Карен Срапионов — партнер инвестиционной компании Avesta Investment Group, консультант и аналитик со специализацией на привлечении портфельных и стратегических инвестиций, сделках M&A и проектном финансировании.

На протяжении уже более года циркулируют новости о том, что Узбекистан планирует выпустить суверенные еврооблигации и сейчас идет работа по подготовке к этому событию — начат процесс получения суверенного рейтинга, в котором нам помогает Citibank, а возможно, и еще несколько банков. При этом некоторые задаются вопросом, зачем Узбекистану вообще нужен такой инструмент, ведь мы активно и достаточно успешно привлекаем финансирование на все крупные проекты от международных финансовых институтов, таких как ЕБРР, АБР, ИБР, Эксимбанки Китая, Японии и других, причем процентные ставки по таким кредитам крайне низки, и долг носит долгосрочных характер. Так зачем пытаться выпустить облигации, которые, скорее всего, будут несколько дороже подобных прямых кредитов?

В первую очередь, как отмечают представители правительства, выпуск и успешность размещения суверенных облигаций на европейских площадках должны стать ориентиром (benchmark) для последующих выпусков корпоративных еврооблигаций ведущими предприятиями страны, ведь спрос на финансирование в стране очень высок — активизация бизнеса привела к появлению новых проектов, требующих больших капитальных вложений в строительство, закупку передового оборудования, технологий, привлечение квалифицированных кадров. Чем качественнее пройдет размещение суверенных еврооблигаций, тем дешевле смогут привлекать средства и государственные и частные компании в рамках корпоративных размещений. Правительство должно открыть двери отечественным компаниям на огромный рынок международного капитала, который уже почти 30 лет ждет появления там самой индустриально развитой в регионе, активно развивающейся страны с населением более 32 миллионов человек.

Кроме того, выход на международные рынки капитала существенно повысит конкуренцию на внутреннем рынке, что позволит снизить стоимость привлечения долга, т. к. на данный момент на рынке имеется только возможность привлечения банковских кредитов и капитала от учредителей, что зачастую является достаточно дорогими видами финансирования инвестиционных проектов и часто не позволяет компаниям реализовывать дорогостоящие невысокомаржинальные проекты инфраструктурного характера или имеющие длительный срок реализации.

Большинство соседних стран уже давно развивают данные рынки и активно привлекают средства инвесторов, в связи с чем Узбекистану нужно как можно скорее включаться в конкуренцию за такое внимание и капитал не только с развивающимися странами региона, но и с соседями. Приведу ряд примеров.

В начале сентября 2017 года Министерство финансов Таджикистана разместило выпуск 10-летних еврооблигаций на сумму 500 млн долларов на Люксембургской Фондовой Бирже (EURO MTF), погашение которых начнется с 25 марта 2025 года шестью равными полугодовыми платежами. Планируется, что общий объем эмиссии составит 1 млрд долларов, т. е. в ближайшее время будет размещена вторая эмиссия. Средства будут направлены на финансирование строительства Рогунской ГЭС (мощность — 3600 МВт, выработка 13−17 млрд кВт.ч электроэнергии в год), общая стоимость которого достигает 3,9 млрд долларов. Консультантами выпуска выступили Citi (B&D) и Raiffeisen Bank International AG, которые сообщили о более чем восьмикратной переподписке эмиссии (сумма поданных заявок составила 4−4,5 млрд долларов), что позволило снизить размеры купонных полугодовых платежей с запланированных 8% годовых до 7,125%. Выпуск облигаций получил оценку международных рейтинговых агентств: S&P Global присвоило ему рейтинг B-, а Moody‘s — B3.

В июле 2015 года Казахстан разместил 10-летние облигации со ставкой 5,175% на сумму 4 млрд долларов, причем объем заявок на их покупку составил более 10 млрд долларов. В октябре 2014 года размещены два выпуска: а) 10-летние облигации на сумму 1,5 млрд долларов с текущей ставкой 3,85% годовых и б) 30-летние облигации на сумму 1 млрд долларов со ставкой 4,875% годовых. Общая книга заявок по обоим выпускам составила около 11 млрд долларов, т. е. была переподписана более чем в четыре раза. Рейтинг облигаций составил по Moody’s Baa2, по S&P — BBB-, по Fitch — ВВВ. Менеджерами выпусков стали Citi, HSBC, J.P. Morgan. Общий объем имеющихся в обращении государственных еврооблигаций составляет 6,5 млрд долларов, а корпоративных еврооблигаций — более 23,2 млрд долларов.

До этого Казахстан за всю историю независимости разместил пять выпусков еврооблигаций: в декабре 1996 года — 3-летние бумаги объемом 200 млн долларов со ставкой купона 9,25% годовых, в сентябре 1997 года — 5-летние на 350 млн долларов под 8,38%, в сентябре 1999 года — 5-летние на 275 млн долларов под 13,63%, в апреле 2000 года — 7-летние на 350 млн долларовпод 11,125%.

Первый выпуск еврооблигаций Грузии был выпущен государством в 2008 году на сумму 0,5 млрд долларов. В 2011 году эти облигации были погашены досрочно для выпуска новой эмиссии на ту же сумму на более длительный срок. Общий объем доступных на сегодня государственных еврооблигаций составляет 0,5 млрд долларов, выпущенных в 2011 году на срок 10 лет под 6,875% годовых, однако имеется также 1,2 млрд долларов долга по корпоративным еврооблигациям, выпущенным в основном Грузинскими железными дорогами и организациями банковско-финансового сектора и рынка недвижимости, ставки по которым колеблются в диапазоне 8−11% годовых. Организаторами выпусков являлись J.P. Morgan, Ренессанс-капитал, однако в последние годы лидирующие позиции заняла местная компания Galt&Taggart. Рынок облигаций в национальной валюте очень развит и включает как государственные и муниципальные облигации, так и корпоративные заимствования общим объемом более 3 млрд лари или 1,22 млрд долларов.

Долговой рынок Беларуси является одним из наиболее развитых среди стран СНГ. На текущий момент в обращении имеется более 1000 выпусков облигаций разных видов, включая государственные, муниципальные и корпоративные, номинированные в долларах США, евро, белорусских и российских рублях. Общий объем размещенных государственных еврооблигаций составляет 6,1 млрд долларов и 2,2 млрд евро, муниципальных облигации — 0,8 млрд долларов, а также 2,45 млрд долларов и 0,85 млрд евро корпоративных выпусков. Доходность облигаций, эмитированных государством, находится в диапазоне 4,5−8% в зависимости от сроков выпусков. В июле 2010 года Беларусь разместила первый выпуск еврооблигаций на сумму 0,6 млрд долларов сроком на 5 лет со ставкой 8,75% годовых. Объемы переподписки составляли 3−4 раза.

В Азербайджане общий объем обращающихся еврооблигаций, выпущенных государством, составляет 3,3 млрд долларов в восьми эмиссиях, из которых крупнейшими являются выпуски на 1,07 млрд долларов до 2024 года под 4,75% годовых и 1,25 млрд долларов до 2032 года под 3,5% годовых. Корпоративные еврооблигации на текущий момент доступны в общем объеме более 5,2 млрд долларов со ставкой доходности 5−9% годовых.

Государственные еврооблигации Армении на рынке доступны в двух эмиссиях на 0,7 млрд долларов под 7,15% годовых со сроком погашения в 2025 году и 0,5 млрд долларов под 6% годовых с погашением в 2020 году. Корпоративные еврооблигации выпущены на сумму около 0,2 млрд долларов. При этом на внутреннем рынке государство выпустило множество выпусков облигаций на сумму 1,2 млрд долларов, а корпоративный сектор занял почти 30 млрд долларов.


Примерный объем обращающихся государственных еврооблигаций, млрд долл.

Диапазон ставок доходности (текущие), %

Казахстан

6,5

3,85−5,175%

Беларусь

8,78

7−8%

Азербайджан

3,5

3,5−5%

Армения

1,2

6−7,15%

Грузия

0,5

6,88%

Таджикистан

0,5

7,13%

Основными этапами развития данного рынка в Узбекистане могли бы стать:

  1. Получение суверенного рейтинга и выпуск суверенных еврооблигаций со стороны правительства объемом 0,5−2 млрд долларов. На данном этапе инвесторами выступят крупные международные игроки и инвестиционные фонды, специализирующиеся на развивающихся рынках. Средства могут быть направлены на реализацию крупных индустриальных проектов — строительство нефтепереарбатывающих и газоперерабатывающих заводов, нефте-газопроводов, железных дорог стратегического характера, атомной электростанции и другие проекты, которые могут иметь реальную финансовую составляющую и смогут покрывать расходы на обслуживание этого долга.
  2. Выпуск еврооблигаций государственными компаниями для привлечения средств на отдельные проекты по модернизации и расширению производства. Объем таких выпусков может составлять 0,1−0,5 млрд долларов с привлечением международных банков и синдикатов инвесторов;
  3. Выпуск облигаций банками и финансовыми институтами для пополнения ликвидности и расширения бизнеса путем их перераспределения в экономике страны. Объем таких выпуском может составлять 0,05−0,5 млрд долларов. На данном этапе к инвестициям могут подключиться большее число инвесторов, включая банки и более мелкие фонды.
  4. Выпуск облигаций крупными и средними частными компаниями на сумму менее 0,1 млрд долларов, куда смогут инвестировать и небольшие частные инвесторы, а также подключатся и местные инвесторы, которые к тому моменту смогут накопить свободные средства для инвестирования в ценные бумаги.
  5. Выпуск государственных и муниципальных инфраструктурных облигаций для реализации долгосрочных стратегических проектов в области транспортной, коммунальной, туристической инфраструктуры и т. д.

Рынок суверенных и корпоративных еврооблигаций привлечет капитал и главное — внимание иностранных инвесторов к фондовому рынку и экономике Узбекистана в целом, что даст стимул в их развитии. Иностранные инвесторы принесут дополнительную ликвидность на рынок акций и облигаций в Узбекистане, так необходимые нам, и позволят местным компаниям эффективно размещать облигационные займы на местном рынке, повысят стоимость акций, что позволит населению и бизнесу получить дополнительный источник дохода от перепродажи принадлежащих им пакетов акций. Компании, получившие финансирование путем выпуска еврооблигаций, реализуют проекты, которые они бы не сделали без этого или сделали бы менее эффективно. Банки, привлекшие финансирование на международных рынках, перераспределят их мелким и средним предприятиям, которые пока не могут обращаться к этому инструменту из-за размеров бизнеса или его специфики.

Еще одним важным положительным изменением станет рост квалификации сотрудников всех организаций, решившихся на выход на международные рынки, — выпуск облигаций накладывает обязательства по раскрытию информации, регулярной отчетности, что должно повысить качество корпоративного управления, планирования и бюджетирования. Местные бизнесмены и население, заинтересованные в получении дополнительного дохода на фондовом рынке, существенно повысит свои знания как о базовых инструментах и принципах его работы, так и о передовом опыте, который, безусловно, должен перениматься на наш рынок. Государственные еврооблигации, облигации внутреннего займа, корпоративные долговые бумаги и развитие капитала позже приведут к появлению различных видов производных инструментов (деривативов) и свопов (swap).

Если на начальном этапе существенная часть рынка может приходиться на иностранных инвесторов и торговлю на иностранных площадках, то с расширением числа компаний-эмитентов и числа и типов инвесторов местный рынок также должен наращивать объемы и занять свое место в ряду развитых рынков.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.