Более половины детей, находящихся в детдомах и интернатах Узбекистана, попали туда из-за социальных и финансовых сложностей в семьях. Многие из этих детей имеют одного или обоих родителей, и нужно изучить возможности их возвращения в семьи. Об этом говорилось на совещании в Ташкенте в среду, в котором участвовали представители Министерства народного образования, Научно-практического исследовательского центра «Оила» и Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Глава представительства ЮНИСЕФ Саша Грауманн представил рекомендации по реформированию системы опеки над детьми, включая прекращение размещения детей в учреждениях по причинам социально-экономического характера, распространение альтернативных форм семейной опеки (усыновление, патронат и приемные семьи), увеличение числа компетентных социальных работников по работе с уязвимыми семьями и детьми, лишенными родительского попечения, и поощрение кейс-менеджмента — для поддержки каждой отдельной ситуации.

«Семья — это естественная среда, в которой обеспечивается благополучие, рост и защита ребенка, — сказал Саша Грауманн. — В Узбекистане около 20 тысяч детей живут в детдомах и интернатных учреждениях, 75% из них — дети с инвалидностью».

Исследования показывают, что дети, воспитывающиеся в социальных учреждениях, имеют более слабое физическое развитие, проблемы с обучением, испытывают поведенческие расстройства, такие как агрессивность и гиперактивность. В будущем они могут быть не самыми хорошими родителями, и круг замыкается, отметил он.

Интернатный уход за детьми должен использоваться только тогда, когда все другие формы ухода были тщательно рассмотрены и исключены с учетом наилучших интересов ребенка, подчеркнул глава ЮНИСЕФ. Ситуация с каждым ребенком должна анализироваться и пересматриваться, чтобы институциональная опека была как можно более короткой, и ребенок возвращался в семейную среду, как только для этого появляется возможность.

Вероятность попадания детей в учреждения опеки будет уменьшаться, если усилить социальную, правовую, финансовую поддержку уязвимых семей и укрепить деятельность социальных служб по предупреждению, выявлению, оценке и контролю уязвимых семей, отметил Саша Грауманн.


«Мы активно поддерживаем деинституционализацию и стремимся, чтобы все дети воспитывались в семьях, поскольку это очень важно для самих детей и общества, — сказал заместитель министра народного образования Дильшод Кенжаев. —  Идет тенденция сокращения: в 1991 году было 31 домов „Мехрибонлик“, сегодня их 22, и количество детей в них сокращается. Порой там действительно находятся дети, которые должны быть в семьях. По статистике, около 40% детей в институциональных учреждениях — это дети-сироты. Остальные — это дети из малоимущих семей и могли бы пребывать в семьях».

Выявление, учет и устройство лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, регулируется законом «Об опеке и попечительстве». На начало 2018 года более 15 тысяч детей переданы в опеку, более 11 тысяч детей находятся под попечительством, 573 ребенка находятся в патронате, 3500 детей усыновлены. Таким образом, более 60 тысяч детей находятся под непосредственной защитой органов опеки и попечительства, заключил заместитель министра.

Директор центра «Оила» Дилором Ташмухамедова отметила, что эта организация, образованная недавно указом президента, определена единым экспертным учреждением, которое будет заниматься вопросами семьи, материнства, детства. Сотрудники, ранее работавшие в институте махалли, переданы Комитету женщин. Теперь в каждой махалле есть сотрудники, которые работают с женщинами и по укреплению духовно-нравственных основ семьи.

«Нужно создать единую структуру, министерство, которое отвечало бы за социальную защиту, — подчеркнула международный эксперт по опеке детей Стелла Григоращ, представляя опыт стран Центральной Азии и Восточной Европы в развитии ухода за детьми. — Сейчас, когда вопросы опеки детей координируют несколько агентств, очень трудно координировать работу так, чтобы для детей был позитивный эффект».

Эксперт считает, что социальная политика должна быть направлена на ограничение потока детей в учреждения опеки и их последующее возвращение в родную или заменяющую семью.

Агентство, ответственное за социальную защиту, должно обеспечить координацию оценки и мониторинга каждого случая, периодического пересмотра потребностей детей и жизненной ситуации семьи, создать базы данных для контроля и анализа решений и их результатов.

«Важно обеспечить повышение квалификации и поддержку социальных работников, — утверждает эксперт, — потому что они в значительной степени подвержены профессиональному, эмоциональному выгоранию в силу высоких нагрузок».

Специализированные службы поддержки семьи: команды, базирующиеся в родильных домах, центры поддержки для молодых семей и младенцев, центры для ребенка и родителя для наиболее сложных случаев, дневные услуги для маленьких детей, а также денежные пособия и поддержка семьи — все это услуги по профилактике и поддержке семьи, которые нужно расширять, считает Стелла Григоращ.

«Специалисты, работающие в махаллях, должны превратиться в ту силу, которая будет знать всех детей в махаллей, вовремя проводить оценку ситуаций в семьях с детьми, вовремя приходить на помощь и перенаправить их на более специализированные услуги, — говорит г-жа Григоращ. — Пока же специализированные услуги для детей, которые разлучены со своими родителями, отсутствуют. Есть опека, усыновление, патронат. Но нужно развивать профессиональные приемные (фостерные) семьи, эти семьи могут эффективно работать с детьми с особыми потребностями».

Участники совещания ознакомились с позитивным опытом размещения детей в семьях в рамках схемы размещения уязвимых детей в семейных условиях, реализуемой «SOS Детские деревни».