-правовые рамки сферы: утверждены новые государственные требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста, разработана учебная программа дошкольного образования на основе компетентностного подхода, запущена открытая информационная система управления образованием (EMIS, Educational Management Information System). Ожидают утверждения планы действий по внедрению инклюзивного образования и политики развития педагогических кадров, разработан законопроект «О раннем развитии детей дошкольного возраста».

Министр дошкольного образования Агриппина Шин в интервью «Газете.uz» рассказала, какие изменения происходят в обустройстве дошкольных образовательных учреждений и организации их работы.

— Узбекистан ориентируется на опыт Южной Кореи по организации дошкольного образования. Чем он примечателен?

— Прежде чем прийти к опыту Южной Кореи, был изучен опыт разных стран, например, Финляндии, Великобритании, России, Японии, Швеции. Остановились на модели Южной Кореи, потому что есть схожесть менталитета, во взаимоотношениях внутри семьи, отношении к детям и привитии им чувства патриотизма.

В Южной Корее практически такое же количество детей, как у нас, охвачено дошкольным образованием: 800 тысяч детей в Узбекистане и около 850 тысяч детей в Республике Корея. При этом количество ДОУ аналогично нашему. У нас же детей раннего возраста более 2,5 миллиона: количество детей отличается в 3 раза. В Корее охват детей ДОУ очень высокий — 94−95%, у нас — около 33%.

В южнокорейской системе воспитатель находится не над ребенком, а вместе с ним, он внутри образовательной среды.

Все учебно-воспитательные процессы проходят в виде игр, знания передаются посредством игры. Этим самым повышается мотивация ребенка к обучению — без навязывания ребенок чувствует себя комфортно, свободно. Это личностно ориентированное образование, когда в центре внимания находится ребенок.

— Какие элементы южнокорейской системы сейчас перенимает наше дошкольное образование?

— Нашим министерством уже утверждены требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста, разработанные совместно с ЮНИСЕФ. Они основаны на компетентностном подходе.

В Южной Корее вся работа в этой сфере регламентируется законом о раннем детском образовании. У нас есть общий закон «Об образовании», который сейчас пересматривается. В новой редакции имеется отдельный пункт о дошкольном образовании, где прописано, что дети раннего возраста — 6−7 лет — будут постепенно охвачены обязательным одногодичным образованием с 15-часовой недельной нагрузкой. Но все равно в этом законе всего 3−4 строчки о дошкольном образовании, поэтому нами был разработан проект закона «О раннем развитии детей дошкольного возраста». Он прошел обсуждение на портале СОВАЗ, учтены комментарии и предложения работников сферы и родителей. Сейчас законопроект готовится для внесения в Законодательную палату.

Еще один аспект — тематическое планирование, разработка учебных планов по темам в зависимости от возраста. Наши новые планы были разработаны совместно с профессорами из Университета Пучон. В Узбекистане открылся его филиал, который в этом году проводит первый набор в количестве 540 слушателей. В августе мы намерены отправить в Южную Корею группу из 20 человек для обучения.

Наша основная концепция: «Счастлив ребенок — счастлива семья», и хотелось бы добавить еще одно звено к этой логической цепочке: «Счастлив учитель — счастлив ребенок». Учитель должен получать радость и удовольствие, видя, каких успехов достигают его ученики.

Если раньше детсады были предназначены для ухода и присмотра за детьми, то сейчас они становятся дошкольными образовательными учреждениями, где упор делается на обучении.

Объекты, вошедшие в инвестиционную программу 2018 года, — это совершенно новые проекты по организации дошкольного образования. Пять новых типовых проектов ДОУ, где создано новое образовательное пространство, реализованы с учетом корейского опыта. До конца года запланировано строительство 40 государственных ДОУ. Вместе с этим реализуются и инновационные проекты совместно с иностранными партнерами. Например, ДОУ №324 в Мирзо-Улугбекском районе Ташкента будет открыто в ближайшее время, проект полностью спонсирован корейскими инвесторами — Университетом Седжон и компанией New Millenium Construction. В них выделены блоки питания; столовые соединяются с основными корпусами удобными утепленными коридорами, в которых удобно расположены мобильные читальные зоны; спортивные зоны, музыкальный зал тоже мобильны.


— ДОУ по новым проектам — это совсем другая «вселенная» в сравнении с детсадами, построенными еще в советское время. Каковы планы по их реконструкции и оснащению, чтобы хоть немного унифицировать уровень ДОУ?

— Новое строительство по проекту — это легко, а реконструкция сложнее. Нет возможности все здания снести и построить новые, тем более, что за 26 лет количество детсадов уменьшилось почти в два раза. При этом идет демографическая тенденция к росту населения. Порой страшно смотреть на инфраструктуру в областях, да и в Ташкенте. Есть сады, построенные в 60-е годы, есть и сад 47-го года, и 1917-го! Что такое капитальный ремонт? Прогнившие деревянные полы поправили, линолеумом застелили, побелили, покрасили. У нас до сих пор в Ташкенте существуют детсады с санитарными узлами, расположенными на улице. Даже в столице есть сады, в которых отсутствует канализация.

Не было капитального ремонта инфраструктуры. Все детсады охватить работами по реконструкции и ремонту мы не можем, но дали предложения по реконструкции, на основе которых будут предусмотрены расширение инфраструктуры и строительство пристроек. Все это делается для того, чтобы увеличить охват детей ДОУ.

Утвержден стратегический план развития, согласно которому к 2031 году все государственные ДОУ, очень верю в это, будут обладать приблизительно одинаковой современной инфраструктурой. Сейчас идет такая мощная поддержка реформ дошкольного образования со стороны президента. Включился в развитие сферы и частный сектор.

Яркий факт: 19 июня по республике было 6029 ДОУ, к 21 июня их уже стало 6154. Это увеличение стало возможным за счет развития частного сектора.

По прежним проектам постановлений, подготовленным до образования МДО, большая часть средств должна была быть направлена на капитальный ремонт, это было отменено. Перестил кровли, полов не дает новую образовательную среду. Поэтому все силы сейчас направлены на новое строительство и реконструкцию: объекты, имеющие хорошие стены, канализацию, где был запланирован капитальный ремонт, будут переходить на реконструкцию. До конца года она должна быть проведена в 298 объектах. Это подразумевает пристройку новых корпусов или снос тех зданий, которые находятся в аварийном состоянии. Те здания, которые будут включены в новое строительство и реконструкцию, будут сдаваться «под ключ».

Утверждены новые правила оснащения игрушками, играми, мебелью. Это гибкая удобная мебель, которая дает возможность воспитателю находиться на одном уровне с детьми, ведь это позиция равного среди равных.


— Какие обучающие программы будут внедрены?

— С сентября будет внедрена программа обучения детей в возрасте 6 лет. ДОУ, в которых есть пустые места, будут переоснащаться для привлечения 6-летних детей, возможно, в краткосрочные группы. С созданием новой образовательной среды и эти ДОУ станут привлекательными.

Постепенно начнутся занятия и с детьми в средних группах. Для этого нужно переобучить воспитательский состав. С 22 февраля были организованы краткосрочные 4-месячные курсы по переподготовке, и 9080 педагогов с высшим образованием, прошедшие переподготовку, влились в педагогическую среду дошкольного образования. Это воспитатели в основном для групп с детьми 6 лет.

Раньше профессия воспитателя была совсем не привлекательна, в основном, из-за низкой заработной платы. Ни разу за 26 лет не поднимались базовые тарифные ставки воспитателя. С сентября воспитатели с высшим образованием будут получать ту же зарплату, что и педагоги в начальных классах.

Занятия в группах кратковременного пребывания для детей 6 лет подразумевают только образование, без питания, это будут бесплатные занятия по 3 часа в день. Если родители захотят, чтобы организовывались дополнительные кружки, — это будет платная услуга.

— Как совершенствуется система оформления детей в ДОУ?

— Система, которая была до этого, не давала решать управленческие задачи, создавала благоприятные условия для коррупции. В соответствии с постановлением Кабинета Министров с 1 апреля прием детей в государственные ДОУ осуществляется исключительно путем электронной очереди через Центры государственных услуг («единого окна») или Единый портал интерактивных государственных услуг. На сайте МДО доступна база о всех государственных ДОУ.

Скриншот сайта Министерства дошкольного образования www.mdo.uz.

Сервис интегрирован с информационной системой EMIS, содержащей данные о всех государственных ДОУ, вместимости и количестве свободных мест в группах, воспитателях и т. д.

Нужно отметить, что электронная путевка выдается только в том случае, если официально есть свободное место. По электронной путевке, полученной в «едином окне», ДОУ обязано обеспечить местом ребенка. К сожалению, до сих пор есть практика неучтенных детей, которых заведующие принимают без путевок.

Несколько раз мы столкнулись с тем, что многие руководители, при назначении их заведующим ДОУ или на другие должности, начинают злоупотреблять именем министерства и создавать коррупционные схемы. Хотелось бы обратиться к родителям, воспитателям и тем, кто изъявляет желание стать руководителем ДОУ. Мы открыты для общения, диалога! Действует «телефон доверия», создан сервис, воспользовавшись которым, можно написать в случае вымогательства со стороны руководящих лиц территориальных органов.

Министерство информирует общественность о проблемах и не скрывает их. К расследованию правонарушений подключаем Генпрокуратуру. На местах люди знают друг друга, поэтому если рассмотрение дела ведется в районной или городской прокуратуре бывает, что результатов сложно добиться. В таких случаях обращаемся в Генеральную прокуратуру. С сайта МДО можно направить сообщение, которое прочтет лично министр.

— Какое предельное количество детей в группе установлено?

— Идет плавный переход к тому, чтобы в группе было не более 25 человек.

Когда министерство проводит проверки деятельности ДОУ, всплывают разного рода негативные случаи. Они годами скапливались, стали «нарывами» в дошкольном образовании: неучтенные дети, которых где-то прячут… А что творится в специальных ДОУ: действуют 189 спецсадов, и изучение показывает, что там всего 25−30% детей, которым требуется особый уход, остальные здоровы!

Льготные условия, 12−15 человек в группе, бесплатное питание, хорошие специалисты — вот что становится предметом наживы. Получается так, что здоровые дети, которые должны ходить в обычные ДОУ, занимают чужие места, а дети, которые имеют ограничения по здоровью, не могут туда попасть. Сразу сломать ментальность людей будет сложной задачей, но надеемся, что к 2019 году мы все же наведем порядок.

Когда идут реформы, получается так, что многие их искусственно пробуксовывают. Несмотря на внедрение услуги приема через «единое окно» и прозрачной постановки в очередь в ДОУ, к сожалению, еще сохраняются моменты, когда идет вмешательство в процесс через районные отделы или ДОУ.

— Каким образом регламентируется просмотр мультимедийного контента детьми в ДОУ?

— Совместно с Минздравом были утверждены санитарно-гигиенические требования к содержанию, устройству и организации режима работы, здесь же определены требования к просмотру телевизионных передач и видеофильмов.

Мультимедийный контент требует полного пересмотра. Сейчас ведется работа с южнокорейскими партнерами, и в будущем у нас будет свой мультимедийный центр. Заключен меморандум о совместной работе с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана. Через телеканал Bolajon мы приглашаем родителей и людей творческих профессий дать предложения о героях, чьи образы будут использованы в обучающих, мотивирующих материалах для детей.

Касательно использования телевизора в ДОУ — мы всегда говорим, что видеоматериалы должны использоваться, только если они являются частью обучающего процесса — и вовсе не как замена воспитателя.


— В детсадах дети быстро осваивают языки, становятся би- и мультилингвистичными. Каким образом вопросы изучения русского и узбекского языков решены в новой образовательной программе?

— Сейчас уже не надо будет искать группу с русским языком обучения. В них обязательным будет изучение как узбекского, так и английского языков. В группах с узбекским языком обучения обязательным будет изучение русского и английского. Во всех группах будут одинаковые условия.

— В государственное ДОУ оформляют детей с 3 лет, в то же время выплата пособия по уходу за ребенком производится до 2 лет. Предполагается ли создание социальных услуг для помощи матерям с детьми в возрасте до 3 лет?

— Постановление о совершенствовании деятельности ДОУ вышло не зря. Дети до 3 лет наиболее подвержены простудным заболеваниям. Чтобы их уложить спать, нужен индивидуальный подход, ведь они не готовы к самообслуживанию. Теперь же в группах для детей от 3 лет численностью 25 человек предусмотрен 1 воспитатель и 1 помощник воспитателя — заметьте, уже не няня, а помощник, который будет иметь самое малое — среднее специальное образование. Постепенно переходим к тому, чтобы воспитатель имел только высшее образование. ДОУ — это образовательное учреждение.

В Южной Корее дошкольное образование с 3 лет. Дети до этого возраста в ведении Минздрава, потому что в этом возрасте первичен уход, а не образование. В других странах дети до 3 лет находятся под опекой министерства социальной защиты. Считается, что в группах от 2 лет должно быть только 12−15 детей, не больше.

Стоит отметить, что у частных ДОУ сейчас отсутствует ограничение по возрасту для приема детей.

Есть альтернативные формы дошкольного образования, такие как семейные сады и другие. Со временем придем к этим форматам, основательно думаем над их формированием и внедрением. И есть еще один немаловажный момент — у нас в стране за матерью сохраняется рабочее место до достижения ребенком возраста 3 лет. Это проявление самой настоящей лояльности.

— Какие меры принимаются по недопущению случаев физического и психологического насилия по отношению к детям в ДОУ? Каковы гарантии, что работник, применивший его, не будет вновь работать с детьми?

— Мы начали оперативно реагировать на такого рода проявления, и родители нам поверили. Тесно работаем со СМИ по вопросам освещения таких случаев. Кроме того, перед приемом на работу всегда проводится сбор информации о кандидате. В системе EMIS создана база данных преподавателей. Там все прозрачно и доступно, работники министерства смогут ознакомиться с данными о том или ином воспитателе. Думаю, зная о наличии такой прозрачной платформы, люди, которые позволили себе проявить жесткое обращение с детьми, сами не захотят заниматься педагогической деятельностью. Однако если человек признал, понял свою ошибку, то министерство рассмотрит условия его возврата на работу после испытательного срока.

— Родители детей с особенностями развития порой выбирают семейное обучение, чтобы обеспечить их вниманием и улучшенным уходом. Какие услуги предлагает МДО этим семьям?

— По этому вопросу начата работа с Минздравом: создана межведомственная группа, разрабатывается документ о том, каким образом дети раннего возраста будут получать дошкольное образование, находясь дома. Рассматриваются варианты, где наши педагоги будут приходить на дом, ребенок будет обеспечен учебными материалами, психологической помощью, если необходимо; за ним будет закреплен врач. С учетом рекомендаций Минздрава будут разработаны учебные материалы.

Планируется работа с родителями детей с особыми потребностями, чтобы убедить их отдать детей в дошкольные образовательные учреждения, создавая для них инклюзивные условия. Социализация таких детей очень важна. Инициатива социализации детей должна исходить от родителей, мы же будем стремиться обеспечить их всеми необходимыми условиями.

В ближайшее время будут созданы инновационные специализированные дошкольные учреждения для детей с тяжелыми нарушениями в развитии, которые будут совмещены с реабилитационными центрами, с возможностью нахождения детей в этих ДОУ от 2−3-часового до круглосуточно. В Юнусабадском и Учтепинском районах Ташкента есть показательные ДОУ, где обучаются дети с ДЦП, расстройством аутистического спектра. Они занимаются по образовательным программам, которые семья не в силах обеспечить или донести до ребенка. Детки демонстрируют огромный прогресс: они начинают ходить, разговаривать, обучаться и учиться! Если такие дети с раннего возраста будут получать равную возможность для социализации, адаптации и обучения, их дальнейшая жизнь сложится гораздо удачливее и счастливее.

В отношении качественного инклюзивного образования, к сожалению, мы находимся на низком уровне. Даже взрослые демонстрируют порой неприязнь и жестокость в отношении таких детей, твердя: «Не хочу, чтобы мой ребенок обучался вместе с ребенком-инвалидом». Нам нужно в корне поменять такое отношение и видение общества, предстоит большая пропагандистская, обучающая работа со взрослыми.

С другой стороны, порой родители говорят: «Нам дали направление в логопедический сад, но мы не хотим. Пусть ребенок идет в обычный». Министерство как раз сейчас занимается нормативной регуляцией этого вопроса, которая позволит детям с рядом заболеваний, относящихся к разряду логопедических, посещать обычное ДОУ. Это первые шаги к инклюзивности.

В новой программе есть модуль «Обучение родителей». Это новшество. Планируется изменить формат ежемесячного журнала МДО «Мактабгача таълим методикаси», где будут отведены страницы для родителей. Родители будут видеть, какую программу в текущем месяце проходит ребенок, и для них будут определенные задания. Это даст возможность контролировать ход обучения и усвоение ребенком знаний.


— Каким образом МДО контролирует организацию питания в ДОУ?

— Кейтеринговая система питания внедрена в 41 ДОУ, привлечены 14 фирм. К сожалению, есть случаи недобросовестной работы фирм. Если поставщики питания работают недобросовестно, поставляя некачественные продукты или несвоевременно, будут приняты самые жесткие меры. С такими поставщиками расторгаются договоры, они будут вноситься в «черный список» и уже никогда не смогут работать с ДОУ.

Согласно закону, исполнитель, включенный в Единый реестр недобросовестных исполнителей, не может участвовать в государственных закупках в течение трех лет.

— Порой ежедневное меню выглядит несбалансированным: слишком много углеводов, мало фруктов и овощей. Какие качественные изменения ожидаются в меню в государственных ДОУ?

— Совместно с Ассоциацией поваров и Минздравом проработано новое меню с учетом требований сбалансированного питания, покрывающее потребности детей, в том числе в йоде, кальции, железе, недостаточность которых наблюдается в нашем регионе. Это годовое, сезонное меню, предусматривающее поправки для каждого региона исходя из его специфики.

Планируется, что в ДОУ будет анонсироваться меню на месяц, где будут указываться продукты, которые могут вызвать аллергию. Родители будут знать его заранее, предупреждать ДОУ, и в таких случаях для этих детей на кухне будут готовить другое блюдо.

Вообще, кардинальное отличие новых требований и нормативов к организации ДОУ в том, что они очень гибкие. Они предоставляют свободу выбора руководителям.

— Агриппина Васильевна, благодарю за интервью.